Главная цель нашей промышленной политики

Главная цель нашей промышленной политики

Главная цель нашей промышленной политики

Российская делегация в составе представителей государства и бизнеса, возглавляемая главой Минтопэнерго Виктором Христенко, прибыла в США. Первое выступление министра прошло в Национальном пресс-клубе. Обращаясь к собравшимся, он, в частности, сказал:

Между Россией и США благодаря усилиям наших президентов — Владимира Путина и Джорджа Буша — уже довольно длительно время существует стратегическое партнерство. Одним из важных направлений этого партнерства служит энергетический диалог и сотрудничество в промышленной сфере. Визит нашей делегации — это очередной шаг в рамках стратегического партнерства США и России. Хороший партнер — это надежный, открытый, предсказуемый партнер. Россия хочет быть именно таким партнером — партнером, с которым, может быть, не всегда соглашаются, но которого всегда правильно понимают. Безусловно, пресса обоих стран способна сыграть в этом очень важную роль.

Новая промышленная политика (НПП) в России.

Государственная промышленная политика — это программа действий государства по развитию промышленности, а сегодня уже и не только промышленности, но и реального сектора экономики в целом. Все развитые страны мира имеют свои традиции промышленной политики.

В США, вообще говоря, исторически сложилась ситуация, в наименьшей мере способствующая государственной промышленной политике. Тем не менее, и здесь такая политика имеет свое место и свою историю. В России промышленная политика также имеет свою историю. У нее совсем иные предпосылки и логика, чем в США или любой другой стране мира. В советское время она прошла этап жесткого централизованного директивного управления. Нередко представление о советском этапе истории промышленной политики искажает восприятие современной ситуации. Сегодня Россия — страна с рыночной экономикой, и это навсегда. Российский рынок — часть глобального рынка, мы всё активнее и плотнее интегрируемся в глобальную экономику, и иной альтернативы нет. В новой промышленной политике российское правительство не использует никаких инструментов, которыми не пользовались бы и другие развитые страны, либеральность экономики которых не подвергается сомнению. Мы исходим из того, что промышленная политика должна быть именно политикой. Политикой в классическом смысле этого слова, предполагающем коммуникацию, компромисс и согласование действий заинтересованных сторон — государства и частного бизнеса — в общих рамках национальных интересов.

Главная цель нашей промышленной политики — это достижение Россией высокого уровня национальной конкурентоспособности. Мы полагаем, что достичь этого можно лишь в рамках сбалансированной системы «сильное государство — сильный бизнес». Выводы из этого тезиса, которые  легли в основу НПП.

1. Стратегический подход. Мы стремимся выстраивать наши действия в перспективе до 2020 года и далее. В отраслях, которые мы определили как приоритетные, у нас разработаны и реализуются стратегии, рассчитанные на 10–15 и даже 20 лет. Мне бы хотелось, чтобы люди, которые берутся давать оценки тому, что российское правительство делает сегодня, понимали и видели эту долговременную перспективу. Видели и понимали, что не следует делать поспешных выводов из отдельных эпизодов, будь они даже такими яркими и сопровождающимися таким шумом в прессе, как «дело ЮКОСа». Впрочем, что касается серьезного бизнеса, то, как показывает динамика иностранных инвестиций и развитие наших контактов, он делает правильные выводы. Поток инвестиций не снизился, число проектов не уменьшилось, а возросло. Примером стратегического подхода может служить развитие трубопроводной инфраструктуры. Стратегическое значение для нас имеет развитие российско-американского сотрудничества в газовой сфере. В частности, решение по разработке Штокмановского месторождения газа в Баренцевом море и поставок сжиженного природного газа в США

2. Консолидации активов в ключевых (приоритетных) отраслях. Ситуация на глобальных промышленных и энергетических рынках сегодня такова, что реально конкурировать на них могут только очень крупные компании. Фактически эти рынки поделены между небольшим числом ведущих игроков. Для того чтобы Россия могла занять заметное место в этой системе, нам необходим свой крупный бизнес, необходимы российские транснациональные корпорации. Поэтому мы прилагаем все усилия к тому, чтобы такие компании у нас появились. Это, в частности, в полной мере относится к «Газпрому» и покупке им «Сибнефти». Мы хотим, чтобы «Газпром» стал энергетическим концерном мирового уровня — а среди них нет ни одного, который специализируется только на газе и не имеет мощных нефтяных активов. При этом мы либерализируем рынок акций «Газпрома» и стремимся к тому, чтобы сделать деятельность этой компании предельно прозрачной. То есть это отнюдь не «национализация» нефтегазовой отрасли.

3.  Государственно-частное партнерство.  Мы отдаем себе отчет в том, что в такого рода партнерстве всегда есть опасность помешать развитию нормальных рыночных отношений, опасность вмешаться в конкурентный сектор и стать на чью-то сторону. Что недопустимо. Однако если у государства есть собственная стратегия, собственное понимание целей той или иной отрасли, то в таком случае появляется место для государства, способного, например, закрыть часть рисков, которые не в состоянии покрыть частный капитал.  Примером здесь может служить создание Объединенной авиастроительной корпорации, завершить которое планируется к 1 декабря 2006 года. Одновременно это еще и пример консолидации активов в целях создания крупного игрока на глобальном рынке авиатехники. И в случае с авиационной промышленностью, как и в нефтегазовом секторе, наши усилия направлены не на делиберализацию, а открытие новых возможностей. В том числе — возможностей для международного сотрудничества. Мы хотим, чтобы это сотрудничество шло не только на уровне поставок запчастей или машин, а через участие России на равных в реализации новых инженерных и технологических проектов.

4. Локализация производства. Принцип используется, в частности, в отношении автомобилестроения. Правительство отдает себе отчет в том, что существенный рост производства легковых автомобилей без масштабных инвестиций, на основе действующих мощностей российских предприятий затруднителен. Это связано и с высокой степенью их загрузки, и с недостаточным качеством большей части продукции, не устраивающим потребителей. Протекционизм, которого долго придерживалось российское государство в отношении автомобильной промышленности, не принес желаемых результатов. Поэтому мы сменили ориентиры и в качестве своей главной задачи поставили создание максимально благоприятных условий для внутрироссийских производителей, вне зависимости от того, российские они «по происхождению» или иностранные. Был разработан и принят закон о режиме промышленной сборки. Таким образом, в России создаются максимально благоприятные условия для успешной работы как отечественных, так и западных инвесторов. Кроме того, согласно режиму промышленной сборки становится возможным ввоз импортных компонентов по сниженным пошлинам. Закон по промышленной сборке предусматривает постепенное увеличение объема автомобильных компонентов, которые производятся в России. В результате мы рассчитываем простой импорт автомобилей превратить в инвестиции в российский автопром, в создание производств на территории России.

5. Принцип «трех И»: инвестиции, инновации, интеграция. Мы видим задачу государства в создании условий, при которых инвестиции, инновации и интеграция (как вертикальная, так и горизонтальная) будут «притягивать» друг друга и порождать проекты, обеспечивающие появление на рынке нового продукта или услуги. Проекты, способствующие улучшению наших позиций  и диверсификации нашего участия в мировой экономике.  В связи с этим следует остановиться на проекте закона об участии иностранных инвесторов в капитале российских стратегических предприятий и отраслей. При разработке этого законопроекта мы, с одной стороны, исходили из того, что государство имеет полное, вне всяких разумных сомнений право сохранить национальный контроль над стратегически значимыми для страны отраслями. С другой стороны, мы хотим способствовать формированию в России развитого рынка инвестиций.

У разных государств в этом вопросе различное законодательство, мы анализировали и учитывали международную практику. В том числе учитывали и опыт США. Более того, мы предлагаем механизм, аналогичный тому, который принят в США. Мы консультировались с иностранными инвесторами и также учли их мнение.

Путь, по которому мы пошли, кратко можно характеризовать как «ограничение ограничений». А именно, мы хотим ограничить те ограничения, которые вытекают из необходимости контроля государства над стратегически значимыми отраслями. Ограничить таким образом, чтобы, во-первых, не стеснять обычную динамику жизни корпораций, связанную с изменением их деятельности, слияниями и разделением, переименованием и т.п. А во-вторых, чтобы иметь возможность гибко реагировать на ситуацию в экономике и политике, давая дополнительный «зеленый свет», когда это целесообразно для России. С принятием этого закона для инвесторов наступит необходимая для них определенность, они получат нужные им гарантии и оперативность решения их вопросов. Более 80% представителей бизнеса, действующих в России, абсолютно однозначно позитивно оценивают инвестиционную деятельность в России.

Растут не только американские инвестиции в российскую экономику, но и наоборот — растут и уже переваливают за один миллиард долларов прямые российские инвестиции в американскую экономику. Среди российских инвесторов — «ЛУКОЙЛ», «Норильский никель», «Северсталь». Наши инвестиционные отношения превращаются в улицу с двусторонним движением. Мы надеемся на то, что правительство США будет способствовать смягчению инвестиционного климата для российских компаний.

Это — только некоторые наиболее важные принципы нашей промышленной политики. Новая промышленная политика российского государства не имеет ничего общего с реставрацией прошлого, с какой-то «ренационализацией» и прочими революционными перегибами. Наоборот, она вся ориентирована в будущее. Мы видим Россию среди ведущих мировых демократических держав с либеральной экономикой — держав, образующих становой хребет цивилизации.

По информации пресс-службы Минтопэнерго, в программу пребывания российской делегации в США внесены встречи с главами крупнейших автомобильных компаний, таких как «Форд» и «Дженерал моторс». Российская делегация побывает в Детройте, где вместе с представителями «АвтоВАЗа», «КамАЗа» и «Северстали» посетит крупнейшие автомобильные заводы США.

Справочно:

На сегодняшний день в России действуют два проекта с американскими автомобильными компаниями — «Форд Мотор Компани» и «ДжиЭм-АВТОВАЗ»

Проект «Форд Мотор Компани».

2005 г.).

Производство на заводе начато в июле 2002 г. с полного технологического процесса (сварка и окраска кузова, сборка автомобилей с последующими испытаниями), минуя стадию «отверточной сборки».

Поскольку спрос на автомобили, производящиеся во Всеволожске, постоянно растет, завод постоянно наращивает производство, объем которого в настоящее время составляет 32000 автомобилей в год. В соответствии с корректировкой действующего инвестиционного соглашения (согласованного с Минпромэнерго России, Минэкономразвития России и Минфином России) мощность предприятия в начале 2006 года будет доведена до 60 тыс. автомобилей.

Поставку комплектующих изделий предприятию осуществляют 12 российских производителей, среди которых наиболее значимыми являются Борский стекольный завод, «Джонсон Контролз» С-Петербург (производство сидений). Компания постоянно ведет работу по изысканию новых поставщиков и размещению дополнительных заказов, но эта деятельность сдерживается недостаточной технической готовностью российских производителей и ограниченными объемами производства автомобилей во Всеволожске.

Объемы производства автомобилей «Форд Фокус» составили: в 2002 г. — 2470, в 2003 г. -  16260, в 2004 г. — 29700, в 2005 г. — 32000 шт. (оценочно).

Проект «Джи Эм-АВТОВАЗ»

Предприятие создано в 2001 г. и является совместным предприятием корпорации «Дженерал  Моторз», ОАО «АВТОВАЗ» и Европейского Банка Реконструкции и Развития.

Сметная стоимость проекта 6967,35 млн. рублей. Проект целиком осуществляется за счет собственных средств.

Участие государства в финансовом обеспечении проекта предполагается за счет предоставления таможенных льгот в виде предоставления компании таможенного режима — свободный склад производственного типа. 

Основные   ожидаемые   конечные   результаты    реализации проекта:

- обеспечение объема продаж в Российской Федерации автомобиля Chevrolet NIVA до 81638 шт. в год;

- обеспечение валового объема продаж в размере до 25453,6 млн. рублей в год.

Оценить статью
(0)