Кстати, в самой шикарной гостинице Ташкента «Интерконтиненталь», что, еще более симптоматично, буквально в 150–200 метрах от головного офиса Национального банка внешнеэкономической деятельности (он был председателем правления Национального банка в период с 1992 по 1998 годы — прим. А.А.). Как говорится, «все возвращается на круги своя»…
Назначение на его место Вячеслава Голышева, и при этом корректная ликвидация приставки «первый
Забвения человека, которого финансовые круги Запада считали прямым преемником Ислама Каримова. Интернет забит всевозможной аналитикой о том, что смещение Азимова означает конец прозападного курса Узбекистана, его причаливание к российским и китайским портам.
События последних дней еще более явственно доказывают, что перетасовка карт в высшем узбекском истеблишменте может иметь куда более значительные последствия, чем все от нее ожидали.
Чтобы осмыслить логику предпринятых Исламом Каримовым кадровых перестановок, необходимо обратиться к биографии двух этих людей: бывшего первого
Азимов на себе испытал экономические эксперименты, которые ставил президент. С западной финансовой системой он знаком не понаслышке: с 1992 года Азимов является одновременно управляющим Европейского банка реконструкции и развития от Республики Узбекистан. За шесть лет работы в сотрудничестве с европейскими партнерами он много чего уяснил из западной системы управления деньгами.
В 1998 году это пригодилось, когда его назначили министром финансов. Два года спустя, в августе 2000 года, ему оказывают высочайшее доверие, добавляют к министерскому портфелю должность
Четыре месяца спустя начался первый эксперимент, непонятно почему, но известно кем задуманный. Министерство экономики переименовали в Министерство макроэкономики и статистики. Наверное, это было сделано с тем, чтобы оптимизировать работу двух ведомств, объединив их под одной крышей. Так как за Азимовым сохранился пост
В большей степени это вопрос субъективный. Ислам Каримов до середины
Движение узбекской экономики по наклонной началось с того самого момента, когда государство решило взять предпринимательство под свой контроль. Попытки сделать предпринимателей еще одним источником пополнения бездонного государственного бюджета обернулись резким повышением налогов и платежей.
По всей вероятности, Каримов был поначалу озадачен неадекватной реакцией бизнеса, не желающего платить неподъемные налоги. Потом разочарован, далее — разъярен. За последнее десятилетие в Узбекистане апробировали все: учреждение, а потом немного запоздалое упразднение Госконтроля (показавшего, что указы и постановления, принимаемые на самом верху попросту не выполняются — прим. А.А.), усиление фискальных органов, травля тех, кто добровольно не хотел платить налоги, метод кнута и пряника. Последний заключается в том, что с
Так случилось совсем недавно, когда громогласно было объявлено о снижении налогового бремени в связи с общеизвестными четырьмя президентскими указами и одним постановлением. Втихую же произошло то, о чем писала московская «Финансовая газета» 21 июля 2005 года: «В Узбекистане отменены льготы по налогу на землю для предприятий производственной сферы с иностранными инвестициями с целью рационализации использования земельных ресурсов. Узбекские власти намерены также повысить размер ставки налога на землю. В Узбекистане также отказались от использования льгот по НДС и по налогу на прибыль предприятий производственной сферы с иностранными инвестициями, которые ранее могли пользоваться указанными льготами на протяжении двух лет с момента регистрации при условии, что доля иностранных инвестиций в уставном капитале превышала 30 процентов».
Кого можно обмануть таким образом? Думаю, серьезных финансистов такими нехитрыми схемами облапошить невозможно. Не знаю, кто пытается это делать, но некоторые ассоциации все же появляются.
Президент уже давно не играет стимулирующую для узбекской экономики роль. Зачастую он ее тормозит и, что самое тревожное, тащит в яму, дна которого никто не видит. Назначение Азимова министром финансов в 1998 году и стало одной из мер оздоровления экономики. А почему она не сработала, знает только президент. Ни для кого не секрет, что он жестко контролирует процесс принятия решений и без его одобрения ничего в стране не происходит. Поэтому изначально любые попытки Азимова реформировать узбекскую экономику были обречены. Каримов не хочет никого слушать, ничего менять, а после андижанских событий понял одну простую истину: гарантии его режиму могут дать только подобные ему режимы.
А что же Вячеслав Голышев? Выпускник Ташкентского института народного хозяйства, старый партийный работник (по данным сайта «Центразия» — прим. А.А.), он в
Вячеслав Аркадьевич тоже пережил проблемы в карьере, которые выше упомянуты. Член и председатель всевозможных координационных советов, депутат. Знаете, чего не хватает в биографии человека, который сейчас держит свой указательный палец на пульсе узбекской экономики? Опыта
Неравноценная, получается, замена. Вместо довольно молодого, амбициозного, крайне прозападно настроенного Азимова следить за узбекской экономикой поручили грамотному, умному, однако без опыта самостоятельной работы человеку. Можно ли эту смену объяснить лишь одним мотивом — отказом от стратегического сотрудничества с США и переориентацией на Россию и Китай?
С такими выводами спешить не стоит. С 13 мая 2005 года прошло не так много времени, чтобы делать далеко идущие выводы. Правда, в этот четырехмесячный срок уместилось то, что раньше происходило в течение нескольких лет. Саммит Шанхайской организации сотрудничества в Астане и резкая в отношении военных баз США Декларация, вывоз узбекских беженцев из Кыргызстана при содействии Управления по беженцам ООН, дальнейшее ухудшение
Каримов предпринял очередную попытку сохранить полный контроль за Узбекистаном и его правящей верхушкой. Отстранение Азимова — ход в политике почти традиционный. Президент, который хочет всегда оставаться президентом, не потерпит рядом с собой человека более умного, тем более перспективного. Это обычная человеческая ревность. Она и в политике случается. Если повнимательней присмотреться…