Милицейский произвол или покушение на конституционный строй?

Милицейский произвол или покушение на конституционный строй?

«Если милиция действует вне закона, то чем она отличается от бандитов?», - под таким вопрошающим лозунгом в минувший четверг в Москве состоялась акция правозащитников. Активисты общероссийского движения «За права человека» и комитета «За гражданские права» пикетировали напротив приемной МВД РФ с плакатами «Нургалиева в отставку! Диваева – под суд!». По мнению правозащитников, глава башкирской милиции должен быть привлечен к уголовной ответственности за побоище в Благовещенске, а министр внутренних дел за то, что его подчиненные руководствуются в своих действиях секретными внутриведомственными инструкциями, а не законами страны. «Тайные чрезвычайные приказы недопустимы, потому что именно ими руководствуются силовики, совершая насилие над гражданами!», - заявил исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев.

В последние месяцы достоянием гласности стали многочисленные случаи массового неизбирательного насилия правоохранительных органов в отношении граждан, сопровождавшиеся избиениями, унижением  человеческого достоинства и иными нарушениями их прав и свобод. Наиболее известной из них стала операция сил МВД в городе Благовещенск (Республика Башкортостан) в декабре 2004 года - названная «профилактической», она более всего напоминала «зачистки» населенных пунктов в Чечне.

Как оказалась, «зачистка» в Благовещенске и его окрестностях не была импровизацией местной милиции или даже руководства башкирского МВД. Правозащитники уверены, что это воплощение задолго до этого составленных ведомственных актов, прямо предусматривающих карательные расправы, и даже планов по подавлению гипотетического мятежа, составленных благовещенской милицией еще, по меньшей мере, в феврале 2004 года — за 10 месяцев до инцидента, якобы послужившего поводом для «профилактической» операции.

К таким выводам пришла Инициативная группа «Общее действие» в лице А.В.Бабушкина (председатель Комитета «За гражданские права», член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ) и Л.С.Левинсона (эксперт Института прав человека, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ).

Чтобы не быть голословными, имеет смысл процитировать распространенный пикетчиками текст обращения Инициативной группы «Общее действие» от 18 мая 2005.

«13 февраля 2004 года печально прославившийся декабрьским побоищем начальник Благовещенского ГРОВД полковник милиции М.Ф. Бикбулатов издал (в качестве руководителя оперативного штаба ОВД г. Благовещенска и Благовещенского р-на) решение №57/2: «Содержание «На проведение силовых мероприятий в целях пресечения массовых беспорядков». Решение описывает силовые мероприятия по пресечению штурма толпой здания городской администрации с целью «расправы с лицами администрации» и расписывает полноценную войсковую операцию. Пункт 5 Решения предусматривает «уничтожение преступников» штурмовой группой. Необходимо отметить, что это все предусматривается без объявления чрезвычайного положения, без признания судебного признания преступниками, без уточнения — что считать сопротивлением. Таким образом, местный милицейский чин «дает добро» на расстрел безоружных граждан, вся возможная вина которых заключается лишь в том, что они не разошлись по первому приказу.

Но распоряжения Благовещенского ГРОВД - это только реализация поразительного документа - приказа МВД России № 870 ДСП от 10 сентября 2002г.! Приложением № 1 к этом приказу является «Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

Постановка грифа «ДСП» (для служебного пользования) на подобный документ является нарушением Конституции, так как, согласно ст. 15 ч.З Конституции РФ, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Более того, сам гриф «ДСП» не содержится в законодательстве о гостайне и является незаконной формой засекречивания, введенной подзаконными ведомственными актами»

Анализ этих документов, сделанный Инициативной группой «Общее действие», А.В.Бабушкиным и Л.С.Левинсоном, однозначно свидетельствует, что в системе МВД России существуют незаконно засекреченные акты МВД, дающих право явочным порядком вводить особый режим, создавать незаконные фильтрационные пункты, и даже расстреливать граждан без суда и следствия.

По мнению правозащитников, отраженному в обращении Наблюдательного совета Всероссийского Гражданского конгресса 8 июня 2005 года, в Благовещенске на жителях города в обстановке, максимально приближенной к реальной, как раз и проводились «тактико-специальные (тактические) учения».

«Приказ МВД России от 10 сентября 2002 года № 870 ДСП и приложения к нему содержат нормы, не совместимые с Конституцией   России, Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, федеральным законодательством, создающие угрозу произвольных действий милиции и внутренних войск. Его издание уже породило, как издание незаконных внутриведомственных актов, так и реальное массовое и грубое нарушение прав человека.

Очевидно, что аналогичные ведомственные акты должны быть и в других правоохранительных структурах, поскольку Наставления предусматривают создание оперативных штабов (ОШ) из представителей разных ведомств. Все это убедительно свидетельствует, что в силовых структурах заготовлены секретные документы, позволяющие в одночасье перечеркнуть гражданские права. Мы рассматриваем это как опасное покушение на конституционный строй», - говорится в обращении.

«Мы призываем Генерального прокурора Российской Федерации Владимира Устинова немедленно истребовать для проверки все закрытые нормативные документы, предусматривающие ограничения конституционных прав и свобод граждан и инициировать расследование в отношении должностных лиц, антиконституционно издававших закрытые распоряжения, предполагавшие внесудебные лишения граждан свободы и иные нарушения гражданских прав, и привлечение их к ответственности», - заявил Андрей Бабушкин.

Несмотря на то, что события в Благовещенске произошли, когда российской милицией руководил Рашид Нургалиев, правозащитники подчеркивают тот факт, что приказы за грифом ДСП появились при его предшественнике на посту главы министерства.

«МВД развалилось при Борисе Грызлове. Эти антиконституционные ведомственные акты появились при Грызлове. И, если все это подтвердится, мы будем требовать ответственности Грызлова, потому что антиконституционные документы появились при нем. Мы требуем ответственности от нынешнего руководства МВД, которое эти акты не дезавуировало. Мы требуем от генеральной прокуратуры, чтобы она возбуждала уголовные дела по факту появления этих антиконституционных актов», - заявил Лев Пономарев.

По завершению пикета с разъяснениями к журналистам вышел начальник Управления общественных связей МВД РФ Валерий Грибакин. По его словам, те документы и те приказы, которые так возмутили правозащитное сообщество, уже неоднократно обсуждались, в том числе и с правозащитными организациями.

«Мы неоднократно объясняли, на что они реально направлены и нацелены. Приказ №870 и приложение к нему действует при возникновении чрезвычайных или очень опасных ситуаций для граждан и для органов внутренних дел, таких ситуациях, как захват заложников, захват воздушного судна. Естественно, что предусматривается большая работа с потерпевшими, работа оперативных подразделений со всеми участников этих мероприятий для того, чтобы выявить пособников и организаторов. Он ни в коем случае не направлен на ущемление прав и свобод граждан, а наоборот, направлен на защиту прав и свобод граждан, прежде всего – потерпевшей стороны от тех или иных чрезвычайных событий», - сказал Валерий Грибакин.

Начальника Управления общественных связей МВД удивила и радикальная позиция пикетчиков. По его словам, руководство российской милиции всегда открыто для диалога и рассчитывает на ответную готовность правозащитников.

«До начала этого пикета организаторам было предложено создать инициативную группу и встретиться с руководителями департаментов МВД России. Они отказались. Не изъявили желания встречаться и после проведения этого мероприятия. Хочу сказать, что МВД на самом деле настроено только на конструктивный разговор и на конструктивное решение тех или иных возникающих проблем. Я так понимаю, что кое-кто не заинтересован в конструктивном решении этих вопросов. Поскольку был получен отказ, мы предложили второй вариант – представить в письменном виде свои претензии, свои требования к МВД России. Это сделано не было. Поэтому, я считаю, что мы открыты для конструктивного решения тех или иных проблем. Как показывает наш опыт тесного взаимодействия с правозащитными организациями, это достаточно эффективная система, которая приносит реальные результаты», - сказал Валерий Грибакин.

Оценить статью
(0)