11 октября в Московском Представительстве Всемирного банка состоялся семинар
Несколько лет назад Международным
На семинаре изданный справочник был впервые представлен широкому кругу общественности и была подчеркнута необходимость сделать выпуск подобного справочника ежегодным. В ходе дискуссии участниками семинара были намечены пути дальнейшего развития экологических рейтингов, как элемента системы ответственного саморегулирования бизнеса, что в значительной мере поддержит деятельность в сфере государственного управления охраной окружающей среды.
Как заявила Кристалина Георгиева, Директор и Постоянный Представитель
Всемирного банка в России, «экологические рейтинги являются одним из факторов при принятии инвестиционных решений. В репутации бизнеса все
большую роль играет экологическая составляющая, из суммы которых для
разных компаний складывается экологическая репутация страны».
Государственные органы, бизнес, инвесторы, международные,
экологические и коммуникационные организации заинтересованы в том,
чтобы эта репутация опиралась на объективные оценки с целью повышения
конкурентоспособности России.
ДОКЛАД «Особенности российского опыта независимого контроля экологической эффективности бизнеса» (Доклад С. И. Забелина, сопредседателя Совета Международного
Когда в 2003 году 27 крупнейших банков мира объявили об «Экваторских
принципах» своей кредитной политики, предусматривающих достаточно
жесткие требования социального и экологического характера к
финансируемым проектам, они таким образом подвели жирную черту под
дискуссией об ответственности за обеспечение безопасного для
человечества и устойчивого развития экономики.
— о наличии или отсутствии собственной экологической политики и
сформулированных целей;
— о качестве менеджмента, наличии специализированных структур и
собственных систем мониторинга;
— о наличии и качестве экологической отчетности;
— о воздействии предприятия на окружающую среду и ее отдельные
компоненты;
— о наличии и качестве очистных сооружений и систем переработки
отходов;
— об инвестициях на цели охраны окружающей среды;
- об авариях, нарушениях законодательства и конфликтах с населением;
— о взаимодействии с общественностью и благотворительных программах.
При этом число параметров, учитываемых при присвоении рейтинга, обычно
составляет несколько десятков, и каждому из них присваивается разный
относительный вес, сильно варьирующийся от системы к системе.
Практически для всех систем оценки характерно сочетание показателей,
измеряемых инструментально и независимо, таких как объемы выбросов в
окружающую среду, с показателями достаточно субъективными, такими как
качество менеджмента или квалификация персонала экологического
подразделения. Практически все системы включают элемент проверки
достоверности представленных сведений — в диапазоне от внезапных
инспекций с замерами выбросов в воду и атмосферу (например, в Индии)
до проведения детальной экспертной оценки при определении Индекса
Устойчивости
- система разрабатывается и применяется при участии государственных
органов охраны окружающей среды, как, например, в Китае и Индонезии. В
этом случае просьба о представлении отчетности выглядит как
«предложение, от которого нельзя отказаться»;
- система применяется в сообществе с давними и устойчивыми традициями
предоставления информации различным рейтинговым агентствам, как Индекс Устойчивости
- система разрабатывается и применяется на основе формального или
неформального соглашения авторитетных членов всех трех секторов -
власти, бизнеса и неправительственных организаций как, например, в
Индии.
Особенности первой российской системы оценки экологической
ответственности бизнеса определялись
Отчетность по европейским или мировым стандартам (не экологическая, а
хотя бы бухгалтерская)
На таком фоне заимствование и широкое применение практически любой из
уже работавших или обсуждавшихся зарубежных систем могло привести к
тому, что большинство, если не все, отечественные компании получили бы
«коричневую» или \\\"«черную» метку. Репутации российского бизнеса нашими
действиями был бы нанесен существенный, и во многом незаслуженный,
ущерб, а сама процедура оценки была бы опорочена и не сыграла бы ту
экологизирующую роль, которая ей предназначалась. А отсутствие
реальных возможностей проверки отчетности могло бы быть использовано
для недобросовестной конкуренции.
Соответственно, определяющими принципами формирования нашей системы оценок стали:
- независимость получения информации для оценки от доброй воли
структур бизнеса и власти, что определило выбор параметров, собираемых
и публикуемых органами государственной статистики;
- принципиальная измеримость параметров, используемых для оценки, что
определило выбор показателей физического воздействия на окружающую
среду;
- проверяемость результатов оценки любыми участниками процесса, что
привело нас к публикации методики в прессе и публикации первичной
информации в Справочнике.
Получившаяся система как бы и не подразумевает деления компаний и
предприятий на хороших и плохих, чему мы очень рады. Члены
образованного российского общества, вооружившись нехитрым
калькулятором, сами способны выставить оценки сообразно своим
критериям качества, а уж инвесторы — тем более.
Главный итог прошедших лет прост — экологические рейтинги компаний и
предприятий стали реальным инструментом оценки субъектов российского
бизнеса и, следовательно, развития и модернизации российской
экономики. Вопрос, для обсуждения которого мы Вас собрали — что дальше
с этим инструментом делать.
Можно — ничего принципиально не меняя — из года в год производить
оценку по опубликованной методике, накапливая статистику и анализируя
тренды.
Можно — используя как отечественный, так и мировой опыт, создать
семейство рейтингов, позволяющих учитывать особенности предприятий,
работающих в разных отраслях и в разных регионах нашей необъятной
страны; позволяющих более точно учитывать вклад компаний в
экологизацию производства.