Ждёт ли Россию лесной апокалипсис?

Ждёт ли Россию лесной апокалипсис?

Ждёт ли Россию лесной апокалипсис?

"Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо… Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы приумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее".

А.П. Чехов

 

На 22 апреля назначено рассмотрение в первом чтении проекта Федерального закона №136515-4 "Лесной кодекс Российской Федерации" в Государственной Думе.

Приняв новый Лесной кодекс в ближайшее время (Государственная Дума намерена ударными темпами окончательно принять этот законопроект уже к середине лета), наша страна рискует получить такое количество проблем которые ещё долго придётся расхлёбывать, а так ли это необходимо на данный момент?

Новая версия Лесного кодекса - уже третий законопроект (с конца 2004года), направленный на коренное изменение основного лесного закона - Лесного кодекса. Не успел вступить в силу Федеральный закон №122-ФЗ, полностью менявший систему взаимодействия между участниками лесных отношений и принципы доступа к лесным ресурсам, как его уже изменили - аннулировав лесную часть и приняв дополнительно Федеральный закон №199-ФЗ, который привёл действующий Лесной кодекс в соответствие с целями и задачами административной реформы.

ФЗ-199 вступил в силу 1 января 2005 года и определил новый порядок взаимодействия федеральной и региональной властей в области управления лесными ресурсами, изменил порядок доступа к лесным ресурсам. Уже сейчас ясно, что правительство само оказалось не готово к принятию этого закона. Так, этим законом предусматриваются специальные субвенции из федерального бюджета региональным властям на борьбу с пожарами и управление сельскими лесами, которыми теперь будут управлять губернаторы. Однако до сих пор процедура выделения денег неясна, хотя уже отмечены первые пожары.

Менее чем через полгода планируется принять новый революционный, но еще более сырой и недоработанный Лесной кодекс. Многие формулировки в нем расплывчаты и допускают двоякое толкование. В результате этого мы можем ожидать дальнейшей дестабилизации системы управления лесами России, уничтожение ценных лесов, возникновение кризисных явлений в лесной отрасли и социальные потрясения.

Новый проект не содержит стимулов к рачительному управлению лесами, способствует ликвидации системы государственного контроля лесопользования. Проект содержит в себе административные нерыночные механизмы, принуждающие лесопользователей к экстенсивному использованию лесных ресурсов (сниманию "сливок" - вырубки последних продуктивных лесов). В результате компании будут не заинтересованы в ведении нормального ухода за лесами. А, инвестируя в улучшение лесной инфраструктуры, компании фактически работают не на свое будущее, а на следующего владельца леса, который выиграет аукцион после окончания срока аренды.

Ударными темпами передавая управление лесами в частные руки, государство своими руками уничтожит десятилетиями формировавшуюся систему лесхозов, то есть фактически подпишется под скором увольнением десятков тысяч сотрудников, занятых в лесном хозяйстве.

Проект создаёт обширные возможности для вмешательства чиновников в повседневную, хозяйственную деятельность лесных предприятий, а значит - для дальнейшего развития коррупции в лесной отрасли. Идеология кодекса направлена на то, чтобы по-прежнему игнорировать мнение местных жителей при принятии решения об использовании лесов. Он оставляет лазейки для необоснованного ограничения прав граждан на общедоступное пользование лесами, а также для хитроумных бизнесменов, которые под видом организации "отдыха" граждан будут строить на лесных землях заборы и коттеджи для себя Предложения и комментарии к проекту Лесного кодекса, направленные непосредственно в рабочую группу Государственной Думы российскими неправительственными природоохранными организациями, работниками Федерального агентства лесного хозяйства, в том числе удаленных лесхозов, были проигнорированы.

Результаты обсуждения проекта в регионах также не нашли места в поправках к новому кодексу. Так что ответственность  за грядущий лесной апокалипсис целиком и полностью несёт Государственная Дума, уклонившаяся от полноценного учета общественного мнения.

Создаётся впечатление, что действует какая-то сила, которая очень заинтересована в хаосе и правовой неразберихе лесного сектора нашей страны. Лес становится предметом коммерческого оборота, а всё остальное становится не важным.

"Лес - это последний ресурс, который ещё не приватизирован, а лесная охрана - одна из немногих государственных структур, которая пока продолжает исполнять свои обязанности. Нельзя непродуманными действиями  разрушать работающие механизмы, лишать граждан привычной среды обитания - всё это может привести к серьёзным экономическим, экологическим и социальным последствиям", – считает президент Центра экологической политики России А.В.Яблоков.

 

Перечень наиболее существенных недостатков проекта Лесного кодекса (от российских неправительственных природоохранных организаций: ЦОДП,  МСОЭС, WWF, Greenpeace, IUCN):

1. Противоречие процедуры создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на землях лесного фонда действующему законодательству об ООПТ. Отсутствие однозначного указания, к какой категории защитности относятся леса существующих особо охраняемых территорий.

2. Несоответствие ограничений на лесопользование, устанавливаемых Особой частью Лесного кодекса, режимам, устанавливаемым в соответствии с действующим Федеральным законом "Об ООПТ" и существующей нормативной базой.

3. Игнорирование Лесным кодексом требований природоохранного законодательства по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения

живых организмов и участков естественных лесных экосистем, не подвергшихся  антропогенному воздействию.

4. Неясность формулировки, допускающей ограничение пребывания граждан

 в лесах, находящиеся в аренде или собственности.

5. Отсутствие правовых основ для участия общественности в принятии  наиболее значимых решений в области управления лесами.

6. Отсутствие единых требований к ведению хозяйства в защитных лесах,  несоответствие установленного режима использования многих категорий   защитности лесов первой группы целевому назначению этих категорий,   отсутствие логики в значительной части статей, касающихся управления   защитными лесами; противоречия с законодательством об особо охраняемых    природных территориях.

7. Наличие нерыночного механизма (повышения платы за использование  лесных ресурсов), заставляющего лесопользователей использовать не менее   30% от каждого вида лесных ресурсов вне зависимости от конкретных   условий лесопользования.

8. Отсутствие эффективной системы охраны лесов от нелегальных рубок и контроля соблюдения лесного законодательства.

9. Отсутствие ограничений на строительство капитальных сооружений (в том числе на коттеджное строительство) в тех категориях защитности,  где это строительство может противоречить целевому назначению лесов.

10. Отсутствие правовых основ для определения того, в каких объемах арендаторы и собственники лесного фонда обязаны проводить лесохозяйственные  мероприятия.

11. Игнорирование Лесным кодексом требований природоохранного  законодательства о государственной экологической экспертизе.

12. Отсутствие перечня технических регламентов на ведение лесного хозяйства и лесопользование.

Оценить статью
(0)