Российское образование: куда движемся?

Российское образование: куда движемся?

Российское образование: куда движемся?

Отзвенел последний звонок. У более чем одного миллиона российских выпускников началась новая, взрослая жизнь. Страницы газет пестрят статьями о новых высших учебных заведениях, а также рассказами о фантастических суммах взяток, которые необходимо дать, чтобы поступить в престижный вуз. Сами выпускники тем временем приступили к сдаче экзаменов, однако, не все – некоторые абитуриенты, сдав ЕГЭ, будут зачислены в ВУЗы автоматом.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные об отношении россиян к новой системе поступления в высшие учебные заведения, когда вступительные экзамены в вузы заменяются (либо дополняются) Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), сдаваемым в школе.

Три четверти россиян (77%) что-то знают о ЕГЭ, из них 48% знают о новой форме сдачи государственных экзаменов из СМИ, а 29% знают из рассказов родственников, знакомых либо уже сами сталкивались с ней непосредственно. Отмечают, что приходилось иметь дело с этой системой самим или членам их семей, 40% респондентов 18–24 лет. Наименее известен ЕГЭ в Москве и Санкт-Петербурге: здесь с ним сталкивались на практике 22% респондентов, тогда как в других городах – от 29 до 33%. При этом среди столичных жителей 61% отметили, что знают о новой системе поступления в вузы только из СМИ (за пределами столиц – не более 50%). Еще меньше информированы о ЕГЭ сельские жители: среди них 24% указали, что ничего не знают об этой системе (в Москве и Санкт-Петербурге – только 14%).

К замене вступительных экзаменов в вузы на ЕГЭ, сдаваемый в школе, относятся скорее позитивно 40% опрошенных, скорее негативно – 26%. Но процесс постепенного распространения ЕГЭ не ведет к повышению лояльности россиян к этой системе, а скорее напротив, разочаровывает их. Доля тех, кто отнесся к этой идее «целиком положительно», по сравнению с сентябрем 2003 г. сократилась более чем вдвое - с 23 до 11%. Почти настолько же увеличилось число затруднившихся выразить свое отношение к системе ЕГЭ – с 11 до 21%. В Москве и Санкт-Петербурге доля противников ЕГЭ уже незначительно превысила сторонников (+32% и –34%). В других населенных пунктах отношение к новой системе более позитивно.

Затруднились отметить преимущества ЕГЭ 39% опрошенных (от 25% в группе 18–24-летних до 62% – в группе от 60 лет и старше). Наиболее важными положительными аспектами новой системы россияне считают обеспечение равных возможностей для одаренных учеников из регионов для поступления в престижные вузы страны (25%); упрощение процедуры поступления в вузы (21%), а также уменьшение коррупции на стадии поступления в вузы (19%, среди респондентов 18–24 лет – 27%). Приближение российского образования к общепринятым международным стандартам отметили 14% опрошенных. Стандартизацию оценки знаний по стране в целом, снижение субъективности в оценках знаний учеников и абитуриентов, улучшение качества подготовки и знаний учащихся указывали реже – по 7% респондентов. Респонденты из крупных городов (24%) чаще столичных жителей (18%) акцентируют внимание на возможном в связи с ЕГЭ уменьшении коррупции на стадии поступления в вузы.

Главные риски при переходе к ЕГЭ, полагают опрошенные – нивелирование индивидуальных особенностей учащихся (24%), формальность, поверхностность проверки знаний учащихся (22%, в группе 18–24-летних – 30%), усиление коррупции при сдаче экзаменов в школе (22%). Реже отмечается утрачивание традиций и особенностей российской школы (16%), ухудшение качества подготовки и знаний учащихся (12%), снижение роли учителя при оценке знаний учеников (11%), углубление различий между вузами с точки зрения контингента учащихся (6%). Москвичи и петербуржцы чаще прогнозируют усиление коррупции при сдаче экзаменов в школе (35%), утрату российской школой своих традиций и особенностей (24%), реже – ухудшение качества подготовки и знаний учащихся (8% по сравнению).

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 11–12 июня  2005 г. Опрошено 1592 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.


Известно ли Вам что-либо о Едином государственном экзамене?

Всего опрошенных

Тип поселения

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жителей

100–500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Да, знаю, я лично сталкивался с этой системой, сталкивались члены моей семьи

29

22

33

29

32

26

Да, я знаю об этом из средств массовой информации

48

61

41

50

49

47

Нет, ничего об этом не знаю

18

14

17

16

16

24

Затрудняюсь ответить

5

3

8

5

3

4

Как Вы относитесь к отмене вступительных экзаменов в вузы и поступления в них на основе единого государственного экзамена, который сдается по окончании школы?

Сентябрь 2003 г.

Июнь 2005 г.

Целиком положительно

23

11

Скорее положительно

28

29

Скорее отрицательно

15

19

Резко отрицательно

11

7

Ничего не знаю об этом

11

12

Затрудняюсь ответить

11

21

Как Вы относитесь к отмене вступительных экзаменов в вузы и поступления в них на основе единого государственного экзамена, который сдается по окончании школы?

Всего опрошенных

Тип поселения

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жителей

100–500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Целиком положительно

11

4

16

12

13

9

Скорее положительно

29

28

28

34

29

28

Скорее отрицательно

19

27

17

18

22

16

Резко отрицательно

7

7

8

7

5

8

Ничего не знаю об этом

12

10

14

9

10

14

Затрудняюсь ответить

21

23

17

20

21

24

Как Вы считаете, какие положительные изменения происходят в российском образовании с переходом на Единый государственный экзамен?

Всего опро-шенных

Тип поселения

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жителей

100–500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Одаренные ученики из регионов получают возможность поступать в престижные вузы страны

25

25

20

27

28

25

Упрощается процедура поступления в вузы

21

22

23

23

23

18

Уменьшается коррупция на стадии поступления в вузы

19

18

24

20

21

16

Российское образование приближается к общепринятым международным стандартам

14

20

15

16

15

11

Снижается субъективизм в оценках знаний учеников и абитуриентов

7

8

6

6

10

7

Происходит стандартизация оценки знаний по стране в целом

7

6

8

8

7

7

Улучшается качество подготовки и знаний учащихся

7

10

11

6

7

5

Затрудняюсь ответить

39

38

37

37

38

43

Как Вы считаете, какие отрицательные изменения происходят в российском образовании с переходом на Единый государственный экзамен?

Всего опро-шенных

Тип поселения

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жителей

100–500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Новая система оценки знаний снижает возможности учитывать индивидуальные особенности учащегося

24

29

23

25

22

22

Проверка знаний учащихся становится формальной, поверхностной

22

23

26

29

21

17

Усиливается коррупция при сдаче экзаменов в школе

22

35

20

21

27

18

Российская школа теряет свои традиции и особенности

16

24

17

15

16

13

Ухудшается качество подготовки и знаний учащихся

12

8

18

11

11

11

Снижается роль учителя в определении знаний своих учеников

11

12

12

11

12

10

Усиливаются различия между вузами с точки зрения контингента учащихся

6

6

5

6

7

6

Затрудняюсь ответить

36

29

31

33

36

43

 

Оценить статью
(0)