Весьма продуктивно прошел на минувшей неделе в Минске белорусско-российский практический семинар «Порядок прохождения пограничного и таможенного контроля на пограничных переходах, расположенных на государственной границе Республики Беларусь». Его организаторы - Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Министерство транспорта и коммуникации Республики Беларусь, Государственный комитет погранвойск Республики Беларусь, Таможенный комитет Республики Беларусь, минская туристическая компания «Белинтурист» и Российский союз туриндустрии. Собственно, это был даже не семинар, а конструктивные переговоры, в рамках которых стороны стремились найти решение многих вопросов, касающихся пересечения туристическими автобусами белорусско-польской границы.
Проблемой безосновательной многочасовой задержки автобусов на пограничном переходе Варшавский мост РСТ занимается давно. Напомним, что в сентябре 2004 года президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько и руководитель Комиссии РСТ по автобусному туризму Ольга Санаева уже бывали в Минске, где провели ряд соответствующих переговоров с руководством Госкомитета пограничных войск Республики Беларусь и Министерства спорта и туризма. Сегодня можно говорить о том, что визит представителей РСТ в Минск положил начало большой работе, направленной на изменение ситуации на пограничном переходе Варшавский мост. Более того, в последнее время президент Беларуси Александр Лукашенко стал придавать особое значение развитию туризма в республике, благодаря чему вопросы организации работы пограничным пунктов стали еще более актуальны. В декабре 2004 года президент Беларуси поручил Совету Министров страны представить главе государства ряд проекты нормативно правовых актов, касающихся, в частности, улучшения деятельности контрольных органов в пунктах пропуска через белорусскую государственную границу, имея в виду упрощение визовых формальностей, порядка уплаты сборов и их уменьшение при пересечении границы, а также ускоренную процедуру въезда-выезда и прохождения пограничного и таможенного контроля.
Как уже сообщалось, 1 мая вступила в силу совместная инструкция Государственного таможенного комитета и Государственного комитета пограничных войск Беларуси «О порядке пропуска через госграницу лиц, транспортных средств и товаров». Согласно этому документу, время контроля для туристических автобусов не должно превышать 30 минут. Причем, пограничный и таможенный контроль туристических групп должен проводиться без высадки пассажиров и, главное, в приоритетном порядке. Впереди туристических автобусов могут проходить границу только рейсовые автобусы, а также детские группы. От лица Министерства спорта и туризма правом координации автобусного потока и информирования органов пограничного контроля о планируемом месте и времени пересечения границы организованными группами туристов наделено Республиканское унитарное предприятие «Белинтурист». Документы, необходимые для оформления отношений российских турфирм с «Белинтуристом» и представленные этой компанией по запросу Комиссии РСТ по автобусному туризму, вызвали у представителей турбизнеса немало вопросов. Для их решения и была организована встреча в Минске.
На этот раз российскую сторону на переговорах представляли руководитель Комиссии РСТ по автобусному туризму и генеральный директор компании «Анкор» Ольга Санаева, генеральный директор компании «Интерс» Татьяна Козловская, генеральный директор компании «Старый город» Елена Попова, финансовый директор компании «Кругозор» Алексей Яковлев, представитель компании «Нева» Алексей Корнев, представитель петербургской компании «Петротур сервис» Юлия Захарова, глава представительства Польской туристической организации в Москве Анджей Сераковски и пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.
С белорусской стороны на встрече присутствовали первый заместитель министра спорта и туризма Беларуси Валерий Хатылев, начальник Управления пограничного контроля Госкомитета пограничных войск полковник Николай Курашов, начальник отдела таможенного контроля Государственного таможенного комитета Сергей Федоров, начальник отдела контроля в пунктах пропуска Министерства транспорта Владимир Ипатов, директор «Белинтуриста» Мария Филипович и другие представители заинтересованных ведомств.
Итак, правом координации автобусного потока с целью избежания многочасовых очередей на границе наделено Республиканское унитарное предприятие «Белинтурист». В принципе, это предполагает распределение автобусов по трем пунктам пропуска - Варшавский мост, Брузги и Берестовица. Но поскольку все программы российских компаний построены с учетом пересечения границы именно через Варшавский мост и привязаны к расписанию движения поездов из Москвы до Бреста, с руководством «Белинтуриста» достигнута договоренность, что автобусы, прибывающие из России, будут преимущественно направляться на Варшавский мост. Со своей стороны, представители московских и петербургских компаний выразили готовность ознакомиться с работой неосвоенных ими пунктов Брузги и Берестовица и изучить возможность их использования при организации туров.
Как подчеркнула на прошедшей встрече директор «Белинтуриста» Мария Филипович, турфирмы вовсе обязаны заключать договор с этой компанией - для остальных граница не закрывается. Однако преимущество при прохождении контроля все же будут иметь автобусы со специальным знаком «Белинтуриста», то есть время появление которых на границе известно заранее. Сам договор также вызвал у туроператоров ряд вопросов. В частности, он предусматривает заблаговремеменное - за 20 дней - оформление заявки на пересечение границы с указанием численности группы. Но если график выезда автобусов операторами уже выстроен практически на весь сезон, то численность группы может меняться до момента окончания продажи конкретного тура. Белорусские пограничники пообещали учитывать это обстоятельство и подтверждать заявки на прохождение границы в более гибкие сроки.
Договор с «Белинтуристом» предусматривает оплату услуг по пересечению границы в размере 27 евро за каждый российский (или другой зарубежный) автобус и 22 евро, если автобус белорусского производства. В связи с этим российские туроператоры вновь подняли резонный вопрос: а как быть с оплатой так называемого «погрансервиса», который взимается с физических лиц непосредственно в Бресте - при том, что сервиса никакого нет? Напомним, что более года назад Российский союз туриндустрии направлял в Постоянный комитет Союзного государства официальное письмо в связи с введением в пункте пропуска Варшавский мост дополнительного сбора при отсутствии какого-либо сервиса. Как следовало из официального ответа, поступившего на имя президента РСТ, сбор был введен решением Брестского областного совета депутатов, который предполагает внести на очередную сессию рассмотрение вопроса о снижении ставок сбора для пассажиров, следующих в туристических автобусах международных маршрутов в 5 раз. Ответ был подписан в июле 2004 года, но ничего с тех пор не изменилось.
Разумеется, оплата услуг «Белинтуриста» без отмены брестского сбора должна сказаться на стоимости турпакета. Но поскольку туроператоры-автобусники цены на свои программы уже опубликовали, даже минимальное повышение стоимости туров может вызвать болезненную реакцию потребителей с невысоким уровнем доходов. Поэтому, соблюдая интересы своих клиентов, операторы будут вынуждены взять дополнительные расходы на себя, что весьма ощутимо для экономичных и малорентабельных автобусных туров. В обсуждении этого вопроса в Минске принял участие первый заместитель министра спорта и туризма Беларуси Валерий Хатылев. Он выразил готовность работать над тем, чтобы уйти от посредников, устанавливающих «дополнительный шлагбаум» на границе. С целью отмены брестского сбора предполагается оформить соответствующий протокол, который подпишут руководители Министерства спорта и туризма, Государственного комитета пограничных войск и Государственного таможенного комитета Беларуси.
Пресс-служба РСТ.