Перенесение на Ингушетию методов следствия, применяемых в Чечне, не привело к снижению терактов. Такое мнение высказали на
По информации правозащитного центра «Мемориал», большинство контртеррористических операций на территории Ингушетии проходят с нарушениями закона. Задержания людей часто похожи на похищения: сотрудники милиции увозят их из дома в неизвестном направлении. Задержанные подвергаются пыткам и издевательствам. Это явление пока не приняло массового характера, как в Чечне, но правозащитников из «Мемориала» беспокоит, что число таких происшествий постоянно растет.
По данным Правозащитного центра, в 2002 году в Республике Ингушетия было похищено 28 человек, в том числе 27 жителей Чечни и один житель Ингушетии. Из этих похищенных людей четверо убиты, двое отпущены после допроса и избиений, 16 числятся пропавшими без вести. Шестеро через некоторое время обнаружились в СИЗО или ИВС, из них один был осужден за участие в незаконных вооруженных формированиях, один продолжает находиться под следствием.
За 2003 год «Мемориал» располагает сведениями о
В 2004 году в результате спецопераций все больше стали исчезать постоянные жители Ингушетии. Всего в 2004 году «Мемориал» отследил похищения
Весной 2005 года в Ингушетии продолжались похищения людей. За первое полугодие 2005 года «Мемориал» зафиксировал 15 похищений людей. Большинство похищенных спустя несколько дней адвокатам удавалось обнаружить в местах предварительного заключения. При этом обнаруженные в СИЗО или ИВС, как правило, успевали сознаться в совершении преступлений террористического характера. Один из них умер от полученных травм. Двое похищенных бесследно исчезли. По словам представителей «Мемориала» Александра Черкасова и Екатерины Сокирианской, обнаруженные после исчезновения люди имеют признаки побоев, многие из них себя оговорили потому, что к ним применялись пытки, чтобы заставить «признаться» в преступлениях. Кроме физического насилия применяются методы психологического давления, в том числе угроза сексуального насилия.
В 2005 г. по нескольким делам, которые «Мемориал» отслеживал с 2004 г., были вынесены судебные решения по обвинению в террористической деятельности. В основу доказательств вины подсудимых были положены признания в совершении преступлений, сделанные ими еще на этапе предварительного следствия. По свидетельствам адвокатов и заявлениям родственников, этих людей жестоко пытали. Кроме того, из мест заключения в «Мемориал» поступили шесть заявлений от самих обвиняемых, где подробно описываются применявшиеся к ним пытки и унижения, которым молодые люди были подвергнуты до подписания «чистосердечных признаний».
Представители «Мемориала» уверены, что приведенные в докладе свидетельства грубейших нарушений прав человека дают основание требовать проверки действий силовых структур и мест предварительного заключения в Ингушетии и Северной Осетии. По мнению правозащитников, на Северном Кавказе запущен конвейер незаконного насилия, объединяющий правоохранительные органы, спецслужбы, бездействующую прокуратуру, суды, неспособные обнаружить фальсификацию, и даже некоторых адвокатов. В машину неминуемо попадают невинные, а настоящие преступники остаются безнаказанными.
«Мемориал» предупреждает: существующая система не способна эффективно бороться с терроризмом, и наоборот, будет порождать самые чудовищные формы террора.
При этом, как отметил председатель Совета Правозащитного центра Олег Орлов, «Мемориал» не ставит под сомнение необходимость борьбы с терроризмом, однако такая борьба должна вестись в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными обязательствами по соблюдению прав человека.
Олег Орлов считает, что признаков геноцида на Северном Кавказе нет. «Там есть признаки преступлений против человечности, есть военные преступления, но все же не геноцид», — сказал он. Также Олег Орлов сообщил, что подготовленный на основании собранных фактов доклад был одобрен «Советом при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека» и передан 20 июля президенту РФ Владимиру Путину.