В силе воздействия телевизионной информации на процесс формирования у людей различных мотивации, пристрастий и т.д., в том числе, политических воззрений, сомневаться не приходится. Не зря в прямом эфире сегодня в России не выходит ни одной аналитической передачи. Пропагандистские ошибки стоят дорого, и власть это знает.
Еще один немаловажный инструмент формирования общественного мнения в заданном русле – социологические опросы, хотя сами исследователи могут вовсе этого и не хотеть. Однако россияне верят соцопросам, интересуются ими и по ним часто «сверяют часы». Поэтому, воздействующим эффектом этой информации власть всегда активно пользуется.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Исследовательская группа «ЦИРКОН», а также региональные исследовательские компании – члены Ассоциации региональных социологических центров Группа «7/89» представили в Независимом пресс-центре данные совместного исследовательского проекта «Социологические исследования в России: осведомленность и отношение населения».
Цель проекта – изучить отношение россиян к массовым опросам общественного мнения, социологическим и маркетинговым исследованиям, а также организациям, проводящих в России подобные исследования.
О своем опыте участия в каких-либо опросах общественного мнения, социологических или маркетинговых исследованиях заявили около трети россиян. (35%). На вопрос о том, знают ли они что-либо об исследовательских организациях, положительно ответили 43% респондентов, при этом среди тех, кто заявил об имеющемся у них опыте участия в исследованиях, эта доля выше – 60%.
Более высокая информированность о социологических организациях характерна для граждан с высшим образованием. В «территориальном разрезе» выделяются Воронеж, Казань, Ростов-на-Дону и Санкт-Петербург, где этот показатель выше 50.
В то же время известность компаний, проводящих массовые опросы, социологические и маркетинговые исследования, невелика. Назвать без подсказки хотя бы одну такую организацию смог лишь каждый десятый респондент, а в ряде российских городов – не более 3–7% участников опросов. Самыми известными исследовательскими центрами являются ФОМ и ВЦИОМ (известность соответственно 23% и 9%), узнаваемость остальных компаний не достигает и 5%.
Россияне в целом демонстрируют позитивное отношение к социологическим исследованиям и опросам общественного мнения. Три четверти опрошенных (77%) сообщили о том, что социологическая информация, с которой они встречаются в СМИ, вызывает у них интерес; 84% считают, что опросы общественного мнения нужны; 76% придерживаются точки зрения, что результаты опросов отражают действительные мнения граждан.
Большинство россиян считают, что опросы помогают узнать мнение простых людей о положении в их городе, области, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем» (84%); что основной целью проведения опросов является научное познание общества(67%); что результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности» (согласны 59%, не согласны 27%).
Большинство граждан не согласны с тем, что опросы проводятся с целью «выпытывания у людей информации в корыстных целях» (74%); не считают, что «опросы часто являются сфабрикованными и публикуются для оказания влияния на людей» (не согласны 51%, согласны 28%), не рассматривают их как «дань моде» (не согласны 51%, согласны 35%).
Можно предположить, что позитивное отношение к опросам и социологическим исследованиям является следствием (или отражением) сохраняющегося в обществе уважения к научной деятельности и ученым, а социологи рассматриваются скорее как ученые, чем как коммерсанты.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 22–23 января 2005 г. Опрошено 1523 человека в 100 населенных пунктах в 40 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Выборочные опросы Ассоциации 789 проведены в 13 городах РФ проведены 10 декабря 2004 г. – 10 марта 2005 гг. по репрезентативным выборкам населения соответствующих городов. Всего опрошено 7532респондента.
Припомните, пожалуйста, Вы лично ранее участвовали в каких-либо опросах общественного мнения, социологических исследованиях и т.п.? | |
Да, участвовал в опросах в качестве опрашиваемого (респондента), был участником групповой дискуссии (фокус-группы) и других исследовательских процедур |
35 |
Нет, никогда ранее не участвовал |
63 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
Скажите, пожалуйста, Вы хорошо осведомлены, что-то слышали или ничего не знаете об организациях, занимающихся социологическими исследованиями, проводящих опросы общественного мнения? | |
Да, я определённо знаю о таких организациях |
8 |
Я что-то слышал о таких организациях |
35 |
Нет, я ничего не знаю о таких организациях |
55 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
Посмотрите, пожалуйста, на этот список и ответьте, пожалуйста, какие из представленных в нем организаций, проводящие массовые опросы общественного мнения (социологические исследования), знакомы Вам хотя бы по названию? | |
Фонд "Общественное мнение" |
23 |
ВЦИОМ |
9 |
Институт Гэллапа, РОМИР, «Мониторинг.ру» |
3–4 |
«Левада-центр», АРПИ, КОМКОН, ГФК |
1–2 |
МИРОМ (несуществующий контрольный центр) |
1 |
Затрудняюсь ответить |
30 |
Данные социологических опросов и опросов общественного мнения часто сообщают по телевидению, по радио, в прессе. Когда вам встречается такая информация, она вызывает или не вызывает у Вас интерес? | |
Безусловно, вызывает |
34 |
Скорее вызывает |
43 |
Скорее не вызывает |
16 |
Безусловно, не вызывает |
3 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан? | |
Безусловно, отражают |
25 |
Скорее отражают |
51 |
Скорее не отражают |
12 |
Безусловно, не отражают |
2 |
Затрудняюсь ответить |
10 |
Как Вы думаете, в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны? | |
Безусловно, нужны |
38 |
Скорее нужны |
47 |
Скорее не нужны |
7 |
Безусловно, не нужны |
1 |
Затрудняюсь ответить |
8 |
Ниже приведены несколько суждений о роли и деятельности организаций, проводящих опросы общественного мнения, занимающихся социологическими исследованиями. Скажите, с какими из них Вы согласны, а с какими – нет? | |||
|
Скорее согласен |
Скорее |
Затрудняюсь ответить |
Проведение социологических исследований помогает узнать мнение простых людей о положении в их городе, области, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем |
84 |
10 |
6 |
Большинство опросов проводится для того, чтобы выпытывать у людей информацию об их личной жизни и имуществе, чтобы потом использовать эту информацию в корыстных целях |
16 |
74 |
10 |
Проведением опросов общественного мнения в основном занимаются ученые с целью научного познания общества |
67 |
18 |
16 |
Большинство организаций, проводящих опросы населения, просто зарабатывают на этом деньги, выполняя определенный заказ, это обычная коммерческая деятельность |
40 |
45 |
15 |
Результаты опросов общественного мнения часто являются сфабрикованными и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению |
28 |
51 |
21 |
Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности |
59 |
26 |
15 |
Опросы и другие социологические исследования не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания, и вся эта деятельность является просто модой |
35 |
51 |
15 |