Грузия революцией недовольна

Грузия революцией недовольна

Грузия революцией недовольна

«Эхо» продолжает серию интервью с политиками, представляющими различные политические силы на пространстве СНГ. На этот раз собеседником газеты стал Звиад Джиджигури, зампредседателя Консервативной партии Грузии, находящейся в оппозиции к правящей команде Саакашвили.

- Как можно охарактеризовать сегодняшнюю жизнь Грузии, по прошествии двух лет с момента «бархатной революции»?

- Я могу сказать, что население Грузии ждало гораздо большего от этой революции, чем получило. Ничего такого особенного в социальной сфере население не увидело. Не были созданы новые рабочие места, что вызывает очень большое неудовлетворение у граждан. Не развивается бизнес, как этого ожидали все. Да, надо признать, что бюджет страны сейчас гораздо больше, чем это было при Шеварднадзе. Но это никак не отражается на доходах рядовых граждан страны. Их положение никак не изменилось. У нас увеличилась инфляция процентов на 15–20, дороже стали продукты питания, сильно подорожал бензин. Так что в социальном аспекте я не вижу таких улучшений, которыми могла бы похвастать власть. Единственная польза, которую принесла нам революция, выражается в том, что сейчас в Грузии ремонтируются дороги, идут малярные работы на фасадах зданий больших городов, с места сдвинулась реформа образования. Но всего этого очень мало, и население Грузии сейчас все чаще задумывается, не стала ли эта революция шагом назад для простых людей.

- А изменилась ли каким-то образом ситуация в экономике Грузии, которая ранее, как известно, находилась практически в упадке?

- Никакой экономической концепции у грузинского правительства нет. До сих пор мы не увидели каких-либо сдвигов в экономике. Единственно, часть правительства, ответственная за экономику, твердит, что мы должны приватизировать все имеющиеся предприятия. Но приватизация должна проходить по какому-то плану, детально. А у них нет никакой ясной концепции. Так что в экономическом аспекте Грузия также находится в тупиковой ситуации. Сельское хозяйство не развивается вообще. Крестьяне не знают, куда сбывать выращенный урожай. В этом году выдался очень хороший урожай цитрусовых и винограда в западной и восточной частях страны, и они не знают, что с ним делать. На мой взгляд, это один из показателей недееспособности правительства. Оно в основном занимается собственным пиаром, рассказывают, как хорошо им удается делать то или иное, как хорошо они перестроили армию. Но несмотря на это, наш бизнес находится под большим прессом рэкета, и большие чиновники просто отбирают доходный бизнес, или по меньшей мере требуют крупную долю. Все это создает ненормальную бизнес-ситуацию в стране.

- Если отталкиваться от всего сказанного, наблюдаются ли какие-то тенденции возможных новых политических изменений в Грузии? Можно ли ожидать каких-то изменений в правительстве, или вообще полной смены власти?

- Я думаю, что в конце нынешнего, или в начале следующего года, когда недовольство масс усилится, президент Саакашвили затеет новую карусель. То есть начнет снимать одних министров и назначать других. Попытается направить недовольство в это русло. Существенных изменений не будет. Саакашвили очень хорошо умеет отвлекать внимание народа на яркие, но не важные моменты. Реальные изменения могут произойти только во время выборов, если они, конечно, пройдут справедливо. А власть обязательно сменится, если нынешнее руководство будет продолжать вести себя по-прежнему. Когда избирался Саакашвили, его поддерживало 96–97% электората, а сегодня эта поддержка равна 38–39% — это катастрофический спад рейтинга президента, который ничего хорошего Грузии не несет. Я думаю, президент и его правительство должны всерьез задуматься, как им исправить ситуацию. Если этого не произойдет, все может обернуться новой революцией.

- Следит ли общественность Грузии за ситуацией в Азербайджане? И как у вас относятся к возможности «оранжевой революции» в ходе наших парламентских выборов?

- После тех событий, которые произошли в Грузии, Украине и Кыргызстане отрицать ничего нельзя, произойти может все. Но очень многое зависит от того, что будет требовать азербайджанский народ, какой будет его воля. Вспомним, что сотворил на наших парламентских выборах Шеварднадзе — он записал третье место за «Национальным движением», которое реально те выборы выиграло, на второе место записал партию «Возрождение» Аслана Абашидзе, а первое место оставил своему «Союзу граждан Грузии». И естественно, что при первой возможности те, кто голосовали за «Нацдвижение» вышли на улицы. Они и начали революцию. И они стояли в течение двух недель, несмотря на дождь, ветер и снег. Это были примерно 150 тысяч граждан страны, которые постоянно находились на центральном проспекте Руставели. То есть сам Шеварднадзе выкопал себе яму, сфальсифицировав итоги выборов. Приблизительно то же было и в Украине. Если такое произойдет в Азербайджане, вероятность революции у вас будет очень большой. Тут все зависит от вашего правительства, от народа, от многих других факторов.

- А могут ли грузинские молодежные движения, такие, как «Кмара», каким-то образом оказать помощь азербайджанским молодежным организациям, появившимся не так давно?

- Прежде всего движения «Кмара» уже не существует, многие из них стали чиновниками новой власти. Но со своей точки зрения я скажу так — если бы из Азербайджана в Грузию приехали люди помочь сотворить революцию, я бы это приветствовал. Но я не знаю, как будет в Азербайджане — это зависит от вашего народа, общества, от ваших НПО. Это не зависит от иностранных организаций.

Оценить статью
(0)