Американский журналист

Американский журналист

Американский журналист

Пять лет назад, тоже в августе, погибла российская подлодка Курск. По результатам расследования этой трагедии американский журналист Рэмси Флинн написал и опубликовал в прошлом году в США книгу «Крик из глубин». Мог ли он предвидеть повторение этого инцидента, пусть и в меньших масштабах и, к счастью, с благополучным исходом? — с таким вопросом обратился «Голос Америки» к автору книги.

Рэмси Флинн:

Да, безусловно, мог. Плохое состояние российских боевых кораблей не могло улучшиться за такой короткий срок, и повторение подобных инцидентов уже превратилось в традицию российского флота, вынужденного действовать в жестких условиях финансирования. Я бы даже сказал, достойно удивления, что российские подводные лодки в их нынешнем состоянии вообще отваживаются выходить в море, не имея средств спасения, полагающихся по штату на таких судах.

Инна Дубинская:

Удалось ли в этот раз, при спасении мини-подлодки АС-28 избежать повторения тех ошибок, о которых вы писали в книге о гибели «Курска»?

Р.Ф.:

«Да, на сей раз удалось быстро наладить систему связи и сотрудничество, которого, к сожалению, не было пять лет назад. Тогда реакция, как на Востоке, так и на Западе, была совершенно неадекватной, по разным причинам. Уроки „Курска“ сыграли большую позитивную роль в нынешнем случае. Не будет преувеличением сказать, что семеро спасенных моряков обязаны своей жизнью урокам „Курска“. До гибели атомохода русские отказывались участвовать в натовских учениях по отработке спасения подлодок. После гибели „Курска“ Москва согласилась участвовать, и это дало возможность установить систему коммуникаций, позволяющую всем действовать как один организм — что, собственно, и должно быть, поскольку моряки всех стран принадлежат к единому сообществу. История спасения батискафа АС-28 — прекрасный пример солидарности. Я надеюсь, что русские военные не воспримут эту историю как унижение. Наоборот, она образец того, как сосед должен помогать соседу в трудную минуту».

И.Д.:

Идея иностранной помощи в спасении батискафа и семи российских подводников вызвала сопротивление у части военного истэблишмента России, который увидел угрозу национальной безопасности в том, что спасатели из США, Великобритании и Японии будут допущены в напичканную оборонными секретами зону в территориальных водах России. Обоснованны ли были эти опасения?

Р.Ф.:

Абсолютно нет! Мне кажется, подобные доводы лишены какого бы то ни было смысла. Они просто абсурдны. И разглагольствования российского адмирала, поставившего военные секреты выше жизни моряков, просто безнравственны. За такое его надо было бы понизить в звании. Я уверен, что район, в котором случилась авария, прекрасно известен западным морякам. Мы с Россией не враги и не противники. Мы должны помогать друг другу в любом месте, независимо от государственных границ. Необходимо установить глобальную систему спасения, не привязанную к устарелым представлениям холодной войны.

И.Д.:

Кому принадлежит самая большая заслуга в спасении семи российских моряков с затонувшего батискафа?

Р.Ф.:

Самой России. Кто-то в российском руководстве превозмог возражения против участия иностранцев в спасении и пришел к выводу, что опасения унижения не идут в сравнение с ценностью людских жизней. Наоборот, гибель экипажа мини-подлодки стала бы огромным унижением для российского флота и всей страны. А приглашение иностранцев — законная и правильная акция. Людям, терпящим бедствие в море, негоже размахивать национальным флагом и рассуждать, кто может оказывать помощь, а кто нет. Люди остаются людьми независимо от границ и территорий.

Оценить статью
(0)