Религия - это обращение к сердцу

Религия - это обращение к сердцу

Выдающиеся люди мусульманского мира говорят, что ислам безнадежно устарел. Они не сошли с ума и не посягают на святое. Наоборот. С болью за весь мусульманский мир утверждают, что люди жили бы лучше, если бы религия помогла им в этом. Они не собираются переписывать Коран и придумывать новые молитвы. Просто хотят изменить отношения между религией и наукой, медициной, образованием, политикой, а также пересмотреть некоторые принципы мусульманства.

Эту потрясающую новость в Казахстан привез Жабайхан Абдильдин, председатель комитета по международным делам обороны и безопасности сената парламента РК. Организация Исламской конференции – известная и солидная структура в арабском мире – пригласила его (единственного из Центрально-Азиатского региона) на курултай больших людей. Он там был и тоже проголосовал за реформу. Смелый человек. Особенно если учесть, что себя он называет материалистом…

Через несколько дней в Алматы соберутся члены секретариата Съезда лидеров мировых религий. Как раз к этому времени Жабайхан Абдильдин, академик Национальной академии РК, председатель комитета по международным делам обороны и безопасности сената парламента РК, доктор философских наук, профессор, успеет съездить в Пакистан и принять участие во втором форуме «Выдающиеся деятели мусульманского мира». Событие патронирует ОИК – Организация Исламской конференции. Первое заседание прошло в Малайзии. Жабайхан Мубаракович был единственным, кого пригласили туда из азиатских стран бывшего СССР.

 

— Как много сегодня выдающихся людей в мусульманском мире?

 

— Немного. В Малайзии на первом форуме присутствовало всего человек двадцать.

 

— Кулуары? Или соль и цвет?

 

— Скорее, сила.

 

— Что люди могут столь малым количеством?

 

— Они берут не количеством, а качеством. ОИК это прекрасно знает, поэтому рассчитывала как раз на вес и статус каждого приглашенного. А собрались люди по очень серьезному случаю: мусульманский мир заявил о том, что пришло время реформировать мусульманскую религию.

 

— Аргументы…

 

— Их было много. Первый и очевидный: мусульманский мир (восточный) отстает в развитии от западного. Казалось бы, природные ресурсы у него большие: 70 процентов богатств находится в мусульманских странах, но технологически они отсталые и неразвитые. Почему? Присутствующие признали, что на Западе в свое время так или иначе проходила реформа в христианстве. В результате христианство стало открытым по отношению к новому, прогрессивному. Наука активно развивалась, религия ей не мешала. На этой основе Запад сильно шагнул вперед. Мусульманская же вера во многих вопросах осталась консервативной. Поэтому лучшие умы и заявили об актуальности реформирования: религия должна быть открыта научно-техническому прогрессу.

 

— Говорилось ли что-нибудь о единстве противоположностей: единый Бог, единые корни?

 

— Говорилось. Пришли к мнению, что между мусульманством и христианством нет коренных противоречий. Я выступал по этому поводу. Цитировал Абая, который в свое время отмечал главные принципы мусульманства. Обыкновенный мулла назовет пять составляющих ислама, среди которых будет намаз, хадж, ураза и так далее, и скажет, что это – главное. О любви — ни слова. Абай же говорил, что самое главное в мусульманской религии – три любви. Первая – любовь Бога к человеку. Человек создан любовью. Вторая – любовь человека к Богу. И третья – любовь человека ко всем людям. В этом состоит гуманистическая основа ислама. Следовательно, все остальные принципы просто вытекают из этих трех главных, потому что без любви они ничто. Если возьмем христианство, увидим, что в нем главное – тоже великая любовь. С этой позиции нет и не может быть никаких межрелигиозных конфликтов.

 

— Сейчас много говорят о мусульманстве и терроризме. В головах отдельных людей эти два понятия буквально слеплены. Опасно.

 

— Согласен. Форум поднимал вопрос о мусульманстве, экстремизме и терроризме. Верующие люди понимают, что жизнь и смерть человека находятся в компетенции Бога. Бог создал человека, поэтому и отнять жизнь может только он. С религиозной точки зрения ислам (в основе которого лежит любовь) не может иметь никакого отношения к терроризму, насилию, убийству, уничтожению. Другое дело, что об этом надо неустанно говорить в обществе. Отделять религию от политики.

 

— В таком случае будет ли в ближайшее время развернута активная пропаганда мусульманских ценностей и истин?

 

— Скорее всего, да. Но без навязывания. На конференции заметили, что отдельные понятия в мусульманстве неверно трактуются Западом. Тот же хадж. Священная война. На самом деле речь идет о жизненном пути с Богом, когда человек выбирает чистоту, самопознание, служение добродетели – вот это настоящий хадж. Но как его преподносят? Поэтому перед мусульманским миром стоят сразу две задачи: разъяснять истинное значение ключевых терминов и пропагандировать деятельность своих организаций. Какой-то сенатор что-то скажет в Америке, об этом знает весь мир. А тут, посмотрите, такое колоссальное событие прошло — реформа мусульманства, и никто об этом не знает.

 

— В Пакистане будут приняты итоговые документы?

 

— Да. Состоится заключительный разговор, после чего программа реформирования будет обнародована, ее обсуждение выйдет на правительственный уровень. Ничто не стоит на месте, все развивается, и религия не должна быть законсервированной догмой.

 

— Как на ваши предложения, пусть даже и самых авторитетных людей, посмотрят ортодоксы мусульманства? Для них все новое – иллюзорность. Может ли религия развиваться?

 

— Может и должна. В свое время я был в Берлине на конгрессе, посвященном 200-летию Гегеля. Тогда на Западе говорили, что Гегеля в Советском Союзе не признают, называют идеалистом. На что Советы парировали: подлинный и истинный Гегель принадлежит марксизму. Логика утверждения была проста: подлинный продолжатель не тот, кто верен букве, а тот, кто, признавая учение, развивает его.


Ирина Чичикова, фото Андрея Магая, Алматы


Досье
Жабайхан Абдильдин считает себя материалистом. Но его воспитывала бабушка, которая была внучкой выдающегося верующего человека. Поэтому когда его спрашивают, кто он, отвечает – мусульманин. Вера со всеми ее традициями у него в крови. Может быть, поэтому он признается в своей лояльности к религии: «Я всегда был терпим к истинно верующим. Никогда не написал ни одной строки против религии».

 

«Liter.kz»

Оценить статью
(0)