Всего через четыре месяца после ввода в действие новейшей и самой крупной в мире американской нефтяной и газовой платформы Thunder Horse в Мексиканском заливе она была повреждена тропическим ураганом Деннис. Слова выступившего на церемонии открытия министра внутренних дел Гэйла Нортона, назвавшего плавучий гигант «основой энергетической стабильности страны», явно разошлись с делом. Вопреки выраженной им же надежде, что платформа будет «противостоять тому худшему, что ветры и волны обрушат против нее», Thunder Horse была опрокинута набок и на время вышла из строя.
Эта авария наглядно показала, насколько уязвима перед стихией морская нефтедобывающая промышленность даже тогда, когда ее объекты построены с использованием самой передовой технологии. Впрочем, в этом сезоне сила большинства пришедших из Карибского моря штормов была недостаточной, чтобы серьезно сказаться на производстве нефти в Заливе. Даже самый последний из них — ураган Эмили, обрушивший на мексиканское побережье ветры, дующие со скоростью 200 километров в час, не вызвал большого перерыва в работе морских нефтепромыслов. Зато в прошлом году один только ураган Иван повредил здесь более 30 буровых платформ и уменьшил добычу жидкого топлива сразу более чем на 80 процентов.
Что это означает для страны, видно из того, что одна лишь Thunder Horse ежедневно извлекает с морского дна 250 тысяч баррелей нефти и 200 миллионов кубических футов природного газа — объемы, достаточные, чтобы снабдить энергией шесть с половиной миллионов американских домов.
Ураганы еще только приближаются к Мексиканскому заливу, а на всех мировых биржах уже отмечают рост цен на нефть, поскольку нефтедобывающие компании заблаговременно приостанавливают работы и эвакуируют персонал с расположенных там морских платформ.
Шторм такого масштаба, как Иван, вряд ли
После Ивана, возможно, самого большого шторма, который
Самым последним ураганом, который две недели назад обрушился на Залив, был ураган Эмили. Перед его приближением было эвакуировано более 15 тысяч рабочих на 112 американских нефтяных буровых вышках и платформах.
В настоящее время число американских структур в Заливе составляет около 4 тысяч с 819 обитаемыми платформами. И это количество скорее всего будет расти, утверждает Кэрил Фэгот, представительница федеральной Минералогической службы (Minerals Management Service — MMS), которая регулирует деятельность нефтедобывающей промышленности в федеральных водах. «История свидетельствует о том, — говорит она, — что по мере совершенствования технологии мы все дальше и дальше уходим от берега».
И действительно, в прошлом году в глубоководной зоне Залива было пробурено 94 разведочные скважины — на двадцать больше, чем в 2003 году.
Основную причину, объясняющую этот бум в морском производстве нефти, комментирует Джон Фелми, главный экономист Американского нефтяного института в Вашингтоне: «Мы пробурили слишком много скважин в континентальной части Соединенных Штатов, — говорит он. — Учитывая реальные ограничения на добычу в прибрежных районах и бурное развитие глубоководной технологии, перспективы добычи в Заливе выглядят для инвесторов очень привлекательными».
Совсем недавно его институт спонсировал конференцию в Хьюстоне по готовности морских промыслов к ураганам и восстановлению нанесенного ими урона. Конференция, в которой участвовали представители промышленности, академических кругов и эксперты по юридическому регулированию добычи, главным образом обсуждала уроки, извлеченные из последствий урагана Иван.
А прошлой весной MMS организовала ряд исследований воздействия Ивана на морские платформы, буровые установки и подводные трубопроводы. Среди выводов, сделанных из этой работы, особое внимание специалистов привлекли рекомендации Исследовательского центра морской нефтяной технологии при Техасском университете A&M по улучшению швартовки — крепления плавучих буровых установок.
Во время урагана буровые установки, которые буксировались для установки на морские платформы, получили много повреждений потому, что не были должным образом закреплены, а некоторые из них даже пропали без вести. В частности, по этой причине все буровые установки и платформы оснащаются теперь спутниковыми приборами глобальной позиционной системы GPS, позволяющими определять их координаты, где бы они ни находились.
Конечно, нефте- и газодобывающие компании, которые работают в Заливе с 1947 года, кардинально усовершенствовали технологию добычи и накопили огромный опыт противостояния мощным тропическим штормам.
Взять, к примеру, ту же Thunder Horse, расположенную в 150 милях к
Да, один из сильнейших ураганов Деннис смог нанести ей урон, но даже он лишь накренил ее, и после ремонта платформа снова вошла в строй. А вот буровые установки, построенные до 1978 года, пострадали от этого стихийного бедствия значительно больше.
Уникальный по своей мощи ураган Иван смог нарушить работу лишь семи современных плавающих платформ, в то время как менее опасный тропический шторм Эндрю в 1992 году разрушил 22, главным образом устаревшие, нефтяные конструкции.
Но в то время как одни специалисты пытаются выяснить, как лучше сохранять эти конструкции во время штормов, другие рассматривают периодическое буйство стихии как неотъемлемую часть их рискованного бизнеса. Как говорит директор Института энергетики Maguire в Южном методистском университете Далласа Марк Бакстер, «враждебная окружающая среда и ураганы — это всего лишь то, с чем нашей отрасли приходится жить.»