Социальный крах и политическая безответственность

Социальный крах и политическая безответственность

27 апреля Институт экономики города презентовал результат мониторинга реализации «монетизации» в регионах. Выяснилось, что монетизация далеко не везде и не в полной мере осуществлена. Тем не менее, региональные льготники уже однозначно проиграли от этой реформы.

На основании разработанного ими «индекса монетизации» эксперты Института экономики города показали, что в среднем по стране и по разным разновидностям льгот монетизация осуществлена только на 40%. При этом региональные различия очень большие. Впереди идут такие регионы, как Тверская область, Архангельская область, Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область, Оренбургская область. А сзади — Москва, Свердловская область, и в целом, восточные и южные регионы.

При этом фиксируется тенденция к откату: многие регионы отказались от первоначальной монетизации, чтобы вернуть в натуральном виде часть льгот (в первую очередь, лекарства). В связи с чем изменилась позиция этих регионов?

Исследование Института показывает, что изменения не являются ответом региональных властей на протестную волну. Если голос народа — не аргумент, то какие факторы повлияли на принятие решения? Однозначного ответа нет, но факторов очень много, и они различаются по регионам. Тем не менее, из разных данных можно делать вывод о том, что мотивация региональных властей, скорее, чисто политическая в узком смысле этого слова.

Более склонны к монетизации те губернаторы, которым нужна поддержка Кремля, и в регионах которых «Единая Россия» легко одержала победу на выборах. Сопротивляются монетизации губернаторы, менее зависимые от Кремля, и в регионах которых большая доля голосов была отдана КПРФ. При этом существует еще одно условие для проведения монетизации -  регион должен быть в состоянии  это себе позволить.

У бедных регионов, например, Южного федерального округа, слишком мало ресурсов, чтобы осуществить монетизацию.

Мониторинг, к сожалению, не измерял последствия монетизации с точки зрения самых льготников. Но, исходя из своих собственных исследований, другие эксперты заполнили этот недостаток.

По мнению Лилии Овчаровой (Независимый институт социальной политики), в среднем социальное положение региональных льготников ухудшилось. При этом оно не могло не ухудшаться, поскольку существуют слишком многие категории льгот и льготников, и уровень обеспечения льготами очень различался по разным категориям и до реформы. Так что политиканское обещание о том, что положение льготников не будет ухудшаться, является с самого начала нереальным. В итоге получилось так, что вслед за реформой уровень бедности увеличился на три процента, в том числе, и на селе.

Еще раз говорилось о том, что разделение на «региональных» и «федеральных» льготников являлось с самого начала ошибкой. Нередко в одной семье можно найти и тех и других. И что получается? Одни более достойны, чем другие? При этом государство потратило на региональных льготников два, если не три раза меньше, чем на федеральных, которых в два раза меньше по количеству!

Чувство унижения региональных льготников подтвердил и Евгений Гонтмахер, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций. Кроме того, он добавил, что пострадали еще две весомых категории, о которых мало говорят. Во-первых, это малоимущие в целом. Поскольку монетизация льгот отняла ресурсы у регионов, программа адресной помощи малоимущим осталась только в 26 регионов. Во-вторых, это пенсионеры, у которых не было льгот, но во многих регионах ими пользовались. Для этой категории льготы остались только в областных центрах — и то не везде. А ведь это миллионы людей. «Забытые люди», подчеркнул Гонтмахер.

Льготники стали беднее, но еще и изменили свой образ жизни. Эксперт отметил, что если всего лишь 15 процентов льготников в регионах купили проездные билеты - это не доказывает, что люди хотели монетизацию, как нас уверяют идеологи правительства. Просто люди перестали ездить!

Аналогичная ситуация в ЖКХ. Сейчас повсюду происходят случаи, когда в многоквартирных домах жильцы отрезают свои трубы централизованного отопления и монтируют собственную отопительную систему в отдельной квартире. Вот до чего довели пенсионеров и других бедных льготников.

Правда, не все еще потеряно. Эксперты круглого стола считают, что закон о монетизации будет скоро пересмотрен. Евгений Гонтмахер даже уверял, что политическое решение о присвоении труженикам тыла и репрессированным «федерального статуса» уже принято.

Наверное, неплохо, только непонятно, почему понадобилось столько времени, чтобы обнаружить то, что с самого начала ожидалось. А потом, эта поправка решит еще далеко не все проблемы.

Так что, почему же все-таки власти затеяли такую болезненную социальную реформу? Ответов несколько. Либо им наплевать на социальное положение своих граждан, либо, как сказал эксперт Всемирного Банка Андрей Марков, это была не социальная, а бюджетная реформа. Скорее всего, и то и другое.

 

Карин Клеман
Институт Коллективное действие

Оценить статью
(0)