В то время как вопрос о положении национальных меньшинств в прибалтийских государствах – в первую очередь, речь идет о положении там русскоязычных граждан – стал настоящим камнем преткновения в развитии дальнейших отношений между Россией и ее балтийскими соседями, аналогичные проблемы, хотя с совершенно иной подоплекой, начинают активизироваться в России. И внимание к ним проявляют, соответственно, европейские организации.
12 мая Европейский Парламент на пленарной сессии в Страсбурге единогласно принял резолюцию[1] о положении марийского народа в Российской Федерации. В резолюции осуждается ущемление свободы печати, прав человека и демократии в Республике Марий Эл - административной единице, входящей в состав Российской Федерации. В резолюции подчеркнуто, что марийцам трудно получить образование на своем родном языке, что нет ни средних, ни высших образовательных учреждений на марийском языке, а выпуск учебников на марийском в последние годы сильно сократился. Отмечено также, что в Марий Эл постоянно совершаются нападения на журналистов негосударственных СМИ, включая убийство трех журналистов в 2001 г. и избиение председателя Марийского Конгресса г. Владимира Козлова 4 февраля 2005 г., а местные и федеральные органы не принимают мер для привлечения преступников к ответу.
В резолюции Европейский Парламент призывает федеральные и местные власти России уважать свободу печати, немедленно прекратить преследование государственных служащих по политическим мотивам и воздерживаться от необоснованного политического вмешательства в дела образовательных и культурных учреждений. Россию также призывают уважать взятые ею международные обязательства по защите и развитию языков и культур национальных меньшинств.
Член Европейского Парламента от Эстонии г-жа Марианне Микко в своем выступлении перед голосованием сказала: "Всего в России живет 28 миллионов человек, принадлежащих к народам-меньшинствам. Четыре миллиона из них говорят на финно-угорских языках. На мордовском языке, на котором говорит около миллиона, в год издается лишь двадцать книг, нет ни единой газеты, и этот язык не преподается ни в одной школе. Положение марийцев лишь ненамного лучше".
Проект резолюции был подан парламентариями от Европейской народной партии и Европейских демократов. Этой инициативе европейских парламентариев предшествовал широкий международный протест против такого национального притеснения. В феврале группа финских ученых выступила с "Обращением в поддержку марийского народа", под которым на интернет-странице поставили свои подписи люди более чем из 60 стран мира.
Марийцы - народ численностью 650 тысяч (однако, согласно последней переписи, его численность уже сократилась до 604 тыс.), живущий в Республике Марий Эл (бывшая Марийская АССР), около 800 км к востоку от Москвы. В государственных органах России марийцы ныне практически не представлены. В местном правительстве Республики Марий Эл, в результате постоянной этнической чистки, число государственных служащих марийской национальности сокращено с 30% до 3-4 человек. В высших представительных органах на российском уровне не осталось ни одного человека, который был бы выходцем из республики, – ни в Государственной Думе, ни в Совете Федерации, ни в Постоянном представительстве Республики Марий Эл при Президенте Российской Федерации.
Национальные организации марийцев неоднократно требовали обеспечить в республике соблюдение прав человека и гражданских прав, а также требуют права на образование, публикации и передачи на родном языке в той же степени, в какой они доступны на русском языке в Марий Эл.
Ранее, 6 мая, в Бухаресте состоялся 50-й конгресс Федералистского Союза Европейских Национальных Меньшинств (ФСЕНМ). На нем также была поднята проблема национальных меньшинств в России. С докладом на этом форуме выступил член Межрегиональной общественной организации «Марий ушем» («Марийский союз»), председатель Всемарийского Совета[2] Владимир Козлов. Он, в частности, сказал:
«Поро кече! Добрый день, уважаемые друзья, коллеги! От имени марийской общественной организации «Марий ушем» («Союз марийцев»), членом и последовательным сторонником которой я являюсь, и Всемарийского движения Мер Канаш, которое в настоящее время возглавляю как председатель, разрешите мне выразить признательность за приглашение участвовать в работе Федералистского союза европейских национальных меньшинств. От марийского народа передаю большой привет всем собравшимся на этот форум и поздравляю FUEN с юбилейным 50-м конгрессом.
По нескольким причинам я испытываю сегодня волнение, выступая на таком высоком форуме. Во-первых, до середины 90-х годов прошлого столетия марийские общественные организации на европейском уровне мало где были представлены. И вторая причина: за последние четыре года наступившего нового XXI века марийский вопрос все шире и шире ставится на международном уровне. В одном из тихих и спокойных регионов Российской Федерации – в Республике Марий Эл – из-за нарушения основных прав и свобод граждан республики, игнорирования национального вопроса и проявления неуважения к коренному марийскому народу со стороны власти начались акции протеста.
Это послужило причиной для неоднократных обращений к Президенту Российской Федерации В.В. Путину как гаранту конституционных прав граждан России, а также в другие вышестоящие российские структуры. К сожалению, и наше письмо от имени марийского народа, направленное на имя президента России, скорее всего, не попало в его руки. Хотя мы получили ответ из администрации президента.
Как марийца и общественного деятеля, а также председателя Всемарийского Совета – Всероссийского общественного движения марийцев – меня волнует общественно-политическая и социально-экономическая ситуация, складывающаяся в годы президентства Леонида Маркелова, руководившего республикой 2001–2004 гг. и продолжающего руководить по настоящее время.
19 декабря 2004 года Леонид Маркелов вновь победил на президентских выборах в Республике Марий Эл. Мы твердо заявляли и заявляем, что на второй срок он остался лишь путем наведения страха, шантажа, подкупа, психологических давлений и физических расправ с оппонентами со стороны его правительства. Подтверждение нашим словам – пикет 21 декабря 2004 г., сразу же после выборов перед Домом правительства. Выступая с оценкой пикета по местному телевидению, президент Маркелов безответственно назвал их оппозицией, решившей устроить переворот в республике, при этом он прикрывался именем и поддержкой президента Российской Федерации. Но политика, проводимая правительством Маркелова в Марий Эл, часто противоречит интересам России, одновременно способствуя подрыву ее авторитета. В особенности в последние годы, когда по вине республиканской власти развалена экономика, попираются права и свободы населения, основная масса народа обнищала, преследуется инакомыслие, идет тотальный моральный и психологический прессинг на неугодных Маркелову граждан.
В настоящее время население республики доведено до состояния страха, оно пребывает в ожидании ранее обещанного возмездия за инакомыслие со стороны власти президента республики. И это уже подтверждается массовым увольнением руководителей различных уровней, а также простых граждан, осмелившихся показать свои гражданские позиции.
За 4 года команда, сформированная и возглавляемая Леонидом Маркеловым, не только показала свою несостоятельность в управлении, но и оказалась деструктивной силой в процессе становления республики и ее выхода из экономического и духовного кризиса. В Республике Марий Эл, благодаря таким недальновидным «идеологам», резко обострился национальный вопрос. Постоянным игнорированием, а порой неприкрытым глумлением над национальными чувствами, попранием прав граждан, коренных народов и национальных меньшинств республики, они скомпрометировали себя как руководителей государственного масштаба. Перед выборами, в октябре 2004 года, первый зам. главы правительства Николай Куклин через телеэкран унижал и оскорблял национальные чувства марийцев, делая намеки, что марийцы не способны руководить и не достойны руководящих должностей. Это является прямым продолжением взглядов президента Маркелова, который вместо обсуждения национального вопроса предлагает марийцам заниматься лишь животноводством.
В то же время из-за антимарийской политики нынешнего правительства Республики Марий Эл в высших представительных органах на российском уровне не оказалось ни одного человека, который был бы выходцем из республики, – ни в Государственной Думе, ни в Совете Федерации, ни в Постоянном представительстве РМЭ при Президенте Российской Федерации. А в самом правительстве Республики Марий Эл осталось 3–4 государственных служащих марийской национальности. Для сравнения: в середине 90-х годов в правительстве было более 30% работников марийской национальности, в конце 2000 года – более 25%. В настоящее время их осталось всего лишь несколько человек.
Это мы оцениваем как грубое нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, где запрещается дискриминация «…по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам».
При такой ситуации национальные кадры вынуждены покидать Марий Эл в поисках нормальных человеческих отношений и уважения к их профессиональной деятельности. Так, например, только за последние 4 года вынуждены были покинуть республику около десятка марийских докторов и кандидатов наук, а также многочисленные деятели науки и культуры. Марийцы с высшим образованием легко находят работу за пределами своей родной республики и ценятся как высококвалифицированные специалисты-профессионалы. Складывается мрачное впечатление, что чьими-то нечистыми руками из республики постепенно вытесняются коренные жители, а их места пополняют непрофессионалы. Настораживает и то, что это запланированная акция, ведущая к ликвидации Республики Марий Эл как отдельного субъекта России. Не этот ли путь уготован нам – ликвидация национально-государственной единицы, ведущая к пресловутому «укрупнению» регионов? Значит, под видом социальной стабильности уничтожается потенциал национальных меньшинств…
Марий Эл – единственная республика в России, где может полноценно развиваться культура, искусство марийского народа, где этот народ может максимально реализовать свои конституционные права, где в полной мере должны соблюдаться основные права и свободы граждан. Но марийцы на сегодняшний день лишены этого. По этой же причине марийская молодежь, направленная учиться в разные учебные заведения России и зарубежья, не возвращаются на родину.
Некогда передовая аграрная Республика Марий Эл в настоящее время стала одной из самых отсталых регионов России по социально-экономическому развитию и уровню жизни населения. Нищета процветает в сельских районах, подавляющее большинство жителей которых составляют марийцы. Одновременно осуществляются преднамеренные банкротства предприятий республики, множество из которых прекратили свое существование, а рабочие были вынуждены пополнить собой армию безработных. В связи с резким ухудшением социально-экономической жизни республики смертность намного превышает рождаемость.
Все это вызывает бурное обсуждение вопроса о защите марийской культуры, ущемления основных прав и свобод граждан Республики Марий Эл не только в России, но и за рубежом. Еще в 2002 году депутаты от Финляндии, Эстонии, Великобритании и Швеции рассматривали «марийский вопрос» в Европарламенте.
В апреле 2002 года марийский народ созвал свой VI чрезвычайный внеочередной съезд, где было принято такое решение:
«Президент РМЭ, вместо созидательной работы на благо избравших его граждан, занят “поиском” врагов, политических противников. Демонстрирует подчеркнутое неуважение к марийскому народу, пытается рассорить его лидеров. Пренебрежение Маркелова к истории, традициям, святыням древнего марийского народа, его желание задушить демократические начала в общественной жизни показывают: президент безграмотен в национальных вопросах, ему чужды принципы демократии. VI внеочередной съезд народа мари считает: в республике нарастают антидемократические проявления власти, авторитаризм стремится подавить волю и энергии народов Марий Эл»
Марийский народ, несмотря на то, что в течение полувека превратился в национальное меньшинство в своей родной республике, хочет сохраниться как нация и быть равным среди равных. Поэтому массовое увольнение руководителей марийской национальности, препятствия в отношении преподавания родного языка, физическая расправа над руководителями общественных объединений, антимарийские проявления в СМИ, преследование и физическая расправа за мнение мы рассматриваем как преднамеренные действия против будущего марийского народа со стороны ныне действующего правительства Республики Марий Эл.
Не по этой ли причине 15 июня 2001 года в русскоязычной газете «Марийская правда», которая является официальным органом правительства Республики Марий Эл и Государственного собрания Республики Марий Эл, марийский народ был оскорблен такими выражениями, как «…каждый мариец, не зараженный вирусом нацизма…», «…обыкновенный фашизм…» и др.
Так началось глумление над марийским народом, когда 4 года назад народы России готовились отмечать печальную дату – 60-летие начала Отечественной войны, так это продолжается сегодня, когда марийцы со всеми народами готовятся отметить 60-летие Победы.
Странное совпадение или преднамеренная политика правительства Маркелова? Надеемся, что и этому будет дана соответствующая оценка.
Несколько слов о Марийском крае
Республика Марий Эл невелика, но в ней, как в капле воды, отражаются все проблемы великой страны – России. Достаточно сказать о том, что, будучи расположенной на территории Европы, Марийская республика испытывает влияние Азии. Марийцы в основном проживают на берегах Волги, по соседству с русскими, чувашами, татарами...
Республика многонациональна: в ней проживают люди многих национальностей, которые живут в обстановке взаимной толерантности, воспитанной за годы советской власти. И это всё притом, что она ещё и многоконфессиональна. Здесь есть и православные христиане и лютеране, и язычники.
Республика Марий Эл всегда считалась аграрной, а в 70–80-е годы прошлого века была в числе передовых в области животноводства и развития агропромышленного комплекса в целом. Поэтому 90-е годы, когда начал валиться ВПК и разваливаться колхозный строй, стали для жителей республики временем системного кризиса, к которому они оказались неподготовленными.
Любопытно, что на примере Республики Марий Эл можно довольно точно судить и о настроениях российских избирателей в целом. Как голосуют здесь, так в целом голосует и российская провинция. Не случайно общественно-политическую температуру политологи привыкли проверять по Нижнему Новгороду, который является центром федерального округа, в который входит и РМЭ.
В этой республике проблемы обострены по сравнению с соседями ещё и по причине крайней слабости и неразвитости гражданского общества, которое предполагает наличие сильных политических партий и авторитетной политической элиты. Нынешняя местная элита – это осколки слоя (или класса) директоров, «крепких хозяйственников», партноменклатуры и комсомольских работников последнего призыва. Они обладают, как правило, определёнными кусками собственности, доставшимися им от советского прошлого – либо в ходе приватизации, либо в ходе дальнейшего передела собственности.
Местная национальная элита сравнительно слаба и несамостоятельна, но если оставить все проблемы в запущенном виде, не исключено, что могут появиться и среди них лидеры, способные увлечь людей радикальными призывами в сторону большей самостоятельности республики, как это уже было в 1989–1991 гг.
Заключение
В связи с вышеизложенным мы считаем, что в республике Марий Эл грубо нарушаются многие международные нормы. В первую очередь – права человека, а также гражданские и политические права. В ситуации с Марий Эл мы видим грубое нарушение «Международного пакта о гражданских и политических правах», статья 19 которого гласит:
«1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору».
А также статьи 25:
«Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации […] и без необоснованных ограничений право и возможность:
a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».
В последнее время вопрос о ситуации в Республике Марий Эл рассматривался в секции Европарламента, где депутаты обратили серьезное внимание на нарушения прав человека и демократических принципов в данном субъекте Российской Федерации. Это, в частности, свобода слова, обеспечение безопасности граждан, сохранение и развитие марийского языка, а также возможность получать образование на родном языке.
Самое важное для нас сейчас – добиться, чтобы в Республике Марий Эл прекратилось политическое преследование и запугивание и в полной мере соблюдались права человека».
Информационный Центр Финно-Угорских Народов
Таллинн, Эстония
[1] О нарушениях прав человека и демократии в Республике Марий Эл Российской Федерации
Резолюция Европейского Парламента о Марий Эл
Европейский Парламент,
– исходя из своих предыдущих резолюций в отношении России, включая резолюцию от 15 декабря 2004 г., и рекомендации Совету Европейского Союза по отношениям между ЕС и Россией от 26 февраля 2004 г.,
– исходя из Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Сообществом и Россией, вступившем в силу 1 декабря 1997 г.,
– исходя из Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, в частности ее статьи 10,
– исходя из Европейской хартии о защите региональных языков и языков меньшинств, подписанной Российской Федерацией 10 мая 2001 г.,
– исходя из Конституции Марийской Республики (Марий Эл), согласно которой марийский язык является одним из государственных языков, и Закона о языках в Республике Марий Эл от 1995 г., согласно которому Марий Эл является многонациональной республикой, обеспечивающей всем своим гражданам, независимо от их национальности, право на сохранение и развитие своего родного языка и культуры,
– исходя из заслуживающих доверия сообщений российских и международных общественных организаций о продолжающихся нарушениях прав человека и о нарушениях накануне и в ходе президентских выборов 19 декабря 2004 г. в Марийской Республике (Марий Эл) Российской Федерации,
– исходя из состоявшихся 1 марта 2005 г. в Люксембурге первых консультаций между ЕС и Россией по вопросам прав человека, меньшинств и основных свобод,
– исходя из положения №115(5) Процедурных Правил,
A. принимая во внимание постоянно совершаемые частые нападения, преследования и запугивание по отношению к журналистам и корреспондентам негосударственных средств массовой информации в Марий Эл, включая убийство трех журналистов в 2001 г. и избиение г-на Владимира КОЗЛОВА 7 февраля 2005 г.;
B. принимая во внимание, что местные и федеральные власти не предпринимают должных мер к тому, чтобы привлечь преступников к суду и обеспечить безопасность журналистов и независимость средств информации;
C. принимая во внимание, что ряд оппозиционных газет могут печататься лишь за пределами Марийской Республики;
D. принимая во внимание, что Правительство Марий Эл угрожает закрыть школы в тех областях, где большинство голосов на президентских выборах было подано за оппозиционного кандидата, и принудило около десятка директоров школ в этих областях подать заявления об уходе с работы;
E. принимая во внимание, что представители марийского меньшинства сталкиваются со значительными трудности в получении образования на своем родном языке, поскольку на марийском языке не имеется ни среднего, ни высшего образованием, а выпуск учебников на марийском в последние годы сильно сокращен;
1. Убежден в том, что многонациональный характер Российской Федерации в огромной степени способствует культурному и языковому многообразию Европы, чем вправе гордиться все граждане Российской Федерации, и что его следует сохранять на благо всех европейцев;
2. Решительно осуждает преследование и нападения на независимых журналистов в Марий Эл и призывает федеральные и местные власти привлечь к суду преступников, совершивших подобные действия, и обеспечить уважение к свободе слова;
3. Призывает к быстрому, полному и независимому расследованию федеральными и местными властями утверждений о нарушениях перед президентскими выборами в Марий Эл 19 декабря 2004 г. и в ходе их;
4. Призывает Правительство Марий Эл немедленно прекратить политическое преследование и запугивание государственных служащих за их взгляды и воздерживаться от необоснованного политического вмешательства в дела образовательных и культурных учреждений;
5. Призывает местные и федеральные власти соблюдать обязательства, возложенные на них международным правом, и предпринимать соответствующие шаги, содействующие практическому выполнению положений Государственной Конституции и других законодательные актов в том, что касается сохранения и развития языков и культур меньшинств, с особым упором на обеспечение качественного образования на родном языке на всех уровнях, тем самым обеспечивая марийскому и русскому языкам равное положение повсюду в республике;
6. Предписывает своему Президенту направить настоящую резолюцию Совету и Комиссии Европейского Союза и Правительствам Российской Федерации и Марий Эл.
[2] Всемарийский Совет (Мер Канаш) - исполнительный орган Марийского Конгресса. Председатель Всемарийского Совета избирается Марийским Конгрессом.