У государства можно выиграть, но в Европе

У государства можно выиграть, но в Европе

У государства можно выиграть, но в Европе

Решение Европейского Суда по правам человека является важным этапом в защите экологических прав человека. Оно должно послужить ориентиром для российских граждан, живущих в схожей ситуации, и российских судов, разрешающих подобные дела. Такое мнение на пресс-конференции 10 июня высказали представители Правозащитного центра «Мемориал», представлявшие интересы российской гражданки на суде в Страсбурге.

Надежда Михайловна Фадеева проживает в городе Череповце Вологодской области, в санитарно-защитной зоне Череповецкого металлургического комбината, принадлежащего ОАО «Северсталь». Уровень загрязнения атмосферы в месте ее проживания многократно превышает установленные российским законодательством нормы ПДК вредных веществ. В 1996 и 1999 годах она дважды обращалась в Череповецкий городской суд с исками к ОАО «Северсталь» о немедленном переселении из санитарно-защитной зоны. В результате процессов в российских судах она была поставлена в общую очередь на получение жилья. За несколько лет она не продвинулась и к номеру 5000 в этой очереди.

В 1999 г. Надежда Фадеева обратилась с жалобой в Европейский Суд по правам человека. В октябре 2003 г. ее жалоба была признана приемлемой по ст. 8 Европейской Конвенции о правах человека (право на уважение частной и семейной жизни). 1 июля 2004 г. в Европейском Суде в Страсбурге прошли устные слушания по этому делу.

Европейский Суд по правам человека признал, что сильные косвенные доказательства указывают на то, что причиной ухудшения здоровья заявительницы стали вредные выбросы в атмосферу. Суд также признал, что за 95% вредных выбросов ответственно именно ОАО «Северсталь».

Затем Суд указал на недостаточность принятых государством мер: поставленные цели по сокращению выбросов так и не были достигнуты, исследования и санкции не возымели никакого эффекта, а какая-либо осмысленная экологическая политика отсутствовала.

Европейский Суд по правам человека, признав нарушение ст. 8 Конвенции, присудил заявительнице 6,000 евро за понесенный моральный вред. Суд указал, что власти Российской Федерации обязаны принять меры для улучшения положения заявителя. Суд присудил также 6500 евро и 5540 английских фунтов за судебные расходы и издержки.

«Это победа, очень важная для гражданского общества России, но победа промежуточная», - считает председатель Совета Правозащитного Центра «Мемориал» Олег Орлов. По его словам Европейский Суд - это не столько механизм защиты прав конкретного человека, сколько инструмент воздействия на страны, подписавшие Европейскую Конвенцию о правах человека. Именно решения Страсбургского суда корректируют положения в этих странах с тем, чтобы они соответствовали европейским нормам жизни.

«Проще всего будет добиться от чиновников выплаты компенсаций г-же Фадеевой, для этих целей в федеральном бюджете предусмотрены огромные суммы. Гораздо сложнее будет добиться предоставления людям жилья за пределами санитарной зоны Череповецкого металлургического комбината. И сверхсложно будет добиться того, чтобы государство выработало новые правила экологической защиты населения и следило за их неукоснительным соблюдением», - заявил Олег Орлов.

При поверхностном рассмотрении проблемы может возникнуть недоуменный вопрос: почему государство обязано платить за то, что одно из предприятий компании «Северсталь» травит город Череповец, почему бы не адресовать иск владельцам «Северстали»?

Однако именно государство обязано надзирать за выполнением заводами экологических предписаний, и именно государственные инстанции игнорировали обращения граждан и общественных организаций о нарушении Череповецким металлургическим комбинатом этих предписаний.

Наконец, именно государственные деятели первого эшелона принимали экологические предписания, знакомство с которыми повергло в ужас привыкших жить в благоприятной экологической обстановке европейцев.

Обратимся к постановлению правительства РФ от 12.06.03 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками», вышедшего в свет за подписью Михаила Касьянова. Согласно этому постановлению, плата за выброс 1 тонны синильной кислоты составляет всего 205 рублей. К слову сказать, синильная кислота - это отравляющее вещество, подпадающее под действие Конвенции о запрещении химоружия и подлежащее строжайшему контролю. Что уж говорить о других выбросах, которыми щедро опыляет Череповецкий металлургический комбинат?

За 1 тонну формальдегида или нафталина достаточно заплатить 683 рубля, за 1 тонну сероуглерода – 410 рублей, а за 1 тонну окиси углерода, которая и является основным подарком «Северстали» жителям города – всего 60 копеек!

Этими газами сегодня дышат 18 тысяч жителей Череповца. Неудивительно, что в городе наблюдается повышенный уровень раковых заболеваний, сердечно-сосудистых и кожных болезней, очень высоки показатели по раздражению слизистых глаз, носа и горла, рождается много детей-аллергиков. По словам доктора химических наук, президента Союза "За химическую безопасность" Льва Федорова, в таких условиях в многочисленных санитарных зонах возле заводов в России проживает около миллиона граждан!

Есть ли возможности повлиять на государство, заставить его расселить задыхающиеся промзоны, и обеспечить заводы необходимыми очистными сооружениями? «Только если генпрокурор России привлечет главного санитарного врача России Геннадия Онищенко к уголовной ответственности за несоблюдение санитарно-экологической безопасности», - считает Лев Федоров.

«Такие ответственные за соблюдение санитарно-экологических норм есть в каждом городе, но они бездействуют. Это системная проблема, а, значит, и решать ее надо сверху», - добавил эколог.

Оценить статью
(0)