Три дня в конце минувшей недели внимание всей страны было приковано к Тихоокеанскому флоту, где семь российских моряков попали в подводную ловушку на глубине 190 метров. Учитывая большой общественный резонанс случившегося (накануне
Напомним, как развивались события. На Дальнем Востоке всего лишь в 75 км от
Как уже сообщалось, во время планового погружения аппарат зацепился за брошенную рыбацкую сеть, а при попытке освободиться от нее то ли намотал на себя тросы стационарной гидроакустической системы наблюдения, то ли своими шлангами зацепился за укрепленную на якоре антенну этой системы.
И лишь впоследствии выяснилось, что СГА действительно запутался в стационарной гидроакустической системе наблюдения за надводной и подводной обстановкой, для осмотра которой он в
Причина умалчивания этого факта ранее вполне понятна — места нахождения таких систем не являются предметом обсуждения.
«Подводные уши» флота
Данные системы — основа противокорабельной и противолодочной защиты важных участков побережья, коим и является район
Информация о таких системах, принятых на вооружение российского ВМФ, является закрытой, но мы можем рассмотреть в качестве примера пару экспортных комплексов, предлагаемых нашим зарубежным партнерам по ВТС.
Например, в каталоге
— обнаружение гидроакустическими средствами и сопровождение надводных кораблей, выработку элементов движения цели;
— классификацию и точную идентификацию обнаруженных надводных целей с использованием базы данных с шумами судов и кораблей различных типов и т.п.;
— выдачу необходимой информации на патрульные корабли береговой охраны.
В максимальной (развернутой) конфигурации система дополнительно обеспечивает:
— обнаружение и сопровождение подводных объектов (подводные лодки, в том числе малые и сверхмалые, боевые пловцы и средства их доставки);
— классификацию и выработку элементов движения обнаруженных подводных целей и выдачу данных целеуказания на патрульные корабли.
В состав
Другой экспортоориентированный образец — автономная система обнаружения подводных объектов «Амга» с унифицированным
В ее состав входят до 20 установленных на якоре автономных
«Амга» в автоматическом режиме проводит классификацию цели, ее сопровождение и определение направления движения. Выработанные данные передаются либо на береговой пост наблюдения
Скорее всего, именно такие системы или аналогичные им будут включаться в контур той интегрированной системы освещения подводной, надводной и воздушной обстановки на Дальнем Востоке, о которой еще два года назад в ходе учений
Вопросы
Непонятно, почему, как сообщалось в первой серии репортажей из района событий, место нахождения
В репортажах о таких специфических событиях наглядно проявляется непрофессионализм ряда, а точнее большей части, корреспондентов и обозревателей (особенно этим грешит телевидение), которые во чтобы то ни стало стремятся побыстрее сообщить сенсацию и заработать на ней высокий рейтинг. Вместо того чтобы потратить пару часов на связь со специалистами и выяснение технических деталей.
Кстати, не совсем понятно, почему некоторые СМИ в своих репортажах о трагедии делали акцент на том факте, что на борту терпящего бедствие аппарата — «только контрактники». Они что — не люди? Или служащие по контракту матрос, старшина, мичман или офицер являются людьми второго сорта по сравнению с военнослужащими срочной службы? Защита Родины — святая обязанность каждого, а потому какая разница, по найму или призыву служить своей стране? Тем более, когда подводники, находясь на боевом посту, оказались в двух шагах от смерти. Или все боятся Комитета солдатских матерей, который может по поводу гибели срочнослужащего поднять шумиху? Тогда, может, стоит создать Комитеты офицерских и мичманских матерей, жен и их детей, чтобы было кому защищать их честь и достоинство? Воин — он всегда воин, какие бы погоны ни были у него на плечах и под каким бы документом он ни поставил свою подпись. Присяга у всех одна!
Плановая неплановость
Теперь вот о какой интересной особенности. Во всех заявлениях представителей российского ВМФ говорилось о том, что
По словам командующего Тихоокеанским флотом ВМФ России адмирала Виктора Федорова, сказанным им в прямом эфире на второй день аварии, на борту терпящего бедствие СГА оказались два офицера, три
В этой связи непонятно, о каком плановом учебном погружении идет речь, если, кроме экипажа, на борту находится командир достаточно высокого уровня, да еще и гражданский специалист. Может, это была отработка
Дошло до того, что при отсутствии полноценной информации некоторые любители пофантазировать начали выдвигать гипотезы о том, что
Напомним, что такой эпизод имел место на Дальнем Востоке в период «холодной войны» и получил весьма широкий резонанс. Тогда американцы с помощью специально переоборудованной подводной лодки «Хэлибат» прицепили к нашему кабелю связи особый «кокон» — устройство, снимавшее и архивировавшее данные с этого кабеля. Затем, через определенное время американская подлодка возвращалась и снимала этот «кокон», а на его место ставила другой. Причем физического повреждения кабелю не наносилось. Именно поэтому американцам удавалось «водить русских за нос» в течение почти 10 лет!
Технически это выглядело так. После обнаружения кабеля (кстати, по нему информация шла почти по 20 отдельным каналам) субмарина отдавала якоря, «зависая» над кабелем, и производила выпуск водолазов в тяжелом снаряжении, воздух которым подавался по шлангам с ПЛ. Водолазы устанавливали «крокодильчики» на кабель. От этих устройств внутрь ПЛ шли провода, по которым и поступала информация на записывающее устройство. После того как все магнитофонные бобины заполнялись разговорами (иногда субмарина «висела» над кабелем целую неделю!), на кабель ставили «кокон», водолазы возвращались на ПЛ, и она уходила домой.
Советские водолазы обнаружили эту «несанкционированную врезку» практически случайно. Дело в том, что в 1981 г., во время своего очередного и, как оказалось впоследствии, последнего похода в Охотское море другая, переоборудованная для проведения специальных операций атомная ПЛ «Си Вулф» (SSN 575) серьезно повредила советский кабель связи. В отличие от своих предшественниц, она была уже оборудована особыми полозьями (скегами), которые позволяли ей ложиться на грунт в нужном месте. Вот одним из этих скегов подлодка и продавила кабель в ходе не особо умелого маневрирования во время начавшегося сильного шторма. Вскоре на место повреждения пришел наш кабелеукладчик «Тавда», который обнаружил не только место повреждения, но и непонятный контейнер.
С помощью крана «кокон», «набухший» уже от информации, подняли на борт и затем доставили в Магадан, где его уже ожидала прибывшая из Москвы специальная комиссия КГБ и ВМФ. Ее представители после первого внешнего осмотра вынесли заключение о том, что контейнер представляет серьезную опасность.
В столице «кокон» разобрали и сразу же поняли его предназначение. Не пришлось долго ломать голову и о его хозяевах — внутри на видном месте красовалась табличка с надписью «Собственность правительства США». Результатом стал весьма крупный скандал, и американцам пришлось отказаться от практики установки подобных устройств на советских подводных кабелях связи. «Кокон» занял свое почетное место в музее на Лубянке, а в Соединенных Штатах по данному делу в конце концов обвинили бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США Рональда Пелтона. Фактически он стал «стрелочником», поскольку версия о случайном повреждении кабеля субмариной «Си Вулф» начальство из Пентагона и Белого дома не устраивала.
А если уж говорить конкретно об
Неизвестный эпизод
Несмотря на весьма нештатную ситуацию, в которой оказался экипаж и команда
По воспоминаниям бывшего пилота «Аргуса» Леонида Воронова, в 1980 г. на Черном море во время очередного исследовательского погружения аппарат на глубине 340 метров (т.е. почти в два раза большей, чем сейчас!) случайно «залез» под проложенный тяжелый подводный кабель и положил его себе на правый борт. Так он оказался намертво прижатым к морскому дну. Поскольку связи с обеспечивающими судами не было никакой, советским акванавтам оставалось только молиться Богу и ждать, что их
Неизвестно, услышал ли их молитвы Всевышний или им просто повезло, но «Аргус» был найден другим исследовательским подводным аппаратом
«Приз» как он есть
И, наконец, что же представляет из себя оказавшийся в такой неприятной ситуации аппарат?
Самоходный глубоководный аппарат проекта 1855 «Приз» был разработан горьковским Центральным конструкторским бюро «Лазурит» в начале
Это был первый обитаемый
Фактически, основная задача данных СГА в случае возникновения аварийной ситуации — прием спасаемого личного состава из затонувшей подводной лодки. Причем прием может осуществляться только «сухим» способом. Кто не знает, поясню. Аппарат имеет шлюзовую камеру, которой он «присасывается» к
Основные
Водоизмещение, куб. м — 55,0
Глубина погружения, м:
— рабочая — 1000
— предельная — 1000
Размерения наибольшие, м:
— длина — 13,5
— ширина — 3,8
— высота — 4,1
— осадка — 3,9
Скорость подводного хода, уз.:
— горизонтальная максимальная — 3,3
— горизонтальная экономическая — 2,3
— вертикальная — 0,5
— лаговая — 0,6
Автономность по запасам жизнеобеспечения, часов:
— только экипаж — 120
— экипаж + спасенные — 10
Количество спасенных за один рейс, чел. — 20
Дальность плавания
горизонтальной экономической скоростью, миль — 21
В связи с этим, кстати, не совсем понятно, как в самом начале спасательной операции представители нашего флота могли заявлять, что «воздуха на батискафе хватит более чем на трое суток» с учетом того, что
Балтийская операция
В октябре прошлого года один из СГА проекта 1855 принимал участие в проводившемся на Балтике учении по спасению экипажа условно терпящей бедствие подводной лодки, в роли которой выступала ДЭПЛ
Такие учения — это попытка возрождения былой мощи отечественной
В соответствии с планом данного мероприятия, которым руководил командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев, 5 октября 2004 г. «Варшавянка», на борту которой находилось 53 члена команды и проверяющие, легла на грунт примерно в часе хода от Балтийска на глубине 53 м. По легенде причиной аварии стала сработавшая мина, прикрепленная ранее к корпусу боевым пловцом. Был подан сигнал бедствия. Поиском субмарины занялось спасательное судно
Подводный аппарат так и не смог пристыковаться к подлодке. Потратив на бесплодные попытки время, глубоководный аппарат прекратил операцию и пошел на всплытие. Тренировку можно было бы продолжать и дальше — на то она и тренировка. Не все и не всегда на учении получается с первого раза. Приходится часто и попотеть изрядно — зато «в бою» легче будет. Да только вот в аппарате обнаружили неисправность, а потому решили не рисковать напрасно.
Уроки
Известная поговорка гласит, что на своих ошибках учится только дурак, умный же использует для этого чужие промахи.
Оценивая нынешнюю аварию, можно констатировать, что в одном наши руководители уроки из трагедий с «Курском» и еще ранее с «Комсомольцем» все же извлекли: поняв, что у самих сил решить проблему не хватит, решили обратиться к зарубежным специалистам. Но вот почему у такой державы, как Россия, с ее мощным судостроительным комплексом и развитой наукой этих самых собственных сил не хватило?
А не хватило потому, что
— военным 4 аппарата проекта 1832
— гражданским — 2 проекта 1825
А на заводе «Красное Сормово» в те же годы были построены и сданы заказчикам 26 подводных аппаратов различного назначения. В том числе такие, отлично себя зарекомендовавшие в различных операциях, как СГА проекта 18270 «Бестер» с глубиной погружения до 750 м и самоходные спасательные подводные аппараты проекта 1837/1837К с глубиной погружения 500–550 м.
И где же все они? Часть из них осталась на территории баз и институтов, отошедших к Украине и другим бывшим республикам СССР. Еще некоторая часть могла устареть. А остальные?
Где подводные
Где многочисленные
Почему наши глубоководные аппараты обследуют «Титаник», другие объекты и снимаются в документальных сериалах за рубежом, а как что случается у нас в стране — так нет даже аппарата, который смог бы перерезать трос рыболовецкой сети и кабели антенного поля.
В связи с этим напрашивается: либо выделить средства на разработку своих аппаратов, в том числе и аналогов прославившегося теперь на весь мир (такая бесплатная реклама для изготовителя!) британского «Скорпио» (хотя такие разработки у нас уже есть, причем часть так и осталась нереализованной по причине наступившего в России в середине
Тем более что у нас до сих пор имеются высококлассные конструкторы, которые могут и, самое главное, хотят проектировать такие высокотехничные вещи, как глубоководные обитаемые и необитаемые аппараты. Это и нижегородское ЦКБ «Лазурит», и
И, наконец,
Не стыдно ли: иметь среди своих граждан десятки, если не сотни, миллиардеров и миллионеров (естественно, долларовых, а не рублевых) и не иметь современной и хорошо оснащенной