Рождение нового праздника

Рождение нового праздника

Центральным событием недели стал выходной день, на который пришлось празднование Дня России. Отношение к этому празднику в обществе менялось год от года, оставаясь сильно дифференцированным по возрастным группам. И к нынешнему 12 июня большая часть социологических центров – кто раньше, кто позже - исследования об отношении россиян к своему теоретически главному национальному празднику все-таки провела. Оказалось, что по-прежнему больше людей относится к празднику как к еще одному выходному дню, но неуклонно растет количество людей, считающих День России важным общенациональным праздником. Что особенно важно – в молодых возрастных группах это настроение существенно больше выражено, чем в пожилых. Такое же соотношение и в отношении позитивного или негативного восприятия самого факта независимости России. Данные исследований свидетельствуют о том, что подросло поколение, обладающее новой национальной идентичностью, уже не живущее в плену старых привычек и стереотипов. Это поколение не помнит Советского Союза, лишь смутно припоминая, как родители таскали его в очереди за продуктами и стиральным порошком. Это поколение воспринимает реальность как данное. Следовательно, у Дня России как праздника хорошие перспективы, со временем он станет действительно общенародным, если…
С чего такое внимание к национальному празднику, тем более что с праздниками у нас полный хаос уже полтора десятка лет? Кстати, куда больший хаос с национальными праздниками в России уже был – после 1917 года. Чехарда с праздниками при смене политического строя неизбежна. Национальные праздники – это проявление национальной идентичности. Как и кем мы себя на самом деле в глубине души считаем – такие праздники мы и отмечаем. В ноябре 1997 г. в одной из публикаций в “Волге” было высказано предположение, что 7 ноября не задержится надолго в “красных днях”, а Первомаю суждена долгая жизнь. Если не произойдет новых революций, то 12 июня тоже суждена долгая жизнь и этот день займет должное место в самосознании российского общества. Тогда нам легче будет излечиться от остатков имперской внешней и внутренней политики, синдрома “старшего брата” по отношению к бывшим союзным республикам, да и они быстрее излечатся от нездоровой ревности и подозрительности к большому соседу. Мы станем терпимее относиться друг к другу, и отпадут подозрения во взаимных попытках импорта-экспорта оранжевых революций и криминально-бюрократических контрреволюций.
Последние недели как раз профилактика оранжевой революции в Казахстане стала одной из базовых тем российской внешней политики. Интенсивные контакты на высшем уровне дополнились мобилизацией приграничных с Казахстаном регионов на развитее экономических и культурных связей с бывшей союзной республикой, где оранжевый призрак не дает спать правящей элите.
Визит астраханского губернатора А. Жилкина в Казахстан – один из шагов по реализации этого направления государственной политики. Учитывая многолетние и тесные связи Астраханской области с приграничными районами Казахстана, эти шаги будут эффективны. Но никакая поддержка из России не поможет избежать очередной смены режима в нашем подбрюшье, если сам режим не подсуетится в искоренении своих ошибок, раздражающих население в целом и бизнес в частности. Понимая это, правящие круги Казахстана начали буквально крестовый поход против коррупции, параллельно принимая репрессивные, но куда более мягкие, чем в Узбекистане, меры против оппозиции. Пока у Н. Назарбаева остается достаточно места для маневра, а политик это весьма опытный.
О коррупции на минувшей неделе заговорил и наш премьер М. Фрадков на заседании правительства. Премьера озаботила неэффективность механизма госзакупок, на которые уходит до 30% всех бюджетных расходов и сопровождающая госзакупки коррупция. Совершенно справедливо М. Фрадков заметил, что четкая регламентация и открытость закупок способствуют взаимопониманию между бизнесом и государством не менее, чем масштабные институциональные преобразования, и что госзакупки - это поддержка малого и среднего бизнеса и это инструмент, стимулирующий добросовестную конкуренцию. Вот именно, а заказные псевдоконкурсы под заранее известного победителя, проевшие всю вертикаль нашей власти сверху донизу от “Байкалфинансгруп” до закупки канцтоваров для районной администрации экономику разрушают и власть расшатывают. Кстати, на прошлой неделе один из руководителей районов области был взят за руку как раз на подобном неблаговидном занятии.
На праздник выпала грустная дата – исполнилось 10 лет теракту в Буденновске. К празднику, надо полагать, был приурочен и теракт на железной дороге. Говорить об этом не хочется, уже сколько всего сказано. Российская гипертрофированная по численности правоохранительная система занимается чем угодно, кроме своих прямых обязанностей: бизнесом (этой проблеме был как раз накануне посвящен “круглый стол”, проведенный агентством “Полит.Ру”), укреплением вертикали власти и т.д. Да, похоже, и задачи перед ней ставятся не те.

 

«Волга»

Оценить статью
(0)