Евгений Сафронов, Генеральный директор информационного агентства «Интермедиа»:
Обсуждение коррупции в правительстве и министерствах стало общим местом при оценке их работы. К сожалению, достаточно часто коррупция действительно встречается среди чиновников. В то же время в министерствах и ведомствах немало честных людей, болеющих за свою сферу деятельности, в данном случае — за культуру. Надеюсь, что, делая жесткое заявление, Министр культуры Соколов не имел в виду поголовно всех, включая руководство, а
В ходе административной реформы, сферы, которые традиционно считаются менее важными (в частности, сфера культуры) по всеобщему мнению были реорганизованы несколько поспешно. И, вне всякого сомнения, некоторые изменения (главным образом структурные) производились уже после объявления об административной реформе, в течение этого года. Государственный механизм — такой же живой организм, как и все остальные организации — коммерческие, культурные. И, конечно, изменения будут продолжаться. Другой вопрос — насколько они станут революционными по отношению к нынешним? Не надо забывать, что существующих структура наиболее революционна для России на данный момент.
Конфликт между высокими чиновниками, обозначающий некую тенденцию к изменению структуры, может стать лишь поводом для реорганизации руководимых ими ведомств, но никак не причиной.
Как показывает практика, сейчас во всех сферах российской жизни на достаточно высоком уровне происходит кадровый кризис. Очень мало эффективных менеджеров, в которых всегда нуждается общество. Учитывая большее, чем в других странах, значение власти в российской жизни, для государства такой кризис особенно болезнен. Кадровая революция — правильный процесс, если под ним иметь в виду замену хороших менеджеров лучшими. Но, сейчас, когда на ответственных должностях подвизаются специалисты, которых нельзя даже назвать образованными, продвинутыми людьми и когда ничем не выдающиеся чиновники заменяются равноценными, трудно назвать происходящее полезным. Скорее всего идет перестановка внутри кадрового аппарата, мы присутствуем при реализации усиления одной группировки и ослабление другой. Это отнюдь не кадровая революция, а обычная групповая борьба, которая всегда существовала и будет существовать в государстве.
У меня серьезное подозрение, что не может существовать внятной программы развития культуры. Культура — термин, тяжело поддающийся определению. Культура — это и музеи, и здания, в которых они расположены, это и
Другой вопрос, что культурная политика в обычном понимании, существующем во всех странах, это — политика ее поддержки. И во всех странах культурная политика подвергается серьезной критике в силу специфики этой сферы. Она всегда на виду, хронически нуждается в деньгах и очень много желающих эти деньги получить. Однако государственное руководство должно четко представлять себе, что нужно делать во всех сферах, представляюших культуру. Думаю, в любом государстве культура финансируется по остаточному принципу. В последнее время в России наметился некий перелом — на поддержку культуры выделяются солидные суммы, которые стали использовать более эффективно.
Евгений Ихлов, ответственный секретарь общественного экспертного совета общероссийского движения «За права человека»:
Считаю, что министр не имеет права публично упрекать бывшего руководителя своего Министерства в коррупции его сотрудников. Если есть доказательства, нужно представить их прокуратуре, президенту, главе правительства и потребовать принятия мер. Этого не произошло. Имело место публичное голословное обвинение Михаила Швыдкого (точнее — его сотрудников). Теперь Швыдкой имеет право защищаться в суде. Более того — он обязан это сделать, ибо в противном случае будет считаться, что бывший министр признал свою вину. А его бывшие подчиненные (если их имена
Нынешний Министр культуры потребовал, чтобы ведомства вели себя по отношению к нему как раньше главки, обязанные представлять Министерству для контроля все необходимые бумаги.
Преобразования должны произойти. Смысл административной реформы в разделении ведомств и превращении их в агентства, а действия Министра Соколова этому противоречат. Руководители федеральных служб и федеральных агентств не подчинены напрямую министру в порядке дисциплинарной ответственности.
Если последует реорганизация Министерства культуры и Федерального агентства по культуре и кинематографии, усилится питерская составляющая в этих ведомствах. Тем более, что Швыдкой — человек ельцинской поры и, как фигура публичная, ведет себя достаточно рискованно.
Я не уверен, что в российской власти грядет кадровая революция. Произойдет постепенное вымывание всех оставшихся от времен президентства Ельцина кадров. Думаю, что вслед за Швыдким падет глава Федеральной службы по исполнению наказаний Калинин. Они, как и некоторые другие, будут заменены кандидатурами Путина.
Домыслы о том, что наиболее вероятная кандидатура на пост Министра культуры Сергей Ястржембский, не представляются убедительными. Все по той же причине — за ним тянется хвост служения Борису Николаевичу. Хотя Ястржембский доказал свою преданность также и Владимиру Владимировичу, как организатор пропагандистских кампаний, он полностью провалился.
Внятной программы развития культуры не существует. Как нет ни одной внятной программы вообще. Ибо власть не определила свои главные цели. Единственное, что делается — перераспределение денежных потоков, которые в еще большей мере будут расходоваться на пропагандистские мероприятия.
Власть не знает, на какую именно культуру ей делать ставку. К сожалению, власти ближе всего кич и помпезные патриотические формы, эффект от которых абсолютно нулевой. И даже отрицательный. А эффективно поддерживать высокое искусство, не выживающее по методу самоокупаемости, наша власть не готова.
Александр Городницкий, поэт, автор песен:
Я не берусь оценивать конфликт между Соколовым и Швыдким, потому что не знаю его подоплеки. Мне известно лишь то, что сообщали СМИ.
Считаю, что реорганизация необходима. Однако опыт той реорганизации, которая проводится по линии других министерств, в итоге приводит к еще худшим результатам, чем до преобразований. Кроме того, Министерство культуры и его департаменты продолжают сидеть на голодном финансовом пайке. Получается как в басне Крылова: «Вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь»… Культуру надо кормить, помогать деньгами, а не стравливать руководителей и переставлять их с места на место.
Кадровая революция в российской власти меня не волнует.
Ходят разговоры, что наиболее вероятный претендент на пост Министра культуры — Ястржембский. Но — еще раз подчеркиваю — дело не в министре, а в позорно нищенском положении культуры, отчисления в которую идут по остаточному принципу. В то время как, например, на вооружение тратятся огромные средства.
Внятной программы развития культуры не существует. Зато существует неявная программа ее уничтожения под разными предлогами: изменение школьных программ в сторону уменьшения часов на литературу и гуманитарные предметы вообще, попытка еще большей технизации среднего и высшего образования в ущерб культуре и прочее, прочее, прочее… Поэтому, на самом деле, идет разрушение культуры. В том числе и по линии радиопередач с пошлыми, безграмотными и вопиюще разнузданными музыкальными программами. Особенно старается «Радио шансон», откровенно пропагандирующее блатную и псевдоблатную песенную «культуру». По телевидению идут «ментовские» фильмы с бесконечными сценами насилия и убийства. Все это работает против культуры и, к сожалению, отзовется в следующем поколении, если мы не спохватимся вовремя. Поэтому смотреть на культуру как некий довесок к другим статьям бюджета преступно и недальновидно.