Читатели в разных странах мира впервые берут в руки долгожданную очередную книгу о юном волшебнике Гарри Поттере «Гарри Поттер и
Чудесное превращение слов в дензнаки
Чудеса, которые творит сам Поттер — ничто в сравнении с чудом британского издательства Bloomsbury. Эта история — вполне настоящая, но для начинающих безвестных писателей она звучит почти как предание.
В этом был, конечно, известный риск, но небольшой — ведь ежегодно в Британии издается столько всякого мусора! Издательство не прогадало — перо школьной учительницы Джоан Роулинг оказалось поистине золотым, почти как руки царя Мидаса.
С выхода первой книги с прилавков не сходят футболки и пеналы, ранцы и конфетные обертки с изображением героев Поттериады, с ними соседствуют фильмы, игры, календари, плакаты и даже костюмы героев.
Торговый бренд «Гарри Поттер» оценивается консалтинговыми агентствами в 1 млрд. долларов.
Только за прошлый год Роулинг заработала более 200 млн. долларов, то есть по 656 долларов за каждое слово пятой книги «Гарри Поттер и Орден Феникса».
Разоблачение магии
Стивен Браун, преподаватель маркетологии в Университете Ольстера и автор книги «Волшебник! Магия бренда Гарри Поттера» пытается разложить успех по полочкам: «Все дело в том, что это прекрасная сказка. Чтоб продать
Эндрю Уолш, аналитик компании Bridgewater Securities, отдает должное издателям, полагая, что именно им во многом обязан своей славой Гарри Поттер.
«Мало того, что они разглядели потенциал в книге, которую все остальные забраковали, так они еще и с самого начала проводили целенаправленную стратегию развития этой серии. Иными словами, они реинвестировали дивиденды, которые принесла первая книжка о Гарри Поттере, очень разумно, издав ее в Америке и Германии. И, согласно прогнозам издательства, к концу 2005 года чистая прибыль Bloomsbury составит около 50 млн. фунтов», — пояснил он.
Довольно быстро издательство пришло к выводу, что книги о добром и принципиально честном волшебнике могут понравится не только юной аудитории, но и взрослым. Bloomsbury издало детскую и взрослую версию Гарри Поттера, чтобы поттероманам в костюмах и галстуках не пришлось ловить на себе взгляды непосвященных, хихикающих при виде цветастой обложки детской книжки.
Деньги — это, конечно, важный фактор, но далеко не единственный, определяющий успех того или иного предприятия. Книги о Гарри Поттере продаются более чем в 20 странах мира, они переведены практически на все имеющиеся живые языки и даже на мертвый — древнегреческий. Но и это — не самое главное. Как говорят школьные учителя, родители, библиотекари и, конечно, сами издатели, именно благодаря появлению на свет юного волшебника Гарри Поттера гораздо больше детей стали проявлять интерес не только к этим книгам, но и к чтению как таковому.
Это ли не награда писателю за его одинокий труд?