Общественное сознание меняется, вместе с общественным мнением

Общественное сознание меняется, вместе с общественным мнением

Общественное сознание меняется, вместе с общественным мнением

Когда в России очередной раз происходит передел информационного пространства в области печатных СМИ, все больше экспертов указывают на малую политическую эффективность подобных процессов, особенно если речь идет об издании федерального масштаба. Причина понятна - аудитория газет с каждым годом стремительно сокращается и стареет, нововведения не приживаются, а смена политического курса означает потерю последних читателей. Такие оценки звучали, в частности, в связи со сменой владельцев газеты «Известия».

На этом фоне телевидение остается главным организатором и пропагандистом, руководящим и направляющим рупором государства, в разы обогнав по своей аудитории и читающую публику, и пользователей сети Интернет.

В ходе опроса 2407 россиян, проведенного в мае 2005 года Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр) по выборке, представительной как и для всего взрослого населения Федерации, так и для Москвы, на вопрос: «Какие из следующих газет вы читаете более или менее регулярно?» получены следующие распределения ответов, которые приводятся в процентах отдельно для россиян и москвичей.

Здесь же помещены данные аналогичных опросов, прошедших в мае 2000, 2003 и 2004 годов. Статистическая погрешность подобных опросов для России в пределах 3%, а для Москвы в пределах 7%.

  

Р О С С И Я

М О С К В А

2000

2003

2004

2005

2000

2003

2004

2005

1. "Аргументы и факты"

21

19

18

21

23

22

25

24

2. "Комсомольская правда"

12

16

14

18

11

9

14

16

3. "Спид-Инфо"

15

14

10

11

11

14

10

7

4. "Московский комсомолец"

11

11

9

8

40

33

33

28

5. "Жизнь"

-*/

5

7

7

-

9

15

13

6. "Труд"

4

4

3

4

2

2

2

1

7. "Совершенно секретно"

9

6

3

4

8

5

3

5

8. "Спорт-экспресс"

2

3

3

4

6

6

8

10

9. "Известия"

3

2

2

2

4

3

4

4

10. "Российская газета"

1

2

2

2

2

3

1

2

11. ”Мегаполис-экспресс”

-

2

1

1

-

5

4

3

12. "Советская Россия"

1

1

1

1

2

3

1

2

13. "Ведомости"

2

2

1

1

1

1

1

1

14-16. "Правда"

1

2

1

1

2

4

2

1

14-16."Новая газета"

1

1

1

1

3

1

3

1

14-16. “Коммерсант-Daily”

1

1

<1

1

4

1

2

2

17. “Московские новости”

-

-

1

1

-

-

3

4

18-19. “Независимая газета”

1

<1

1

1

5

2

2

2

18-19. “Время МН”

<1

<1

1

1

1

<1

<1

<1

20."Время новостей"

-

1

1

1

-

1

2

1

Другая центральная газета

4

7

6

7

5

6

6

5

Областная, городская районная ежедневная газета общественно-

политического содержания

14

11

11

12

3

1

1

2

Областная, городская районная еженедельная газета общественно-

политического содержания

20

21

26

20

7

8

9

8

Другие местные газеты (раз-

Развлекательные, рекламные и пр.)

19

22

24

28

8

12

12

16

Газеты регулярно не читаю

30

26

25

26

29

29

25

24

-*/ — издание не учитывалось

 

Сравнивать популярность той или иной газеты необходимо с учетом того обстоятельства, что различные газеты имеют разную периодичность издания: ежедневные, еженедельные, ежемесячные и, как "Московский комсомолец", смешанные — ежедневный и еженедельные региональные выпуски.

Оценить статью
(0)