Игра без правил

Игра без правил

Игра без правил

Что значит быть оппозиционным политиком в современной России? Об этом Владимир Рыжков, независимый депутат Государственной Думы России, знает не понаслышке. «Это, по определению, означает - во-первых, работать в неравных условиях по сравнению с партией власти, во-вторых, играть в "спорт без правил", потому что соперник постоянно меняет правила в своих интересах» - заявил он в интервью «Washington ProFile». - Оппозиционный политик в России ограничен в коммуникациях со своими потенциальными избирателями. Телевидение - советское, полностью находится под цензурой правительства и Кремля. Газеты пока еще достаточно свободны, но российский обыватель, в массе своей, газет не читает и получает 90% информации из телеканалов, которые контролируются властью. Интернет - привилегия небольшого меньшинства населения больших городов. Остальная страна, в силу бедности, Интернетом не пользуется.

Любому оппозиционному политику - будь он левый или правый - очень трудно найти финансовые ресурсы. Но деньги абсолютно необходимы, потому что партия власти, постоянно меняя правила игры, выдвигает все больше требований к политическим организациям. От политических организаций власть требует больше членов, больше бухгалтерии, больше бюрократии, больше отчетности, что значительно повышает стоимость любой политической деятельности. После дела ЮКОСа бизнес запуган и боится помогать оппозиции. Оппозиционным политикам деньги искать трудно. Даже если ты их находишь, то их часто предоставляют только на условиях глубокой тайны и анонимности.

Правила игры постоянно меняются, и никакой оппозиционный политик не знает, что власть придумает завтра, чтобы затруднить его работу. Власть играет против тебя, будучи одновременно и законодателем и судьей. То принимается новый, более жесткий Закон о партиях. То принимается более жесткое законодательство о проведении референдумов. То ликвидируются одномандатные округа. То вводится новая финансовая отчетность для политических партий... Я уж не говорю о таких мелочах, как постоянное вбрасывание компромата в СМИ, организация акций психологического давления. Например, против меня в Барнауле идет непрерывная кампания, организованная и проплаченная Кремлем - митинги, демонстрации, сборы подписей за мой отзыв из Думы, вызов в милицию моих помощников, скрытые и открытые угрозы... Впрочем, так действует любой авторитарный режим.

- В России на виду люди, оказавшиеся на гребне политики примерно десятилетие назад. Новых имен нет, или почти нет. Большинство из оппозиционеров достаточно скомпрометированы в глазах избирателей. Но без лидера оппозиция не может существовать. Как с этим можно бороться?

- Я что-то не помню, что был чем-то скомпрометирован. Не стоит обобщать. Есть лидеры и есть довольно свежие фигуры на левом фланге - тот же Сергей Глазьев, у него есть все возможности для дальнейшего политического роста. Я полагаю, что такие фигуры есть и на либеральном фланге российской политики. Здесь должна пройти естественная смена поколений.

Трудность заключается в том, что в условиях информационной, финансовой и бюрократической блокады новым росткам сложнее пробиться. Я только за то, чтобы была открытая конкурентная среда и появились новые, более яркие лидеры. Но так как пока этого нет, мы располагаем тем, чем располагаем, однако и "слева" и "справа" есть достаточно привлекательные фигуры.

- Большинство российских политических партий являются скорее тусовками, а не настоящими партиями. Но политика без партии не существует. Трудно ли создать новую партию сегодня?

- С юридической точки зрения, по новому Закону о партиях, новую партию создать практически невозможно. Требуется не менее 50 тыс. членов, не менее, чем в 45-ти регионах, не менее, чем по 500 человек в каждом регионе. При этом эти 500 человек должны предоставить свои паспортные данные и иную персональную информацию. Иными словами, я убежден, что ни одна новая партия при Путине зарегистрирована не будет, за исключением тех партий, которые он поручит зарегистрировать. 

Поэтому я со своими соратниками пошел другим путем. Я вступил в  Республиканскую партию России, которая существует уже 15 лет и предлагаю демократам объединиться на платформе Республиканской партии. Мой аргумент простой: последнее десятилетие показало, что объединение "Союза Правых Сил" (СПС) и "Яблока" невозможно. Это нужно рассматривать как клинический факт. Единственный выход - дать новую основу для объединения.

Партийное строительство всегда было трудной задачей. Уверен, что успешную партию можно построить, только опираясь на региональные и местные организации, мотивированные на участие в местной и региональной политической жизни. Эту партию мы попытаемся строить на новых принципах - как партию федералистскую, децентрализованную, ориентирующую своих членов, в первую очередь, на участие в муниципальных, областных, городских, выборах - там очень много людей, которые хотят участвовать в политике. Эти люди - предприниматели, местные общественные деятели - понимают, что до федеральной политики им еще далеко, а поучаствовать в местных выборах они хотят. Если нам удастся собрать под свои знамена таких людей, то такая партия может стать очень успешной и жизнеспособной.

- Есть теория, что либеральная идея в России полностью скомпрометирована и перестала пользоваться популярностью...

Это чепуха. По всем опросам общественного мнения, до событий в Беслане сегмент избирателей, готовых проголосовать за либеральную идею, составлял около 15%. Это тоже не ноль - это каждый шестой избиратель. После Беслана все социологи отметили, что число людей, разочаровавшихся в вертикали власти и силовом авторитарном режиме, возросло до 30% и поныне держится на этом уровне. Это означает, что за ясно выраженную демократическую, либеральную идею готов проголосовать каждый третий россиянин. Если сегодня СПС и "Яблоко" набирают по 2-3% голосов, то это означает не отсутствие либеральных избирателей, а отсутствие либерального предложения. Я здесь достаточно оптимистичен и уверен, что если новая либеральная партия покажет себя с хорошей стороны, то она сможет иметь успех.

- Что Вы и Ваши коллеги можете предложить в качестве альтернативы тому, что делает нынешняя российская власть?

Мы считаем, что нынешняя власть совершает стратегическую ошибку вновь выстроив в России монополию на власть и вновь разворачивая российскую экономику в сторону государственного доминирования. И то, и другое - стратегическая ошибка.

Данная тенденция совершенно очевидна: растет доля государства в нефтяном и газовом секторе, государство по-прежнему контролирует электроэнергетику, железные дороги. Государство увеличивает свое давление на бизнес. Путин назвал пять отраслей, где будет ограничено присутствие иностранных инвесторов - природные ресурсы, естественные монополии, инфраструктура, стратегические предприятия и военно-промышленный комплекс. Но это почти половина экономики страны! Политическая система вновь стала авторитарной, можно назвать ее "неосоветской", а экономическая политика все больше напоминает политику, так называемых, "нефтяных государств" - Нигерии, Венесуэлы, арабских государств...

Наша альтернатива  - демократизация страны и либерализация экономики. Мы сформулировали пять приоритетов. Во-первых, это "хорошее правительство" - широкий набор мер, включая расширение полномочий парламента и сокращение полномочий президента; перераспределение властных полномочий в направлении связки "парламент-правительство", где парламент контролирует правительство; подлинная судебная реформа; подотчетность исполнительной власти законодательной, без чего нельзя победить коррупцию; настоящая административная реформа - необходимо заменить традиционную бюрократию современными гражданскими служащими.

Во-вторых, перенаправление ресурсов страны с силового блока и бюрократии, на что мы тратим половину федерального бюджета, на "человеческий капитал". То есть необходимо обеспечить приоритет образованию, здравоохранению и науке.

В-третьих, требуется радикальное сокращение силовых ведомств. Сейчас в России -  4 млн. молодых мужчин в погонах, что абсолютно абсурдно на фоне того, что страна вымирает, и в ней катастрофически не хватает квалифицированных рабочих рук. Мы имеем запредельные штаты силовых ведомств - 1.3 млн. в армии, 2 млн. - в милиции, из которых 600 тыс. - во внутренних войсках, сотни тысяч сотрудников ФСБ... В сумме силовиков должно быть не более 1.5-2 млн. Речь идет не столько о механическом сокращении, сколько о качественном обновлении силовых структур - должна появиться нормальная полиция, современная компактная армия, должна быть ограничена экспансия спецслужб в политическую и экономическую жизнь страны и т.д.

Наш четвертый приоритет связан с депопуляцией России. Чтобы остановить вымирание страны мы предлагаем три вещи. Первое - каждый бывший гражданин СССР и его потомки должны иметь право на незамедлительное и бесплатное получение российского паспорта. Второе - мы намерены смягчить миграционный режим и для жителей стран дальнего зарубежья. Таким образом, мы начнем борьбу за мигрантов со странами Восточной и Западной Европы. В-третьих, будет необходима масштабная программа поддержки детства и молодой семьи. Сегодня мы теряем 1 млн. жителей России в год. При президенте Путине население России сократилось на 3.5 млн., и темп потерь населения с каждым годом увеличивается.

Наш пятый приоритет - разрушение "вертикали власти". Мы - последовательные федералисты и сторонники местного самоуправления. Требуется вернуться к децентрализации, к расширению полномочий регионов и муниципалитетов. Если при Ельцине консолидированные доходы страны делились между  федеральной и местной властями примерно пополам, то сейчас 63% доходов забирает федеральный бюджет. Это приводит к целому ряду негативных последствий - деградации жилищно-коммунальной инфраструктуры, к развалу муниципального транспорта, системы здравоохранения, постоянному дефициту региональных и местных бюджетов и, в конечном итоге, к упадку страны. В то время, когда Россия купается в деньгах и не знает куда их девать, подавляющее большинство регионов и муниципалитетов прозябают в нищете и не имеют полномочий, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

- Любой план требует того, чтобы нашлись люди, способные его реализовать на практике. Откуда, например, появятся гражданские служащие, способные успешно заменить бюрократов?

В рядах нынешней бюрократии - огромное количество профессиональных и порядочных людей. Просто они находятся в рамках неверной системы требований. Задача состоит в том, чтобы поменять систему представлений о том, как устроено государство. Если решительным образом переподчинить исполнительную власть - законодательной, установить такие институты, как парламентское расследование, парламентские запросы, еженедельный правительственный час, полную открытость информации о деятельности любого чиновника, то чиновник перейдет в совершенно иную среду и будет действовать совершенно иначе, чем сегодня. Безусловно, многие чиновники попытаются торпедировать реформу и продолжат заниматься коррупцией. Но если изменить правила игры, то подобные факты быстро выйдут наружу, и эти люди понесут наказание. Это очень сложная работа, она потребует изменения законов, должностных инструкций, потребуется специальная программа подготовки и переподготовки государственных служащих. Но нам ясно, что и как надо делать. На самом деле, более сложным вопросом является реформа силовых ведомств. Очень сложен вопрос о "человеческом капитале" - кроме простого перераспределения ресурсов, необходимо посмотреть, в какой степени и как они будут использованы. Там потребуются сложные структурные реформы.

Полтора года назад мы учредили клуб "Демократическая Альтернатива", где собрали около ста экспертов. Этот клуб стал "штабом" по подготовке альтернативной программы для демократов. В каких-то областях что-то готово к запуску этих программ, в каких-то готово наполовину, но мы представляем себе приоритеты и то, где находить специалистов. Например, Георгий Сатаров и его фонд "ИНДЕМ" проделали огромную работу и, благодаря им, нам удалось узнать, как устроена российская коррупция, какова ее структура, где и почему возникают коррупционные схемы. "ИНДЕМ" даже подготовил целую книгу конкретных предложений о том, каким образом в России возможно резко снизить уровень коррупции.

- Как может развиваться ситуация в России в ближайшие 10-15 лет?

Пока мы идем по достаточно плохому сценарию - сценарию авторитарного "нефтяного государства", которое становится все более неадекватным. Это вопиюще некомпетентное и тотально коррумпированное правительство, паразитирующее на высоких ценах на нефть, не имеющее обратной связи с обществом, которое настроено враждебно как к собственному народу, так и к соседним народам. Это правительство, которое не имеет внятной программы борьбы с "голландской болезнью", которой ныне страдает Россия. Это правительство провоцирует все новые и новые этнополитические конфликты на территории России. Может быть, Путин искренне верит в то, что укрепляет Россию. Но с моей точки зрения, он закладывает целое минное поле, которое ставит под сомнение будущее страны.

Как показывает пример Индии, только полиэтническая децентрализация позволяет государству сохранить целостность. И, наоборот, жесткие многонациональные структуры приводят к распаду. СССР и Чехословакия были жесткими структурами. Я имел счастье быть знакомым с Эрнестом Гелнером, профессором Оксфордского Университета, создателем современной теории национализма. Однажды я спросил его о том, что будет с Россией. Он ответил, что 70 шансов из ста, что Россия распадется. Россия так построена, что в ней заложен потенциал распада. Гелнер считает выходом федерализм: федерализм во многом спас российскую целостность в 1990-е годы. А Путин верит в жесткое централизованное государство. По-моему, это ошибка. Если у нас еще 10-15 лет режим будет оставаться авторитарным, а политика будет унификаторской, экономика будет все более венесуэлизирована - это очень плохой сценарий, который приведет к распаду России.

Но если нам удастся развернуть страну, то тогда мы вполне можем справиться с нефтяной болезнью, с интеллектуальной деградацией, мы сможем получить адекватную внешнюю политику, которой сегодня, к сожалению, нет. На мой взгляд, будущее России напрямую зависит от того, сохранится ли авторитарный режим или его удастся изменить в сторону демократизации, что недавно удалось сделать украинцам, киргизам и грузинам.

Оценить статью
(0)