Открылась пятая Всероссийская неделя нефти и газа

Открылась пятая Всероссийская неделя нефти и газа

Открылась пятая Всероссийская неделя нефти и газа

31 октября открылась пятая Всероссийская неделя нефти и газа. На Главной сессии — «Устойчивое развитие мировой энергетики — вызовы времени» — выступил министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко с докладом «Энергетика ХХI века — эффективность и безопасность».

В своем выступлении министр рассказал о ключевых тенденциях развития мирового энергетического рынка и проблемах глобальной энергетической безопасности. Также глава Минпромэнерго осветил ситуацию в российском ТЭК в контексте развития мирового энергетического рынка. Особое внимание Виктор Христенко уделил теме  Энергодиалога Россия-ЕС и председательства России в «Группе восьми».

В этот же день в рамках Недели нефти и газа состоялся «круглый стол» по теме энергоэффективности, организованный Минпромэнерго. В мероприятии, прошедшем в соответствии с программой подготовки председательства России в «Группе восьми», приняли участие  российские и иностранные специалисты. В работе Главной сессии Недели нефти и газа также приняли участие заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус, руководитель Федерального агентства по энергетике (Росэнерго) Сергей Оганесян, заместитель руководителя агентства по энергетике Владимир Кузнецов, директора департаментов Министерства промышленности и энергетики, министры энергетики зарубежных стран, представители, международных энергетических организаций, крупнейших российских и зарубежных компаний.

Тезисы доклада Виктора Христенко:

1. Тенденции развития мирового энергетического рынка и проблема энергетической безопасности.

Преимущество выступать первым состоит в возможности дать оценки и прогнозы, которые, наверняка, с не очень существенными отклонениями, прозвучат в большинстве последующих докладов. Тем не менее, я уверен, что чем больше совпадений мы зафиксируем на уровне стратегического видения ситуации, тем эффективнее будут наши совместные действия на каждом из этапов сотрудничества. 

Итак, согласно имеющимся прогнозам, мировое энергопотребление может возрасти на треть за ближайшие 15 лет, и примерно на 45% — в предстоящем двадцатилетии. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам, сможет возрасти к 2025 г. на 35 млн. баррелей в день (42%); газа — на 1,7 трлн.куб.м в год (60%).

Ситуация на мировом рынке характеризуется следующими четырьмя важнейшими обстоятельствами: резкий рост потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах (до 45% перспективного прироста мирового спроса на нефть); увеличение разрыва между объемами потребления и объемами производства газа в развитых экономических странах (так, к 2020 г. от 60% до 70% газоснабжения Европы будет обеспечиваться за счет импорта); недостаток нефтеперерабатывающих и транспортных  мощностей и ограниченность дополнительных мощностей по добыче нефти; недостаточная информационная транспарентность мировой торговли нефтью. Все эти обстоятельства выдвинули на передний план проблему энергетической безопасности.

В свою очередь, процессы глобализации, с которыми мировое сообщество столкнулось еще в XX веке, непосредственно затрагивают сферу мировой энергетики.  Россия, с учетом собственного конкурентного позиционирования на глобальном рынке, понимает проблему энергетической безопасности как, в первую очередь, надежность обеспечения всех стран и всего населения планеты энергоресурсами. Достижению глобальной  энергетической безопасности, по нашему мнению, будет способствовать реализация всем мировым сообществом системы мер по трем основным направлениям: 1. надежное обеспечение мировой экономики традиционными видами энергоресурсов; 2. рост эффективности использования энергетических ресурсов и защита окружающей среды; 3. разработка и использование новых источников энергии.

Свой вклад в решение проблемы глобальной энергетической безопасности Россия вносит как непосредственно в процессе развития топливно-энергетического комплекса страны, так и в ходе расширяющегося международного сотрудничества. Коротко остановлюсь на обоих вопросах, в расчете на то, что другие выступающие меня обязательно дополнят. А все желающие смогут познакомиться с ходом дискуссии, рабочими материалами и полными версиями докладов на нашем новом сайте, презентация которого состоится в рамках этой Недели.

2. Развитие российского ТЭК в глобальном  контексте.

В своем прошлогоднем докладе я отмечал, что на территории, занимающей 13% территории Земли, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено свыше 34% природного газа и около 13% мировых разведанных запасов нефти. Мы занимаем первое место в мире по международной торговле природным газом, а также второе место, как экспортер нефти (и нефтепродуктов). За этот год многое изменилось в нашей жизни, но указанные характеристики остались практически неизменными. Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. Энергетический комплекс России является неотъемлемой частью всего мирового энергетического рынка. И, наконец, Россия активно участвует в формировании международной торговли энергетическими ресурсами.

Географическое положение России определяет ее особую роль в транзите энергоресурсов в пределах евразийского континента, обеспечивая наиболее эффективную конфигурацию энергетической инфраструктуры не только по направлению «запад-восток», но и «юг-север» и «юг-северо-запад» континента. Указанное измерение энергетики России важно не только для российской экономики, но и для процесса развития внешних энергетических рынков, и, следовательно, мировой экономики. Безусловно, наши конкурентные преимущества в экономике, в первую очередь, должны работать (и работают) на интересы и нужды нашего народа, нашего государства. Но от того, насколько динамично развивается и устойчиво функционирует топливно-энергетический комплекс России, насколько быстро осваиваются новые и эффективно эксплуатируются действующие нефтегазовые месторождения, зависит качество и надежность экспортных поставок. А, в конечном счете, экономический рост и благополучие стран-импортеров. Приоритеты государственной энергетической политики сформулированы в Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Количественные ориентиры могут уточняться, но долгосрочная энергетическая политика России остается достаточно устойчивой и предсказуемой. 

Наша политика базируется на:  1) совершенствовании недропользования,  2) развитии внутренних топливно-энергетических рынков и формировании рационального топливно-энергетического баланса, 3) увеличении объемов и диверсификации направлений экспорта энергоресурсов при безусловном удовлетворения внутреннего спроса.

За прошедшие годы вклад России в обеспечение энергобезопасности существенно вырос. С 2000 по 2004 год Россия обеспечила самый высокий прирост добычи среди крупных стран-производителей нефти в мире.  Россия вносит один из наиболее существенных вкладов в текущую стабилизацию мирового рынка нефти, в пользу чего говорят как показатели нашей добычи, так и экспорта в 2004–2005 годах.

В прошлом году в России добыто 458,8 млн. тонн нефти, 632 млрд. куб. м газа. При этом российский экспорт нефти  составил 255,7 млн. т, нефтепродуктов — 78 млн. т, газа — 200,3 млрд. куб. м (всего — 713 млн.т у.т.). Но думаю, вам будет интересно узнать о перспективах всего предстоящего десятилетия. Горизонты развития нефтегазового комплекса России характеризуются следующим.

Исходя из сегодняшних оценок, к 2015 году добыча нефти в России может составить 530 млн.т., а ее экспорт — 310 млн.т. Главной нефтяной базой страны на весь рассматриваемый период останется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Добыча нефти в регионе будет расти до 2010–2015 гг.  В Волго-Уральской провинции и на Северном Кавказе добыча нефти будет падать, что обусловлено исчерпанием сырьевой базы. Будут сформированы новые центры нефтяной промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) — добыча до 50 млн.т. в 2015 г.; на шельфе острова Сахалин (25–26 млн.т.), в Баренцевом море и российском секторе Каспийского моря. Увеличится добыча нефти в Тимано-Печорской провинции.

Обеспечение намеченных уровней добычи и повышение эффективности нефтедобычи будут основываться на научно-техническом прогрессе в отрасли, совершенствовании методов бурения, воздействия на пласт, увеличении глубины извлечения запасов и внедрении других прогрессивных технологий добычи нефти, которые позволят сделать экономически оправданным использование трудноизвлекаемых запасов нефти. Все эти вопросы будут рассматриваться завтра и послезавтра в ходе пленарных заседаний и круглых столов. В них примут активное и непосредственное участие представители нашего Министерства, научных кругов, инновационно ориентированных компаний. Такой состав участников обсуждения является особенностью Недели нефти и газа. И мы рассчитываем, что наработки Недели будут эффективно заимствованы нефтяными компаниями, причем не только российскими.

Произойдет диверсификация экспортных потоков нефти. Европейский рынок останется основным для России, и в то же самое время доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте российской нефти возрастет с 3% в настоящее время  до 15% — 18% в 2015 г.  Конкретно транспортная инфраструктура нефтяного комплекса России будет выглядеть следующим образом: мощности магистральных нефтепроводов и морских терминалов для экспорта и транзита нефти из России за пределы СНГ смогут возрасти к 2010 и 2015 гг. соответственно в 1,2 и 1,4–1,5 раза по сравнению с уровнем 2005 г.

Это позволит к 2015 г. реализовать перспективные объемы экспорта нефти в дальнее зарубежье: примерно по 70 млн.т. по Западному и Северо-Западному направлениям; примерно 100 млн.т. по Черноморско-Каспийскому направлению (с учетом возможного расширения КТК); около 80 млн.т. по Восточному направлению; до 20 млн.т. по Северному направлению. В свою очередь к 2015 г. добыча газа в России может достигнуть 740 млрд.куб.м, а экспорт — 290 млрд.куб.м. Добыча газа в Западной Сибири в рассматриваемый период стабилизируется, поэтому весь прирост добычи будет обеспечен за счет ввода в эксплуатацию месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфа Северных и Дальневосточных морей. Сегодня особо необходим комплексный, системный подход к разработке и реализации проектов по разведке, добыче и транспорту энергоресурсов с учетом приоритетов и ориентиров Энергетической стратегии России.

Данный подход, в частности, осуществляется в Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также при строительстве нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), увязанной с Программой геологического изучения и предоставления в пользование углеводородных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Значительные запасы и перспективные ресурсы природного газа Восточной Сибири и Дальнего Востока позволяют сформировать в данном регионе новые центры газодобычи, обеспечивающие как внутренние потребности рынка, так и возможность экспортных поставок российского газа. Как ожидается, объемы добычи газа в регионе уже к 2015 г. смогут возрасти более чем в 10 раз; к 2020 г. — в 15 раз по сравнению с уровнем 2005 г.

Решение по первому этапу строительства проекта ВСТО, который должен быть завершен к 2008 году, уже принято. Его мощность — 30 млн. тонн. Этот объем будет обеспечен в значительной части западносибирской нефтью, хотя на первом этапе это отчасти уже будет и нефть Восточной Сибири. Завершение строительства этой системы общей мощностью до 80 млн. тонн позволит выйти на побережье  Тихого океана. Функции заказчика проектирования и строительства трубопровода возложены на компанию «Транснефть».

В настоящее время ТЭО первого этапа строительства нефтепровода проходит государственную экологическую экспертизу и мы надеемся, что стратегический подход возьмет верх над тактическими разночтениями тех или иных аспектов строительства. Экологическая безопасность в ТЭк является ценностью для каждого российского ведомства, для каждой компании, равно как и для любой независимой общественной организации. Нелепо подозревать, кого бы то ни было, в стремлении навредить среде, в которой ты живешь и работаешь. Однако новые эффективные технологии защиты окружающей среды не могут развиваться в обстановке запрета и подозрительности по отношению к непривычным, но уже успешно апробированным решениям. 

3. Внутренний рынок нефтепродуктов .

Уважаемые дамы и господа! Я остановился лишь на наиболее важных показателях и ярких проектах, имеющих значение, как для нашей страны, так и для всего мирового сообщества. В рамках Недели нефти и газа необходимо обсудить более широкий ряд мер по обеспечению развития нефтегазового комплекса: формированию рациональной рыночной среды; совершенствованию законодательства; введению перспективных норм, стандартов и регламентов; поддержке стратегических инициатив. Мы исходим из того, что приоритетом нефтеперерабатывающей отрасли станет повышение качества моторных топлив, с увеличением к 2015 г. глубины переработки нефти до 75–80%. Стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов будут, в частности, способствовать следующие меры: — изменение действующего порядка расчета налога на добычу полезных ископаемых по нефти; — установление ставки акциза на нефтепродукты, исходя из необходимости стимулирования производства и потребления топлива более высокого качества; — дальнейшее ужесточение санкций за злоупотребления нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов; — регламентированное совершение годовых закупок нефтепродуктов централизованными потребителями (Минсельхоз России, Минобороны России, МВД России, Минтранс России).

 4.Энергоэффективная экономика.

Объем внутреннего спроса на энергоресурсы существенно зависит от энергоэффективности экономики. По данному показателю российская экономика имеет очень существенный запас роста. Россия обладает уникальным потенциалом энергосбережения в 360–430 миллионов тонн условного топлива, который оценивается в 39–47% существующего годового потребления энергии. Необходима интеграция усилий государства и бизнеса в сфере энергосбережения. В том числе на основе механизмов государственно-частного партнерства. Именно такой подход принят в подготовленном проекте Концепции федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года. Целью данной программы является эффективное использование энергетического потенциала России для роста конкурентоспособности экономики, повышения уровня жизни населения. Мы надеемся, что, пройдя все необходимые согласования, эта программа обязательно будет принята. Намеченный на 2015 г. ориентир экономии годового потребления энергоресурсов за счет программных мероприятий — 100 млн. тонн условного топлива.

5. Энергодиалог Россия- ЕС.

 Особый акцент в сотрудничестве ЕС-Россия в области энергетики делался и делается на рассмотрении вопросов, связанных с устойчивостью, надежностью и непрерывностью производства, распределения, транспортировки и использования энергии, включая энергетическую эффективность, энергосбережение, экологическую безопасность и использование возобновляемых источников энергии. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации разрабатывается проект строительства Северо-Европейского газопровода.

Реализация данного проекта поможет решить проблему диверсификации экспортных потоков газа и возможности маневрирования ими; будет способствовать расширению газоснабжения стран Западной Европы и выполнению обязательств по заключенным и будущим долгосрочным контрактам на поставку газа; позволит напрямую связать российскую газотранспортную систему с общеевропейской газовой сетью. Продолжаются работы по дальнейшему сближению энергетических стратегий и энергосистем стран-участниц диалога.

Начата работа по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) возможности синхронного объединения электроэнергетических сетей западноевропейского Союза координации передачи электроэнергии (UCTE), Единой энергосистемы России и стран СНГ. Мы надеемся, что разработка ТЭО будет закончена не позднее 2006 г. Увеличение мирового спроса на нефть и нефтепродукты требует объединения усилий стран-экспортеров и импортеров углеводородов по выработке механизмов стабилизации и предсказуемости рынка. В этой связи развивается сотрудничество по таким направлениям, как мониторинг и прогнозирование поведения энергетического рынка, обмен информацией о механизмах управления резервами, налогообложением и потреблением энергоресурсов.

В рамках Энергодиалога Россия-ЕС создан эффективный механизм консультаций государственных образований и институтов с бизнесом в виде тематических рабочих групп по важнейшим вопросам энергетической политики России и Евросоюза: торговле, инфраструктуре, инвестициям и энергоэффективности.

Полагаем, что эти группы будут заниматься не только анализом проблем, представляющих интерес для энергетических отраслей России и ЕС, но и активно используют потенциал диалога бизнес-власть в системе принятия решений и при реализации масштабных коммерческих проектов Россия-ЕС.

6. Председательство России в «Группе восьми».

Россия в рамках предстоящего председательства в «Группе восьми» выдвигает в качестве основной инициативу по обеспечению энергобезопасности. Основной целью этой инициативы будет являться обеспечение стабильности энергетических рынков в долгосрочной перспективе, что возможно лишь при комплексном решении задач по следующим принципиальным направлениям: 1. Обеспечение большей доступности и прозрачности данных по запасам, спросу и резервам; 2. Обеспечение предсказуемости рынка за счет расширения практики долгосрочных контрактов,  развития диалога между производителями и потребителями энергии; 3. Эффективное развитие энергетической инфраструктуры, отвечающей требованиям рынка; 4. Повышение эффективности использования энергоресурсов, включая гидроресурсы и другие возобновляемые источники; 5. Интенсификация НИОКР и внедрения новой энергетики (водородной, термоядерной,  возобновляемой, низкоуглеродной и др.)

В результате реализации концепции глобальной энергетической безопасности во время своего председательства в «Группе восьми» важными для России результатами могут явиться: — сбалансированные рынки энергоресурсов, в первую очередь нефтяной; — создание нового рынка — торговли сжиженным природным газом; — улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций в развитие топливно-энергетического комплекса, его транспортной инфраструктуры; — совершенствование законодательной,  нормативной и правовой базы как в части недропользования, охраны окружающей среды, так и в области повышения энергоэффективности, энергосбережения, возобновляемой энергетики; — вхождение в мировой и региональные рынки торговли квотами на выбросы «парниковых» газов, гармонизация условий реализации механизмов гибкости Киотского протокола; — широкий обмен современными технологиями; — укрепление своего стабилизирующего влияния на экономику мирового сообщества и устойчивое развитие в качестве одного из ведущих и надежных экспортеров энергоресурсов; — гармонизация национальной энергетической политики с энергетическими политиками стран членов «Группы восьми», ряда ведущих промышленных государств членов ЕС, а также стран, интенсивное развитие экономики и растущее энергопотребление которых оказывает существенное влияние как на мировые энергетические рынки, так и на устойчивое развитие всего мирового сообщества.

Оценить статью
(0)