После дела «ЮКОСа» диалог власти и бизнеса прервался, и встречи Кремля с представителями деловых кругов более не оказывают существенного влияния на выработку стратегии развития страны.
Об этом 23 мая в Москве, на заседании круглого стола в «Росбалте», заявил вице-президент РСПП Игорь Юргенс. Мероприятие состоялось в рамках дискуссионного клуба «Модернизация России: новый вектор» и было посвящено выработке оптимальной модели взаимодействия государства и бизнеса.
По словам Юргенса, каждое государство при рыночной экономике ищет свою модель взаимоотношений с бизнесом, и она неизбежно варьируется в зависимости от того, какая политическая сила находится у власти. По мнению докладчика, в России сложились все условия для нормальных взаимоотношений бизнеса и государства: имеются развитые политико-экономические союзы (РСПП, Деловая Россия, ОПОРА), Торговая палата и Российская трехсторонняя комиссия, в которой представлены работодатели, профсоюзы и государство.
По словам вице-президента РСПП, с приходом в 2000 году нового президента эти политико-экономические организации бизнеса активно использовались для налаживания диалога с государством, и первые три года диалог действительно происходил. «За этот период из 18 предложений бизнеса, могущих считаться национальными проектами, было получено 11 позитивных ответов от Кремля», - отметил Юргенс. По его оценке, именно тогда был запущен весь модернизационный проект, которым докладчик считает нужным гордиться, – это налоговая и пенсионная реформы, а также сближение с ВТО.
Юргенс полагает, что арест Михаила Ходорковского в 2003 году прервал диалог власти с деловыми кругами. «Представители малого, среднего и крупного бизнеса общаются с Кремлем, высказывают свое мнение, но с 2003 года глобальных концепций больше не принимается», - констатировал он. Вице-президент РСПП также отметил, что после дела «ЮКОСа» никто больше не посмеет пойти путем Михаила Ходорковского, поэтому сейчас имело бы смысл обновить отношения государства и бизнеса.
Первое, что нужно сделать, по его мнению – это прекратить искусственное деление предпринимательских союзов на малый, средний и большой бизнес. Затем – начать серьезную трехстороннюю дискуссию с целью достижения диалога между трудящимися, правительством и предпринимателями.
«Этап политтехнологий отходит на второй план, теперь надо думать о стратегии, поскольку одни политтехнологии в отношениях государства и бизнеса ни к чему не приведут», — заключил Игорь Юргенс.
Директор Института международных экономических и политических исследований РАН Руслан Гринберг полагает, что идеальная модель взаимоотношений бизнеса и государства не достигнута ни в одной из 30-ти постсоциалистических стран. Однако, большинство этих стран находится в лучшем положении, чем Россия, потому что пользуется помощью «брюссельских комиссаров».
По мнению Гринберга, именно благодаря сближению с ЕС в бывших странах соцлагеря существуют приемлемые социальные и предпринимательские стандарты. Экономист заметил, что вступление России в Евросоюз столь же недостижимая цель, как и построение коммунизма, а потому задачи восстановления социальной сферы российскому обществу придется решать самостоятельно.
Руслан Гринберг отдельно остановился на характеристике социально-экономической формации, существующей сегодня в России. По его словам, если в 90-е был построен олигархический капитализм, то к настоящему времени его сменил бюрократический капитализм. Гринберг не исключает процесса консолидации бизнеса в будущем ради создания механизмов ограничения власти «правящего дома».
Президент промышленной группы «МАИР» Виктор Макушин полагает, что сегодняшняя схема взаимоотношений бизнеса и государства вполне может привести к революции в России. По его словам, сегодня отношениями с властью довольны только монополисты и те бизнесмены, кто напрямую связан с властью или ею назначен. При этом Макушин подчеркнул, что в России есть сформировавшийся предпринимательский класс, «люди, которые сделали себя сами, без назначения со стороны власти». Подавляющее большинство его представителей не удовлетворены властью, которая, помимо привычной коррумпированности, демонстрирует полное нежелание устанавливать одинаковые для всех участников рынка правила игры.
Макушин уверен, что если чиновники будут продолжать подыгрывать «своим» коммерсантам в ущерб не связанным с госаппаратом предпринимателям, то конфликт власти и бизнеса неизбежен. По его мнению, есть два варианта развития событий. В первом случае государство обеспечивает равные условия ведения бизнеса, и очень скоро на фоне быстро развивающихся, динамичных предпринимательских сообществ «демонстрирует свою вызывающую некомпетентность», а потом уступает свои полномочия «сильным и умным людям». Во втором варианте власть решает «зачистить» всех активных и предприимчивых. Макушкин с сожалением констатировал, что Россия идет по второму пути, и это ведет страну к революции.
Директор Института национального проекта Александр Аузан заявил, что сегодня надо обсуждать не модную тему революции, а задачи, которые предстоит решить для обеспечения согласия в обществе, в том числе, отношения между властью и предпринимателями. Он выразил согласие с тезисом Юргенса о том, что в 2003 году диалог государства и бизнеса прервался. Однако, по словам Аузана, то, что произошло с ЮКОСом, является нормой. «Страны всего мира так или иначе проходили подобный период в истории своего развития. Во всех странах возникала проблема компенсации, проблема легитимации собственности, потому что разделить собственность на законных основаниях невозможно», - заверил эксперт.
По мнению Аузана, проблема легитимации собственности до сих пор не решена, потому что в обществе нет согласия по этому вопросу, а находящиеся у власти «мелкие группы распределителей» не ищут решения этой проблемы. «Вопрос легитимности собственности – вот фундаментальная причина, которая определяет отношения государства и бизнеса», - уверен эксперт.
Сопредседатель Совета по национальной стратегии (СНС) Иосиф Дискин отметил, что российское бизнес-сообщество не доверяет государству во многом потому, что сама власть не доверяет бизнесу. «В активы частного бизнеса не вложен ни один рубль государственных средств, - сказал он. - О каком инвестиционном буме может идти речь, если государство не доверяет собственному бизнесу?»
По мнению Дискина, вложение средств Пенсионного фонда в активы крупных российских компаний «послужило бы надежной прививкой против дела «ЮКОСа». По его словам, Мещанский суд тогда осаждала бы армия пенсионеров, а не одни журналисты и правозащитники.
Подводя итоги мероприятия, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин напомнил, что времена коммерческой олигархии остались в прошлом, а в настоящее время в России процветают силовая олигархия и силовой рэкет. По его словам, предпринимателям приходится иметь дело с переродившимися чиновниками, которые используют свое положение в госаппарате для извлечения личной выгоды. «Именно с господством силовой олигархии связаны проблемы как деловых кругов, так и рядовых граждан России», - считает Делягин.