Власть начинает беспокоиться о последствиях жилищной реформы

Власть начинает беспокоиться о последствиях жилищной реформы

Власть начинает беспокоиться о последствиях жилищной реформы

В Государственной думе 14 ноября прошли парламентские слушания по поводу «законодательного обеспечения реформирования жилищно-коммунального хозяйства». Организаторы подошли к подготовке со всей солидностью.  В президиуме — председатели нескольких комитетов ГД, целый министр «регионального развития», замминистра, руководители нескольких федеральных служб.

Ведущий слушаний — председатель Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям М. Шаккум в своем вступительном слове подчеркнул важность темы слушаний и пожелал присутствующим «прямого, открытого разговора». К сожалению, получилось это мало, большая часть докладчиков ограничилась формальными выступлениями, в которых с трудом можно было обнаружить конкретику, несмотря на множество цифр.

Все выступающие чиновники говорили о плохом положении отрасли. Огромная кредиторская задолженность предприятий ЖКХ (свыше 300 млрд.  руб.), сочетается с изношенностью жилого фонда и инфраструктуры.

Экономическое состояние отрасли привело к тому, что в отдельных муниципальных образованиях износ инженерной инфраструктуры достигает 70–80%. Около 30% основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. В среднем по Российской Федерации физический износ котельных составляет 54,5%, водопровода 65,3%, тепловых сетей 62,8% и электрических — 58,1%.

Чтобы осуществить к 2010 году процесс восстановления ветхих тепловых сетей до нормативного значения необходимо ежегодно направлять на эти цели 21,3 млрд. рублей, водопроводных — 55,1 млрд. рублей, канализационных -21,1 и электрических -26,9 млрд. рублей.

Более 60% жилищного фонда страны имеет износ около и свыше 65 процентов. Около 20% нуждается в неотложном капитальном ремонте; реконструкции и переоборудовании. Ежегодно капитально ремонтируется не более 1% жилищного фонда при нормативе 4–5%, что ведет к необратимым последствиям. За последние 10 лет ветхий и аварийный жилищный фонд, подлежащий сносу, увеличился в З раза, в котором проживает почти 5 млн.человек.

Что же делать? Где взять деньги для решения столь масштабных задач?

Бюджет, как уже стало понятно в свете последних законодательных и инициатив, нести ответственность за эти проблемы не собирается.

Население? «Реформирование системы оплаты услуг ЖКХ, сопровождающееся ростом тарифов, также практически исчерпало свои внутренние возможности» — говорят в Росстрое. Что на простом русском языке означает — рады бы, да боимся, что население взбунтуется. Этот вывод со своей стороны  подтвердил и присутствовавший на слушаниях мэр г. Ярославля, который объявил, что даже 23% повышения в 2006 году будет достаточно лишь для поддержания сферы на плаву без всяких модернизаций. Некуда больше повышать — с чувством сказал мэр. Так откуда же инвестиции? А частный бизнес на что — отвечают реформаторы из правительства.

Для привлечения частного бизнеса принят ФЗ «О концессионных соглашениях», готовится ФЗ «О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ», который позволит избавить их от долгов (надо понимать, через банкротство) и таким образом, сделает «привлекательными» для бизнеса. Косвенно планы приватизации подтвердил министр регионального развития В. Яковлев, сообщив, что «МУПы и ГУПы (муниципальные и   государственные унитарные предприятия) необходимо переводить в иную форму собственности».

Элементом «предпродажной подготовки» сферы ЖКХ можно считать и ускоренный (планируется закончить в 2006 г.) перевод всех льгот и субсидий на «персонифицированные счета граждан». Согласно новому порядку льготник сначала заплатит в полном объеме, а потом ему вернут переплаченные деньги на счет. Смысл преобразования прост — раньше бюджет платил поставщику услуг и деньги частенько задерживал. Частник же хочет получить все сразу и пусть потом государство и льготник выясняют отношения.

Но одновременно с этим, чиновники из правительства и «Единой России» пытаются застраховаться от крайностей тарифной политики, которые уже привели к тому, что в 2005 году в некоторых субъектах тарифы выросли не на 30% как в среднем по стране, а на все 100%. При этом внутри субъекта тарифы, например, на тепло могут различаться в 20–30 раз. Как признался представитель Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) « ситуация с тарифами в 2005 году была неуправляемой». А в рамках муниципальной реформы, в связи с передачей муниципалитетам все новых полномочий, эти диспропорции будут только усиливаться, что вполне может превратить понятие «Российская Федерация» в чисто номинальное.

Вдобавок еще и принят новый жилищный кодекс, который создает все условия для приватизации управления жилищным фондом бывшими — приватизированными — муниципальными предприятиями, что в условиях коррумпированного псевдо российского рынка означает очередной скачок цен.

Вероятно, с целью как-то упорядочить эти процессы группой депутатов ГД от «Единой России» был внесен законопроект, вносящий изменения в недавно принятый и еще не вступивший в силу 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Другой, неафишируемой целью, видимо, является стремление правящей партии «почистить перышки», списав с себя ответственность за негативные результаты жилищно-коммунальной реформы.

Судя по пояснительной записке к законопроекту, «стрелочниками» решено сделать муниципалитеты\".

«Имеет место недостаточная подготовка управленческой инфраструктуры органов местного самоуправления к реализации указанного Федерального, закона (210-ФЗ), отсутствует эффективная система взаимодействия органов регулирования и контроля тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства с четко распределенными полномочиями и ответственностью» — говорится в документе. Т.е., в скачках тарифов виноваты местные власти, которым дали порулить, а они оказались «недостаточно подготовлены». Теперь предлагается  отобрать у них эти полномочия и передать региональным и федеральным властям.

Для решения этих проблем необходимо формирование правовой базы, позволяющей устанавливать на федеральном и региональном уровнях до принятия проекта федерального закона о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на очередной финансовый год предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифы) на товары (услуги) организаций коммунального комплекса и (или) предельные (минимальные и (или) максимальные) индексы изменения указанных цен (тарифов). При этом предусматривается, что указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.

Законопроектом предполагается усилить вертикаль органов регулирования на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Общий смысл — небольшой (но все же) шаг назад в сторону сохранения государственного урегулирования тарифов. Самые либеральные пункты предлагается убрать, в частности пункт 7 ст. 15, который устанавливает, что цены на электричество и на тепло станут свободными в 2008 г. И у муниципалитетов хотят убрать возможность бесконтрольно поднимать тарифы через «инвестиционную часть» цен (прибыль).

Впрочем, идея регулирования тарифов не вызвала особого энтузиазма у представителей бизнеса и обслуживающего его интеллектуального лобби (в частности у представителей Института экономики города).

Так президент ООО «Евразийское водное партнерство» А. Яшечкин раскритиковал план установления государством неких предельных тарифов. Эта компания стремится оправдывать свое амбициозное название. Она взяла в концессию на 25 лет водопроводные сети в городах-миллионниках: Омске  и Ростове-на-Дону и таким образом является одной из немногих, кто уже решился последовать призыву властей и пошел в коммунальную сферу.

По мнению г-на Яшечкина,  жесткое установление предельных уровней тарифов снизит привлекательность отрасли для бизнеса, при том, что «возиться с водой» и так довольно хлопотно. Необходимы «изъятия», т.е. исключения для тех компаний, которые инвестируют прибыль в производство. В противном случае, компании будут либо уходить из этой сферы, либо с помощью разных уловок обходить установленные рамки. «Мы можем нейтрализовать ограничения по тарифам очень просто — повысив нормы потребления» — пригрозил Яшечкин.

Недовольство бизнеса и либеральных экономистов говорит хотя бы о небольшом изменении в направлении реформ перед угрозой массовых акций протеста против повышения тарифов.

Но, как отметил, например, депутат Олег Шеин, поправки не направлены на увеличение возможности контроля самими жителями над тарифами. Ведь ничего не сказано про независимую экспертизу, про право жителей судиться с «органами регулирования». И, самое важное, если жители потеряют право на самоуправление домом после 1 марта 2006 (если не проведут домовое собрание), то они тем же потеряют право считаться стороной договорных отношений с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, и все равно не смогут контролировать тарифы. Так что поправки все равно не страхуют от повышения тарифов посредством неподконтрольных управляющих компаний.

Оценить статью
(0)