Диверсификация белорусского экспорта через балтийские порты

Диверсификация белорусского экспорта через балтийские порты

Диверсификация белорусского экспорта через балтийские порты

Правительство Беларуси приняло решение перевести часть грузов с Вентспилского на Клайпедский порт.

Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский в ходе встречи с Чрезвычайным и Полномочным послом Литовской Республики в Беларуси Петрасом Вайтекюнасом заявил о том, что принято решение перевести часть грузов с Вентспилского на Клайпедский порт.  Это стало итогом усилий Вильнюса, проводившего на протяжении последних лет последовательную стратегию по привлечению все большей  части белорусского экспорта через порт в Клайпеде. Для Минска это стало выгодным вариантом в ситуации нарастающей угрозы экономических санкций со стороны Евросоюза. А также инструментом влияния на недружественную, как считают в Минске, политику Риги, демонстративно поддерживающей белорусскую оппозицию.

«Взаимоотношения с портом Клайпеды у нас складываются очень хорошие. Грузы Беларуси сегодня обеспечивают более 25% загрузки Клайпедского порта», — отметил во время встречи с литовским послом глава белорусского правительства. По его словам, принято решение перевести 100 тыс. тонн грузов дополнительно на Клайпедский порт с Вентспилского.
«Беларусь — это более 20 млн. тонн грузов», — сказал С.Сидорский, подчеркнув, что Клайпедский порт должен конкурировать с портами Калининграда, Санкт-Петербурга и Николаева. Пока, никто в Москве это высказывание белорусского премьера не комментировал.

Глава белорусского правительства также выразил удовлетворение развитием торгово-экономического сотрудничества с Литвой. «Очень важно, что литовские бизнесмены довольны инвестиционным климатом в Беларуси», — заявил С.Сидорский, подчеркнув, что Беларусь имеет «один из самых лучших и прозрачных инвестиционных кодексов».

680 км, от Минска до Вентспилса — 1100 км. Пропускная способность порта — 40 млн.т. Ежегодный доход порта составляет $100 млн. Через Клайпедский порт перевозится более 4,5 млн.т белорусских грузов, 1,950 млн.т российских и 12,943 млн.т литовских грузов.

Среди белорусских грузов основную долю занимают нефтепродукты — 44% от общего объема, затем идут удобрения (26%), продовольственные товары и корма (21%), металлопродукция (5%). Через Вентспилский порт в минувшем году прошло 8,17 млн.т белорусских грузов, из которых основную часть составили нефтепродукты и удобрения. Общий грузооборот порта за 2004 год составил 27,8 млн.т.

Кроме того, белорусская сторона заявляла о намерении в 4-м квартале 2005 года провести пробную поставку калийных удобрений на экспорт через Калининград. Возможности Калининградского порта по экспорту белорусских грузов оценивается в 1 млн. тонн в год. Официальный Минск не теряет своих надежд и на использование возможностей Гданьского порта. В конце лета они обсуждались на уровне министерств транспорта Польши и Беларуси.

Как полагают некоторые наблюдатели, вполне вероятно, что активность Беларуси по диверсификации своего экспорта через балтийские порты может стать еще одной темой при обсуждении «белорусского вопроса» в Брюсселе. В настоящее время, по решению Еврокомиссии осуществляется мониторинг по проверке соблюдения белорусскими властями прав профсоюзов.

Негативным итогом данного мониторинга может стать введение экономических санкций.

Оценить статью
(0)