Общественное мнение: канал обратной связи или объект манипуляции?

Общественное мнение: канал обратной связи или объект манипуляции?

Общественное мнение: канал обратной связи или объект манипуляции?

В силе воздействия  телевизионной информации на процесс формирования у людей различных мотивации, пристрастий и т.д., в том числе, политических воззрений, сомневаться не приходится. Не зря в прямом эфире сегодня в России не выходит ни одной аналитической передачи. Пропагандистские ошибки стоят дорого, и власть это знает.

Еще один немаловажный инструмент формирования общественного мнения в заданном русле – социологические опросы, хотя сами исследователи могут вовсе этого и не хотеть. Однако россияне верят соцопросам, интересуются ими и по ним часто «сверяют часы». Поэтому, воздействующим эффектом этой информации власть всегда активно пользуется.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Исследовательская группа «ЦИРКОН», а также региональные исследовательские компании – члены Ассоциации региональных социологических центров Группа «7/89» представили в Независимом пресс-центре данные совместного  исследовательского проекта «Социологические исследования в России: осведомленность и отношение населения».

Цель проекта – изучить отношение россиян к массовым опросам общественного мнения, социологическим и маркетинговым исследованиям, а также организациям, проводящих в России подобные исследования.

 О своем опыте участия в каких-либо опросах общественного мнения, социологических или маркетинговых исследованиях заявили около трети россиян. (35%). На вопрос о том, знают ли они что-либо об исследовательских организациях, положительно ответили 43% респондентов, при этом среди тех, кто заявил об имеющемся у них опыте участия в исследованиях, эта доля выше – 60%.

Более высокая информированность о социологических организациях характерна для граждан с высшим образованием. В «территориальном разрезе» выделяются Воронеж, Казань, Ростов-на-Дону и Санкт-Петербург, где этот показатель выше 50.

В то же время известность компаний, проводящих массовые опросы, социологические и маркетинговые исследования, невелика. Назвать без подсказки хотя бы одну такую организацию смог лишь каждый десятый респондент, а в ряде российских городов – не более 3–7% участников опросов. Самыми известными исследовательскими центрами являются ФОМ и ВЦИОМ (известность соответственно 23% и 9%), узнаваемость остальных компаний не достигает и 5%.

Россияне в целом демонстрируют позитивное отношение к социологическим исследованиям и опросам общественного мнения. Три четверти опрошенных (77%) сообщили о том, что социологическая информация, с которой они встречаются в СМИ, вызывает у них интерес; 84% считают, что опросы общественного мнения нужны; 76% придерживаются точки зрения, что результаты опросов отражают действительные мнения граждан.

Большинство россиян считают, что опросы помогают узнать мнение простых людей о положении в их городе, области, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем» (84%); что основной целью проведения опросов является научное познание общества(67%); что результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности» (согласны 59%, не согласны 27%).

Большинство граждан не согласны с тем, что опросы проводятся с целью «выпытывания у людей информации в корыстных целях» (74%); не считают, что «опросы часто являются сфабрикованными и публикуются для оказания влияния на людей» (не согласны 51%, согласны 28%), не рассматривают их как «дань моде» (не согласны 51%, согласны 35%).

Можно предположить, что позитивное отношение к опросам и социологическим исследованиям является следствием (или отражением) сохраняющегося в обществе уважения к научной деятельности и ученым, а социологи рассматриваются скорее как ученые, чем как коммерсанты.

 

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 22–23 января 2005 г. Опрошено 1523 человека в 100 населенных пунктах в 40 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Выборочные опросы Ассоциации 789 проведены в 13 городах РФ проведены 10 декабря 2004 г. – 10 марта 2005 гг. по репрезентативным выборкам населения соответствующих городов. Всего опрошено 7532респондента.

 

Припомните, пожалуйста, Вы лично ранее участвовали в каких-либо опросах общественного мнения, социологических исследованиях и т.п.?

Да, участвовал в опросах в качестве опрашиваемого (респондента), был участником групповой дискуссии (фокус-группы) и других исследовательских процедур

35

Нет, никогда ранее не участвовал

63

Затрудняюсь ответить

2

 

Скажите, пожалуйста, Вы хорошо осведомлены, что-то слышали или ничего не знаете об организациях, занимающихся социологическими исследованиями, проводящих опросы общественного мнения?

Да, я определённо  знаю о таких организациях

8

Я что-то слышал о таких организациях

35

Нет, я ничего не знаю о таких организациях

55

Затрудняюсь ответить

3

 

Посмотрите, пожалуйста, на этот список и ответьте, пожалуйста, какие из представленных в нем организаций, проводящие массовые опросы общественного мнения (социологические исследования), знакомы Вам хотя бы по названию?

Фонд "Общественное мнение"

23

ВЦИОМ

9

Институт Гэллапа, РОМИР, «Мониторинг.ру»

3–4

«Левада-центр», АРПИ, КОМКОН, ГФК

1–2

МИРОМ (несуществующий контрольный центр)

1

Затрудняюсь ответить

30

 

Данные социологических опросов и опросов общественного мнения часто сообщают по телевидению, по радио, в прессе. Когда вам встречается такая информация, она вызывает или не вызывает у Вас интерес?

Безусловно, вызывает

34

Скорее вызывает

43

Скорее не вызывает

16

Безусловно, не вызывает

3

Затрудняюсь ответить

5

 

Как Вы думаете, результаты опросов общественного мнения в целом отражают или не отражают действительные мнения граждан?

Безусловно, отражают

25

Скорее отражают

51

Скорее не отражают

12

Безусловно, не отражают

2

Затрудняюсь ответить

10

 

Как Вы думаете, в принципе опросы общественного мнения нужны или не нужны?

Безусловно, нужны

38

Скорее нужны

47

Скорее не нужны

7

Безусловно, не нужны

1

Затрудняюсь  ответить

8

 

Ниже приведены несколько суждений о роли и деятельности организаций, проводящих опросы общественного мнения, занимающихся социологическими исследованиями. Скажите, с какими из них Вы согласны, а с какими – нет?

 

Скорее согласен

Скорее
не согласен

Затрудняюсь ответить

Проведение социологических исследований помогает узнать мнение простых людей о положении в их городе, области, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем

84

10

6

Большинство опросов проводится для того, чтобы выпытывать у людей информацию об их личной жизни и имуществе, чтобы потом использовать эту информацию в корыстных целях

16

74

10

Проведением опросов общественного мнения в основном занимаются ученые с целью научного познания общества

67

18

16

Большинство организаций, проводящих опросы населения, просто зарабатывают на этом деньги, выполняя определенный заказ, это обычная коммерческая деятельность

40

45

15

Результаты опросов общественного мнения часто являются сфабрикованными и публикуются в СМИ, чтобы оказывать влияние на людей, склоняя их к определенному поведению

28

51

21

Результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности

59

26

15

Опросы и другие социологические исследования не приносят ни пользы, ни вреда, поскольку на них все равно никто не обращает серьезного внимания, и вся эта деятельность является просто модой

35

51

15

Оценить статью
(0)