Отзвенел последний звонок. У более чем одного миллиона российских выпускников началась новая, взрослая жизнь. Страницы газет пестрят статьями о новых высших учебных заведениях, а также рассказами о фантастических суммах взяток, которые необходимо дать, чтобы поступить в престижный вуз. Сами выпускники тем временем приступили к сдаче экзаменов, однако, не все – некоторые абитуриенты, сдав ЕГЭ, будут зачислены в ВУЗы автоматом.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные об отношении россиян к новой системе поступления в высшие учебные заведения, когда вступительные экзамены в вузы заменяются (либо дополняются) Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), сдаваемым в школе.
Три четверти россиян (77%) что-то знают о ЕГЭ, из них 48% знают о новой форме сдачи государственных экзаменов из СМИ, а 29% знают из рассказов родственников, знакомых либо уже сами сталкивались с ней непосредственно. Отмечают, что приходилось иметь дело с этой системой самим или членам их семей, 40% респондентов 18–24 лет. Наименее известен ЕГЭ в Москве и Санкт-Петербурге: здесь с ним сталкивались на практике 22% респондентов, тогда как в других городах – от 29 до 33%. При этом среди столичных жителей 61% отметили, что знают о новой системе поступления в вузы только из СМИ (за пределами столиц – не более 50%). Еще меньше информированы о ЕГЭ сельские жители: среди них 24% указали, что ничего не знают об этой системе (в Москве и Санкт-Петербурге – только 14%).
К замене вступительных экзаменов в вузы на ЕГЭ, сдаваемый в школе, относятся скорее позитивно 40% опрошенных, скорее негативно – 26%. Но процесс постепенного распространения ЕГЭ не ведет к повышению лояльности россиян к этой системе, а скорее напротив, разочаровывает их. Доля тех, кто отнесся к этой идее «целиком положительно», по сравнению с сентябрем 2003 г. сократилась более чем вдвое - с 23 до 11%. Почти настолько же увеличилось число затруднившихся выразить свое отношение к системе ЕГЭ – с 11 до 21%. В Москве и Санкт-Петербурге доля противников ЕГЭ уже незначительно превысила сторонников (+32% и –34%). В других населенных пунктах отношение к новой системе более позитивно.
Затруднились отметить преимущества ЕГЭ 39% опрошенных (от 25% в группе 18–24-летних до 62% – в группе от 60 лет и старше). Наиболее важными положительными аспектами новой системы россияне считают обеспечение равных возможностей для одаренных учеников из регионов для поступления в престижные вузы страны (25%); упрощение процедуры поступления в вузы (21%), а также уменьшение коррупции на стадии поступления в вузы (19%, среди респондентов 18–24 лет – 27%). Приближение российского образования к общепринятым международным стандартам отметили 14% опрошенных. Стандартизацию оценки знаний по стране в целом, снижение субъективности в оценках знаний учеников и абитуриентов, улучшение качества подготовки и знаний учащихся указывали реже – по 7% респондентов. Респонденты из крупных городов (24%) чаще столичных жителей (18%) акцентируют внимание на возможном в связи с ЕГЭ уменьшении коррупции на стадии поступления в вузы.
Главные риски при переходе к ЕГЭ, полагают опрошенные – нивелирование индивидуальных особенностей учащихся (24%), формальность, поверхностность проверки знаний учащихся (22%, в группе 18–24-летних – 30%), усиление коррупции при сдаче экзаменов в школе (22%). Реже отмечается утрачивание традиций и особенностей российской школы (16%), ухудшение качества подготовки и знаний учащихся (12%), снижение роли учителя при оценке знаний учеников (11%), углубление различий между вузами с точки зрения контингента учащихся (6%). Москвичи и петербуржцы чаще прогнозируют усиление коррупции при сдаче экзаменов в школе (35%), утрату российской школой своих традиций и особенностей (24%), реже – ухудшение качества подготовки и знаний учащихся (8% по сравнению).
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 11–12 июня 2005 г. Опрошено 1592 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Известно ли Вам что-либо о Едином государственном экзамене? | ||||||
Всего опрошенных |
Тип поселения | |||||
Москва и Санкт-Петербург |
Более 500 тыс. жителей |
100–500 тыс. |
Менее 100 тыс. |
Сёла | ||
Да, знаю, я лично сталкивался с этой системой, сталкивались члены моей семьи |
29 |
22 |
33 |
29 |
32 |
26 |
Да, я знаю об этом из средств массовой информации |
48 |
61 |
41 |
50 |
49 |
47 |
Нет, ничего об этом не знаю |
18 |
14 |
17 |
16 |
16 |
24 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
3 |
8 |
5 |
3 |
4 |
Как Вы относитесь к отмене вступительных экзаменов в вузы и поступления в них на основе единого государственного экзамена, который сдается по окончании школы? | ||
Сентябрь 2003 г. |
Июнь 2005 г. | |
Целиком положительно |
23 |
11 |
Скорее положительно |
28 |
29 |
Скорее отрицательно |
15 |
19 |
Резко отрицательно |
11 |
7 |
Ничего не знаю об этом |
11 |
12 |
Затрудняюсь ответить |
11 |
21 |
Как Вы относитесь к отмене вступительных экзаменов в вузы и поступления в них на основе единого государственного экзамена, который сдается по окончании школы? | ||||||
Всего опрошенных |
Тип поселения | |||||
Москва и Санкт-Петербург |
Более 500 тыс. жителей |
100–500 тыс. |
Менее 100 тыс. |
Сёла | ||
Целиком положительно |
11 |
4 |
16 |
12 |
13 |
9 |
Скорее положительно |
29 |
28 |
28 |
34 |
29 |
28 |
Скорее отрицательно |
19 |
27 |
17 |
18 |
22 |
16 |
Резко отрицательно |
7 |
7 |
8 |
7 |
5 |
8 |
Ничего не знаю об этом |
12 |
10 |
14 |
9 |
10 |
14 |
Затрудняюсь ответить |
21 |
23 |
17 |
20 |
21 |
24 |
Как Вы считаете, какие положительные изменения происходят в российском образовании с переходом на Единый государственный экзамен? | ||||||
Всего опро-шенных |
Тип поселения | |||||
Москва и Санкт-Петербург |
Более 500 тыс. жителей |
100–500 тыс. |
Менее 100 тыс. |
Сёла | ||
Одаренные ученики из регионов получают возможность поступать в престижные вузы страны |
25 |
25 |
20 |
27 |
28 |
25 |
Упрощается процедура поступления в вузы |
21 |
22 |
23 |
23 |
23 |
18 |
Уменьшается коррупция на стадии поступления в вузы |
19 |
18 |
24 |
20 |
21 |
16 |
Российское образование приближается к общепринятым международным стандартам |
14 |
20 |
15 |
16 |
15 |
11 |
Снижается субъективизм в оценках знаний учеников и абитуриентов |
7 |
8 |
6 |
6 |
10 |
7 |
Происходит стандартизация оценки знаний по стране в целом |
7 |
6 |
8 |
8 |
7 |
7 |
Улучшается качество подготовки и знаний учащихся |
7 |
10 |
11 |
6 |
7 |
5 |
Затрудняюсь ответить |
39 |
38 |
37 |
37 |
38 |
43 |
Как Вы считаете, какие отрицательные изменения происходят в российском образовании с переходом на Единый государственный экзамен? | ||||||
Всего опро-шенных |
Тип поселения | |||||
Москва и Санкт-Петербург |
Более 500 тыс. жителей |
100–500 тыс. |
Менее 100 тыс. |
Сёла | ||
Новая система оценки знаний снижает возможности учитывать индивидуальные особенности учащегося |
24 |
29 |
23 |
25 |
22 |
22 |
Проверка знаний учащихся становится формальной, поверхностной |
22 |
23 |
26 |
29 |
21 |
17 |
Усиливается коррупция при сдаче экзаменов в школе |
22 |
35 |
20 |
21 |
27 |
18 |
Российская школа теряет свои традиции и особенности |
16 |
24 |
17 |
15 |
16 |
13 |
Ухудшается качество подготовки и знаний учащихся |
12 |
8 |
18 |
11 |
11 |
11 |
Снижается роль учителя в определении знаний своих учеников |
11 |
12 |
12 |
11 |
12 |
10 |
Усиливаются различия между вузами с точки зрения контингента учащихся |
6 |
6 |
5 |
6 |
7 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
36 |
29 |
31 |
33 |
36 |
43 |