Идем не туда, но знаем, почему

Идем не туда, но знаем, почему

Идем не туда, но знаем, почему

Обзор подготовлен по результатам репрезентативного всероссийского исследования, проведенного 19–22 августа среди 1600 россиян (128 населенных пунктов в 46 регионах страны).

Общие оценки положения в стране

В августе треть (34%) опрошенных полагало, что «дела в стране идут в правильном направлении», чуть более половины (52%) — что «страна движется по неверному пути». Месяцем ранее, в июле соотношение таких мнений составляло 32%: 51%.
Только 14% имели «довольно ясное представление» о направлении и целях движения страны, 41% ответили, что у них об этом имеется «довольно смутное представление», а 32% - что не имеют об этом никакого представления. Еще 18% уверены, что «дела в стране пущены на самотек».

Возможности получения качественных услуг

23% считают, что они и члены их семьи могут, при необходимости, получить хорошее медицинское обслуживание, 75% такой возможности не имеют. При этом если из москвичей об этой возможности говорят 30%, о ее недоступности 5%, то из жителей средних городов (100–500 тыс. чел.) — 21% против 76%.
Возможность получить (для себя или детей) хорошее образование отмечают те же 32%, 63% не считают это возможным. В Москве хорошее образование представляется доступным для 49%, недоступным для 48%, в средних городах мнения разделяются в соотношении 37: 60.
По мнению 14% жители их города, района, при необходимости могут устроиться на хорошую работу по специальности, 82% полагают это невозможным. В Москве 33% считают, что могут получить хорошую работу, 62% такой возможности не видят. В средних городах соотношение суждений 12: 82, т.е. близко к общероссийскому.
Системой здравоохранения в стране удовлетворены 12%, не удовлетворены 68%, системой образования удовлетворены 17%, не удовлетворены 52% (остальные отвечают «ни да, ни нет или затрудняются ответить). В Москве довольных состоянием медицинских услуг немногим больше среднего (15%), а недовольных даже больше (65%), - видимо, сказываются различия в уровнях запросов.
За последний год улучшения в качестве здравоохранения заметили 21%, ухудшение — 38%, отсутствие изменений 36%. В Москве изменения к лучшему отмечают 22%, к худшему 39%.
В работе системы образования перемены к лучшему отмечают 16%, к худшему 34%, отсутствие перемен -37%. Чаще всего как улучшение (20%), так и ухудшение (38%)отмечают в Москве.
Жилищные условия собственной семьи 25% оценивают как хорошие, 50% - как посредственные, 25% - как „довольно плохие“ и »очень плохие\" (последних 8%). В Москве больше выражены крайние мнения: 29% говорят о хороших условиях, 36% о средних, 35% о плохих. В средних городах суждения на эту тему как бы усреднены — 29% они кажутся хорошими, 47% - средними, 26% - плохими.

Уровни одобрения / неодобрения деятельности « в целом» государственных институтов и лидеров

(в %% от числа опрошенных)

  

июнь

июль

август

Президент В.Путин

66/ 32

67/ 31

70/27

Председатель правительства М.Фрадков

29/ 60

32/ 59

33/59

Правительство в целом

26/ 71

32/64

29/ 66

Представитель президента в ФО

27/ 57

33/ 50

30/ 54

Губернатор, президент республики

50/ 45

55/ 42

56/ 37

Третий месяц подряд президент, премьер и главы субъектов понемногу набирают «очки» общественного одобрения, оценки правительства и полпредов неустойчивы. При этом только у президента и, в меньшей мере, у губернаторов баланс оценок неизменно остается положительным, деятельность премьера, правительства и президентских полпредов не одобряется.
Отмеченные сдвиги в оценках можно связать, во-первых, с тем, что со временем шок «монетизации» льгот, повлиявший на общественные настроения в начале года, отходит на второй план, а во-вторых, с  признаками досрочной подготовки к будущим президентским выборам.
Вновь стоит подчеркнуть, что самые общие оценки деятельности лидеров «в целом» (в особенности, «главный», т.е. президентский рейтинг) нуждаются в анализе их качества, т.е. соотнесения с уровнями доверия, согласия с определенными действиями и др. А также с последствиями стабильно работающего в общественном мнении механизма перераспределения ответственности между фаворитом (президентом) и другими носителями властных полномочий. Наглядным примером может служить следующая таблица.

Кто несет основную ответственность…

  

За повышение выплат

За рост цен

  

2001

2004

2005

2001

2004

2005

Президент

56

55

62

22

24

22

Правительство

30

28

29

39

46

48

Другие*

13

11

13

44

50

46

*) Губернаторы, местные власти, торговцы, производители

Данные о затруднившихся ответить не приводятся.

Виновником роста цен остается правительство и \"другие\", а заслуга в повышении выплат (зарплаты, пенсий, пособий) неизменно приписывается президенту. Наиболее высокий уровень одобрения деятельности президента наблюдается среди самых молодых. Так, одобрение высказывают 86% против 12% в 18–24 г., 69% против 28% в 40–54 г. и 63% против 35 % в возрасте 55 лет и старше.

Претензии к правительству растут

Основные претензии населения к правительству в августе в сравнении с полученными полугодом ранее, в марте с.г. :

  

Март

Август

Не может справиться с ростом цен, падением доходов

47

52

Не заботится о социальной защите населения

35

41

Не может обеспечить людей работой

31

36

Не может справиться с кризисом в экономике, падением производства

22

30

Не имеет программы выхода из кризиса

21

24

Недостаточно эффективно борется с преступностью

18

23

Коррумпировано, действует в собственных интересах

17

22

Не может обеспечить безопасность граждан, справиться с террористами

15

21

Ведет «странную» войну в Чечне

8

14

Действует в интересах теневого, мафиозного капитала

8

12

Низкий профессиональный уровень

9

9

Действует в интересах иностранного капитала

6

7

Нет претензий

5

5

 

По всем без исключения позициям наблюдается заметный рост претензий, причем соотношение (по частоте упоминаний) сохраняется: на первых местах цены, доходы, социальная защита, безработица. 19% полагает, что у правительства имеется «продуманная экономическая программа», 40% - что лишь \"самые общие представления о том, что нужно делать в создавшихся условиях, а 31% - что решения правительства «принимаются под влиянием сиюминутных обстоятельств». Различий по сравнению с предыдущими (апрельскими) данными практически не заметно.

Только 16% надеется на то, что нынешнее правительство России в ближайшее время сможет добиться изменения положения в стране к лучшему, 49% не видят такой возможности. В июле соотношение таких мнений составляло 18%: 46%, т.е. выглядело чуть оптимистичнее.

Оценить статью
(0)