В России, похоже, начинается новый виток борьбы между танковыми заводами за право продажи своей продукции. На днях о намерении модернизировать и делать восстановительный ремонт танков Т-55 и Т-62 заявило зарубежным партнерам Омское "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" (КБТМ). Как известно, сегодня эти танки стоят на вооружении почти 50 стран мира - на Ближнем и Дальнем Востоке, в Южной Америке, Африке и Европе. По экспертным оценкам, в армиях этих стран насчитывается более 20 тысяч машин, не меньше сосредоточено и в государствах СНГ. Особенно в Казахстане и Узбекистане.
Т-55 и Т-62 - очень надежные танки. Если их модернизировать - поставить новую пушку, установить лазерные дальномеры, ночные прицелы и тепловизоры, то их боевые возможности можно довести до уровня танка Т-80. Хотя, как известно, для дальнейшего развития и поставок в российскую армию выбран не Т-80 (он имеет газотурбинный двигатель), а танк на основе Т-72, который имеет классический v-образный двигатель, разработка и совершенствование которого велись еще со времен выпуска знаменитого танка Т-34. В этом году в ВС РФ будет поставлено 3 батальонных комплекта танков Т-90 (91 танк).
Это немного - всего на один полк. Но зато будет поддержано основное производство. Т-90 производят на ФГУП "ПО Уралвагонзавод" (г. Нижний Тагил). Это предприятие будет основным поставщиком боевых машин для ВС РФ. Кроме этого, Т-90 предлагается на экспорт. И Индия уже начала его лицензионное производство. А что же Т-80 и омское КБТМ?
Здесь тоже, видимо, дела обстоят не столь плохо. Омские танкостроители ориентированы на иностранных клиентов. Как заявил представителям СМИ главный конструктор КБТМ Игорь Шумаков, разработчики проекта совместно с заводом "Омсктрансмаш" уже заключили с иностранными заказчиками несколько контрактов и намерены продолжать агрессивную рекламу своей продукции и услуг.
ФГУП КБТМ предлагает заказчикам основной боевой танк российской армии Т-80У и созданные на его базе танки Т-80У "Барс" с системой активной защиты "Арена", командирский танк Т-80УК, а также вариант глубокой модернизации танка Т-80У "Черный орел", комплексные тренажеры для подготовки танкистов.
Конструкторы и ученые КБТМ - создатели тяжелых огнеметных систем ТОС-1, боевых машин огнеметчиков БМО-Т, транспортных заряжающих машин ТЗМ. Им принадлежит авторство в разработке таких уникальных средств инженерного вооружения, как тяжелые механизированные мосты ТММ-6, мостоукладчики МТУ-72 и МТУ-90, которые в считанные минуты могут создать переправы для тяжелых машин и танков через водные преграды шириной от нескольких десятков до сотен метров.
Свою продукцию омские танкостроители намерены широко представить на выставке вооружений "ВТТВ-Омск 2005", которая пройдет в городе на Иртыше с 7 по 11 июня. Как сообщили газете "Время Омское" в оргкомитете, о своем желании познакомиться с омской выставкой заявили представители 36 стран. А продукцию на ней будут демонстрировать порядка сотни российских предприятий.
Между тем понятно, что омское КБТМ проигрывает в конкурентной борьбе с Нижним Тагилом в области создания новых образцов танков. Здесь у него нет будущего, поскольку оборонзаказ ВС РФ ориентирован на танк Т-90 и будут развивать именно его. В этом случае КБТМ, видимо, ожидает дальнейший переход на гражданскую продукцию. Возможны также варианты, связанные с глубокой модернизацией танков ранних поколений, что сейчас и делается.