Петропавловская крепость: возможности неисчерпаемы!

Петропавловская крепость: возможности неисчерпаемы!

Пресс-служба Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туриндустрии провела опрос крупнейших туристских компаний Петербурга — членов Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ относительно их взаимодействия с музеями города. Качество сотрудничества оценивалось по следующим направлениям — взаимопонимание с руководством музея, партнерские отношения, заинтересованность музея в сотрудничестве, стиль управления музеем. В результате проведенного анкетирования, верхнюю строчку музейного рейтинга занял Государственный музей истории города (Петропавловская крепость). Далее следуют Спас на Крови, Исаакиевский собор и государственный музей-заповедник «Павловск». Сложнее всего, по мнению туроператоров, работа складывается с Государственным музеем-заповедником «Царское Село» и «Петергофом».

Корреспондент пресс-службы СЗРО РСТ встретился с директором Государственного музея истории города (Петропавловская крепость) Борисом Аракчеев и попросил его прокомментировать результаты проведенного опроса.

Б. С. Аракчеев: «Я думаю, что взаимодействие музея с турфирмами — это не самое главное направление его деятельности. Тот факт, что некоторые музеи заняли последние строчки в рейтинге — не значит, что там плохо работает администрация. Дело в том, что петербургские музеи находятся на разных уровнях развития и в разном положении. Например, наши прославленные дворцы-музеи обладают небольшой пропускной способностью и просто физически не могут принимать огромное количество людей. Не будем забывать, что основная задача музея — сохранение национального достояния в виде движимых и недвижимых памятников. В то же время музей должен жить, приносить доход и привлекать посетителей, но не в ущерб своей основной миссии. Если мы будем бездумно эксплуатировать наше национальное достояние, то в скором времени можем понести значительные утраты. На мой взгляд, эффективное взаимодействие музея с туристскими структурами должно строиться вовсе не на увеличении объемов посетителей. Программа развития туризма должна быть направлена на то, чтобы создавать больше музейных мест, предоставляющих максимум культурной информации для туристов. Было бы правильно развивать Ораниенбаум, Гатчину, открывать в городе новые музеи, и поддерживать существующие, которые еще не достаточно развиты. Приезжающие к нам туристы обладают разными интересами и совсем не обязательно всех подряд пропускать через Эрмитаж. Туристские фирмы могут предлагать и другие уникальные музеи Санкт-Петербурга».

— Но туристы хотят видеть брендовые места! Мы ведь тоже, отправляясь в Париж, хотим посетить Лувр и Эйфелеву башню.

— Насколько я знаю, большие туристские потоки в Лувр и на Эйфелеву башню не направляются. В Париже основную массу туристов перераспределяют по другим объектам, для того чтобы снять нагрузку с памятников, доступ в которые ограничен. А направлять всех туристов в один-два брендовых музея — это наш менталитет, оставшийся с советских времен. Думаю, это скоро уйдет. Туристы все равно поедут в Санкт-Петербург, независимо от того, включен в программу пребывания Эрмитаж или нет. Захотят — сходят самостоятельно. Для людей важно, чтобы их хорошо поселили, вкусно кормили, предоставляли отдых в вечернее время, обеспечивали безопасность. Словом, все то, что относится к сфере приема турфирм.

— В чем секрет вашего удачного сотрудничества с турфирмами города?

— Мы рассматриваем турфирмы, как организации, привлекающие в наш музей посетителей, а значит — должны идти им навстречу, создавать условия для комфортного приема туристов, выслушивать мнения и пожелания партнеров, решать возникающие проблемы. Мы поддерживаем программу Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии «Петербургский вояж. Белые дни», направленную на продвижение зимнего сезона, и намерены принимать группы зарубежных туроператоров, знакомить их с потенциальными возможностями нашего музея. Сегодня лимит по приему туристов Петропавловской крепости еще не исчерпан. Наш собор позволяет вместить одновременно 3 000 человек. Любое количество туристов, одновременно приезжающих хоть на десяти автобусах, туда входят и беспрепятственно выходят. Как ни странно, но осмотром собора начинается и заканчивается знакомство иностранных туристов с Петропавловской крепостью. Экскурсии по крепости и ее территории турфирмами, практически, не практикуются. Интерес самого памятника не используется совершенно, несмотря на его уникальность не только для России, но и Европы, мира. Петропавловская крепость строилась по самому современному для 18 века образцу, здесь был воспринят весь европейский фортификационный опыт. По идее, на Заячьем острове нужно делать заповедник, культурную зону, а вместо этого — идут разговоры о создании на базе музея развлекательного центра. И я боюсь, что это вполне претворимо. Но для того, чтобы привлекать интеллектуального туриста, уникальный комплекс крепости должен быть музеефицирован и должен получать ощутимую поддержку города. К сожалению, мы не федеральное, а городское учреждение — следовательно, живем за счет бюджетных средств, а их катастрофически не хватает.

— Какие еще возможности Петропавловской крепости сегодня не востребованы?

— Брендовый памятник Петровские ворота — первые триумфальные ворота, которые были построены еще при жизни Петра. Это не менее важное архитектурное сооружение, чем Эрмитаж, а мы его не можем показать туристам. Сейчас памятник закрыт лесами, капитальным ремонтом занимается ГИОП, и не известно когда он закончится. Еще один великолепный памятник фортификационной архитектуры 18 века — Кавальер Анны Иоановны. Это уникальное в своем роде и красивое здание не видели даже петербуржцы, потому что оно находится на территории складов Монетного двора. О том, чтобы вывести склады с территории Заячьего острова, городская администрация даже слышать не хочет, хотя музей давно ставит такой вопрос. Кроме того, мы просим Мостотрест и администрацию Санкт-Петербурга построить на историческом месте третий мост на Заячий остров, который ранее существовал между Артиллерийским музеем и Петропавловской крепостью. Нам нужен современный, с хорошей проходимостью мост. Тот, через который сейчас проезжают в музей туристские автобусы (по 20 машин в день) — старый и деревянный, он уже не выдерживает существующие нагрузки. На нем отлетают доски, нам постоянно пишут предписания, но запретить проезд автобусов мы не можем, иначе перекроется все движение на Кронверкской набережной. Новый мост помог бы решить проблему логистики и, кроме того, включил бы в туристский оборот и Артиллерийский музей. Мы бы смогли удовлетворить двойной интерес туристов.

— Борис Серафимович, удается ли музею внедрять новинки, проводить какие-то интересные программы?

— В этом году в Петропавловской крепости после реставрации открылся Каретник. В нем с успехом прошла совместная российско-итальянская выставка «Леонардо да Винчи». Сейчас мы открываем входную зону в Иоановском равелине. Там уже действует историческая почта и ее почтарей в костюмах 19 века можно часто видеть на территории крепости. Это новинка для Санкт-Петербурга, но для всех европейских исторических музеев — обычное явление. Иностранные туристы очень любят отправить открытку со старинным штемпелем из музея. Из наиболее ярких проектов хотелось бы выделить: детский проект «Улица времени» — интерактивная экспозиция по истории города, участниками которой становятся дети, ежегодный карильонный фестиваль и песчаный фестиваль, который после годичного перерыва стартует нынешним летом. К концу года мы готовим большую экспозицию по истории Петропавловской крепости, тюремную экспозицию в Зотовом бастионе, планируем сделать открытое хранение в Нокольской куртине.

Оценить статью
(0)