Корреспондент "Правого руля " получил задание узнать, во что обойдется переделка праворульной машины на леворульную
Мы все, конечно, оптимисты, да и пуганы не раз, но давайте пофантазируем и представим, что будет, если завтра проснемся, а правому рулю приказали лежать в левой плоскости приборной панели?
Покупать отечественные автоподелки? Но в силу нашей ментальности, сложившейся за долгие годы автоимпорта, на это пойдут разве что госструктуры. Да и то по приказу. Покупать новые иномарки? Но мы не настолько богаты. Даже те машины, что собираются в России, находятся в недоступном подавляющему большинству дальневосточников ценовом диапазоне. Переделывать япономарки под левый руль? На первый взгляд, пожалуй, единственный выход из положения. Однако, проведя журналистское расследование, мы убедились, что и это из разряда утопий.
Утопия первая - ценовая. На авторынке "Зеленый Угол", отвечая на нарочито наивные вопросы о переделке, нам чуть ли не смеялись в лицо. Доводы дилеров сходились к одному. Какая же должна быть цена автомобиля, чтобы было не жалко потратить не одну тысячу долларов на такой вот технический "ченьдж"? Даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы в этом убедиться. Во-первых, панель, так называемое "торпедо". На большинство автомобилей, предлагаемых сегодня приморским авторынком, ее стоимость будет никак не меньше $ 1000-1500. Во-вторых, рулевая колонка с рейкой потянут не меньше, чем на $ 1300. Приборная панель в списке самая "дешевая". Ее цена колеблется в пределах тысячи долларов. Это поверхностная оценка затрат на детали, но и она тянет $ 3500-4000. С учетом всякого рода мелочей, необходимых для окончательной доводки машины из праворульной в леворульную ипостась, округлим стоимость запчастей до $ 5 тыс. Мы уже не говорим о подушках безопасности. Цена за одну новую, между прочим, - $ 1500.
И это, заметим, без стоимости работы, за которую возьмется не всякий автосервис.
Кстати, это - утопия вторая. Если кому-то кажется, что "перекинуть" руль сиюминутное и простое дело, то глубоко ошибается. Мы позвонили в один солидный авторемонт, где нам посоветовали обратиться в ЗАО "Тойота Центр", попутно пояснив, что работа очень тонкая и затратная как по времени, так и по деньгам. Не откладывая дело в долгий ящик, мы связались с Александром Зарубиным, специалистом отдела продаж. Как оказалось, Александр Иванович не только легко ориентируется в ценах на запчасти и ремонтных калькуляциях, на его памяти были случаи перестановки рулей и даже удачных продаж "переделок".
- В свое время, а было это как раз после выхода еще первого злополучного черномырдинского постановления о запрете правого руля, нам поручили провести калькуляцию на такие работы, - вспоминает Александр Иванович. - Мы выполнили поручение и когда наши заказчики ознакомились с его результатами, они пришли в тихий ужас. Получилось, что перестановка руля обойдется в сумму, превышающую стоимость самого автомобиля. После этого идея переделки с правого на левый руль умерла, пока один активный автолюбитель в году этак 96-м не загнал нам два 80-х "Лэнд Круизера". Мы их переделали, и они были благополучно проданы в... Казахстан.
Правда, с одним из "Крузаков" вышел забавный, но поучительный случай. Новый владелец из братской республики совершил непростительную ошибку. Непонятно по какой причине, но он с кем-то поделился особенностью своей машины, за что был наказан. Каким-то образом информация дошла до регистрационных органов, и в легализации джипа ему было отказано. Только заполучив от нас справку-сертификат, он смог зарегистрировать этот "Лэнд Круизер".
К слову, это не единственный случай, когда в "Тойота Центр" обращались с просьбой провести калькуляцию переустановки руля. По словам Александра Зарубина, примерно год назад к ним обратился владелец "Тойоты Краун Маджесты" 1996 года выпуска. Был произведен расчет по запчастям и деталям, и сумма вышла такая, что тот благоразумно отказался от дальнейших действий. Одним словом, не в коня корм.
Есть и еще одна проблема, исходя из которой такое переоборудование не имеет смысла и даже чревато. Специалисты "Центра", в компетенции которых сомневаться не приходится, не гарантируют безопасность последующей эксплуатации такого транспортного средства. Кто знает, как поведет себя "переделка" в критической ситуации, не развалится ли она во время езды, или не заклинит руль? Так что лучше поберечь кошельки, одновременно сохранив жизнь и здоровье.
Ну и какой из всего этого можно сделать вывод? АЗы обрыдли, новье дорого, а менять руль, как мы видим, также затратно, да и ненадежно. Остается, пожалуй, одно - воевать за свое КОНСТИТУЦИОННОЕ право выбора и собственника и не сдаваться.
Ян Коноплицкий,
"Правый руль", №11 2005г.
«Золотой рог»