Присказка об известных российских бедах – дураках и дорогах – всем хорошо известна. Когда же эти две беды наслаиваются друг на друга, жить становится просто невыносимо. Особенно, автомобилистам, страдающим от многочасовых пробок, отвратительных по качеству дорог, постоянного роста цен на бензин, всевозможных поборов и взяток и т.д.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что россияне думают о качестве автодорог, путях улучшения условий дорожного движения, а также о «плюсах» и «минусах» платных дорог, которые могут появиться в России.
Качество дорог в той местности, где проживают респонденты, не устраивает три четверти опрошенных (76%). Устраивают дороги каждого пятого россиянина (20%), среди них только 3% – полностью. В столице ситуация с дорогами немного лучше: 32% удовлетворены их качеством, а 66% – нет, в то время как в других населенных пунктах страны 19% одобрительно отзываются о качестве дорог, а 77% – негативно.
Для улучшения условий дорожного движения в первую очередь необходимо отремонтировать дорожное покрытие, отмечают 72% опрошенных. Кроме того, рекомендуют обеспечить освещение дорог (36%); самим водителям соблюдать Правила дорожного движения (20%), строже наказывать водителей за нарушения правил дорожного движения (16%), увеличить полосность дорог (14%), реорганизовать работу дорожной инспекции (12%), отвести дополнительные места для парковки (9%), восстановить разметку проезжей части (7%). Идея построить дополнительные платные дороги находит поддержку всего 2% опрошенных, а сделать некоторые имеющиеся дороги платными – менее 1%.
На качестве дорожного покрытия водители акцентируют внимание чаще тех, кто не сидит за рулем (80 и 70%); вопросы освещенности дорог беспокоят и тех, и других практически в равной мере (35 и 37%); водители чаще пассажиров призывают своих коллег соблюдать ПДД (24 и 19%); но реже предлагают ужесточить наказания за нарушения (11 и 18%). На таких вопросах, как полосность дорог, работа дорожной инспекции, места для парковки, водители акцентируют внимание заметно чаще пассажиров. В обеих группах респондентов лишь незначительная часть высказывается за строительство дополнительных платных дорог (3% водителей и 1% пассажиров) или за превращение ряда существующих бесплатных дорог в платные (не более 1%).
Большинству опрошенных никогда не приходилось пользоваться платными дорогами ни в России, ни за рубежом (69%). Среди остальных респондентов 18% отмечают преимущества платных дорог, а 3% – бесплатных, и еще столько же (3%) не находят между ними разницы.
Лишь один респондент из пяти (20%) отмечает, что не испытывает никаких опасений в связи с возможностью появления в России платных дорог. Причем доли таких ответов практически одинаковы среди тех, кто водит и не водит машину (19 и 21%). Остальные опрошенные опасаются, что платные дороги будут слишком дорогими (26%), что власти перестанут заниматься строительством, ремонтом и благоустройством бесплатных дорог (23%), что платные дороги постепенно вытеснят бесплатные (21%) и что на платных дорогах будут выше поборы со стороны автоинспекции (17%). Опасаются также, что платные дороги в скором времени по качеству покрытия и сервиса не будут отличаться от бесплатных (13%), а недисциплинированность водителей при высокой скорости движения на платных дорогах увеличит число аварий (10%). «Страхи» водителей и пассажиров отличаются в первую очередь тем, что водители заметно чаще предполагают, что власти прекратят заниматься бесплатными дорогами, их строительством, ремонтом, благоустройством, а платные дороги по качеству быстро «догонят» бесплатные.
Если в России появится большое число платных дорог, то это может иметь и позитивные последствия – улучшится качество дорожного покрытия и сервис (полагают 36% опрошенных); возрастет пропускная способность дорог, сократится число пробок (24%); у местных властей появятся финансовые возможности для строительства новых и ремонта старых бесплатных дорог (16%). Каждый десятый надеется, что повысится культура вождения (11%), и примерно столько же (10%) полагают, что появится возможность использовать современные автомобили на полную мощность. Треть респондентов (33%) затрудняются отметить какие-либо позитивные последствия от появления платных дорог.
Идея строительства платных дорог, при условии сохранения бесплатных в том же направлении, расколола общественное мнение: ее поддерживают 40% опрошенных, не поддерживают примерно 41%. Водители чаще высказываются в поддержку этой идеи (+54, –37%), те, кто не водит машину, – скорее «против» (+34, –42%).
Основным фактором выбора между движением по платной или бесплатной дороге опрошенные называют качество дорожного покрытия (57%). 10% называют главным фактором скорость движения, а для 7% главное сервис – уровень насыщенности дороги заправками, кафе и магазинами. Качество дороги представляется наиболее значимым большинству во всех возрастных группах, но чем старше респонденты, тем, как правило, важнее для них этот показатель (53% в группе 18–24 лет против 65% в группе 45–59 лет). На сервисе делают акцент 12% молодежи и 5% в группах старше 45 лет, на скорости – 16% и 4–7% соответственно.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 11–12 декабря 2004 г. Опрошено 1592 человека в 100 населенных пунктах в 40 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
УСТРАИВАЕТ ЛИ ВАС КАЧЕСТВО ДОРОГ В ВАШЕМ ГОРОДЕ, РАЙОНЕ? | |||
Всего опрошенных |
Тип поселения | ||
Москва |
Другие населенные пункты | ||
Определенно да |
3 |
1 |
3 |
Скорее да |
17 |
31 |
16 |
Скорее нет |
31 |
41 |
30 |
Определенно нет |
45 |
25 |
47 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
3 |
4 |
ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ |
| ||
В среднем по России |
Среди управлявших автомашиной в течение последнего года | ||
| |||
Отремонтировать дорожное покрытие |
72 |
80 | |
Обеспечить освещение дорог |
36 |
35 | |
Самим водителям соблюдать ПДД |
20 |
24 | |
Строже наказывать водителей за нарушения правил дорожного движения |
16 |
11 | |
Увеличить полосность дорог |
14 |
23 | |
Реорганизовать работу дорожной инспекции |
12 |
19 | |
Отвести дополнительные места для парковки |
9 |
13 | |
Восстановить разметку проезжей части |
7 |
9 | |
Построить дополнительные платные дороги |
2 |
3 | |
Построить дополнительные автозаправки, кафе, магазины |
1 |
2 | |
Сделать некоторые ныне существующие бесплатные дороги платными |
0 |
1 | |
Другое |
1 |
2 | |
Затрудняюсь ответить |
7 |
1 | |
ЕСЛИ ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЛАТНЫМИ ДОРОГАМИ В РОССИИ ИЛИ ЗА РУБЕЖОМ, ТО ОНИ ПОКАЗАЛИСЬ ВАМ ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЕСПЛАТНЫЕ, ХУЖЕ ИЛИ ВЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ МЕЖДУ НИМИ ОСОБЕННОЙ РАЗНИЦЫ? | |
Платные дороги существенно лучше бесплатных |
9 |
Платные дороги несколько лучше |
9 |
Платные дороги несколько хуже |
2 |
Платные дороги существенно хуже |
1 |
Разницы между платными и бесплатными дорогами практически нет |
3 |
Мне никогда не приходилось пользоваться платными дорогами |
69 |
Затрудняюсь ответить |
8 |
НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ИСПЫТЫВАЮТ РЯД ОПАСЕНИЙ В СВЯЗИ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПОЯВЛЕНИЯ | |||
Всего опрошенных |
Приходилось ли лично управлять автомобилем в течение последнего года? | ||
Да |
Нет | ||
Платные дороги будут слишком дороги |
26 |
28 |
25 |
Местные и федеральные власти перестанут заниматься строительством, ремонтом и благоустройством бесплатных дорог |
23 |
32 |
19 |
Платные дороги постепенно вытеснят бесплатные |
21 |
22 |
21 |
На платных дорогах вырастут поборы со стороны дорожной автоинспекции |
17 |
20 |
15 |
Очень скоро платные дороги по качеству дорожного покрытия и сервиса не будут отличаться от бесплатных |
13 |
18 |
11 |
Недисциплинированность водителей при высокой скорости движения на платных дорогах приведет к росту аварийности |
10 |
11 |
9 |
Не испытываю никаких опасений |
20 |
19 |
21 |
Затрудняюсь ответить |
14 |
7 |
18 |
КАКИХ ПОЗИТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ ПОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ БОЛЬШОГО ЧИСЛА ПЛАТНЫХ ДОРОГ ВЫ ОЖИДАЕТЕ? (до 3-х ответов) | |||
Всего опрошенных |
Приходилось ли лично управлять автомобилем в течение последнего года? | ||
Да |
Нет | ||
Улучшится качество дорожного покрытия и сервис |
36 |
44 |
33 |
Возрастет пропускная способность дорог, будет меньше пробок |
24 |
34 |
19 |
У местных властей появятся финансовые возможности для строительства новых и ремонта старых бесплатных дорог |
16 |
18 |
16 |
Повысится культура вождения, повысится дисциплинированность водителей |
11 |
12 |
11 |
Можно будет использовать на полную мощность возможности современных автомобилей |
10 |
15 |
7 |
Затрудняюсь ответить |
33 |
20 |
40 |
КАК ВЫ ЛИЧНО В ЦЕЛОМ ОТНОСИТЕСЬ К ИДЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЛАТНЫХ ДОРОГ ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО БУДУТ СОХРАНЕНЫ БЕСПЛАТНЫЕ ДОРОГИ В ТОМ ЖЕ НАПРАВЛЕНИИ? | |||
Всего опрошенных |
Приходилось ли лично управлять автомобилем в течение последнего года? | ||
Да |
Нет | ||
Полностью поддерживаю |
11 |
18 |
8 |
Скорее поддерживаю |
29 |
36 |
26 |
Скорее не поддерживаю |
23 |
20 |
24 |
Абсолютно не поддерживаю |
18 |
17 |
18 |
Затрудняюсь ответить |
20 |
10 |
24 |
ОДНИХ ЛЮДЕЙ В ПЛАТНЫХ ДОРОГАХ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИВЛЕКАЕТ КАЧЕСТВО ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ, ДЛЯ ДРУГИХ БОЛЕЕ ВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ СЕРВИС – МНОГОЧИСЛЕННЫЕ АВТОЗАПРАВКИ, КАФЕ, МАГАЗИНЫ, ПАРКОВКИ, ДЛЯ КОГО-ТО – СКОРОСТЬ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. А ЧТО БЫЛО БЫ ГЛАВНЫМ ДЛЯ ВАС ЛИЧНО ПРИ ВЫБОРЕ ПЛАТНОЙ ЛИБО БЕСПЛАТНОЙ ДОРОГИ? |
| ||||||
Всего опрошенных |
Возраст, лет | ||||||
18–24 |
25–34 |
35–44 |
45–59 |
60 и старше | |||
Для меня более важным был бы сервис – заправки, кафе, магазины |
7 |
12 |
9 |
7 |
5 |
5 | |
Для меня более важным было бы качество самой дороги |
57 |
53 |
59 |
60 |
65 |
44 | |
Для меня более важной была бы скорость передвижения по дороге |
10 |
16 |
15 |
12 |
7 |
4 | |
Затрудняюсь ответить |
26 |
18 |
16 |
21 |
23 |
47 | |