Жилищная реформа и льготы несовместимы!

Жилищная реформа и льготы несовместимы!

Жилищная реформа и льготы несовместимы!
Согласно новому Жилищному кодексу, на бесплатное жилье смогут рассчитывать лишь те граждане, чей совокупный семейный доход не позволяет накопить на квартиру в течение 10 лет или взять ипотечный кредит в банке. И приватизировать это жилье будет запрещено. Так называемая бесплатная приватизация муниципального жилья заканчивается в России 1 января 2007 года, хотя есть шансы, что эти сроки будут правительством продлены.

Вопросов к положениям нового Жилищного кодекса у людей множество, на некоторые из них ответил депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета ГД по труду и социальной политике Олег Шеин:

Сохранятся ли льготы?

Когда Кодекс писался, «Единая Россия» и Правительство не скрывали намерения льготы отменить. Называлась дата — 1 января 2006 года. В порядке полевого эксперимента над народом с 1 января 2005 года льготы были монетизированы в 4 регионах. В Туле, например, ветеранам труда вместо льгот по жилью, воде, отоплению, электроэнергии и проч. дали деньги. Сто рублей! С обязательством индексировать раз в год по уровню инфляции, то есть на 10–11 руб. ежегодно. В январе начался большой скандал и сегодня о монетизации льгот по ЖКХ никто даже не заикается. Но надо понимать, что эта реформа и льготы несовместимы. Рассудите: каждый дом выставляется на конкурс, и тариф на обслуживание дома будет определяться не властью, а результатами конкурса. В одном доме может быть 7 руб. за кв. метр, в другом — 9 руб., в третьем — 11 руб., в восьмидесятом — 10 руб. 86 коп. и пр. И везде скидка — 50%. Это нереально

В мае мной было направлено письмо М.Фрадкову с просьбой разъяснить, как они все это собираются делать. Ответа нет до сих пор, а министр регионального развития В.Яковлев при встрече сказал мне: «Олег Васильевич, а в чем проблемы? У нас же все ветераны получают деньги за свои льготы по ЖКХ на свои лицевые счета!»

Вот такие пироги. Сейчас даже «Единая Россия» поддержала наш запрос в правительство по этой проблеме. В октябре проблема будет вынесена на обсуждение парламента. К сожалению, все это происходит очень медленно.

Есть ли шансы, что реформу удастся остановить?

Сейчас важно сломать информационную блокаду, чтобы люди в стране понимали, о чем идет речь. Тогда можно развернуть единую кампанию, включая и акции протеста, и письма депутатам от «Единой России» и все остальное. Замечу, что само правительство боится собственной реформы. Они опасаются повторения событий, подобных скандалам вокруг монетизации. Но обнадеживаться было бы очень наивно. На осеннюю сессию Думы в повестке дня никаких предложений по изменению Жилищного Кодекса не внесено. Наш с депутатом Хованской проект закона о внесении изменений в ЖК лежит без движения в парламенте с марта 2005 года. Поэтому сидеть и ждать 1 марта не надо. Лучше сейчас провести собрание собственников квартир дома и избрать форму управления.

Может ли мэрия отдать землю около нашего дома под застройку?

В соответствии со ст. 36 Жилищного Кодекса к местам общего пользования относится и придомовая территория. Она принадлежит всем собственникам помещений в доме (то есть владельцам приватизированных квартир, собственникам расположенных в доме магазинов и офисов, мэрии как собственнику неприватизированного жилья). Ее размер определяется в соответствии с Постановлением Правительства № 1223. В среднем это 7 площадей фундамента самого дома. Но есть одна загвоздка — земельный участок надо «сформировать», то есть официально определить его границы. Для пятиэтажки эти работы городская власть оценивает примерно в 6 тыс. руб. Пока участок не сформирован, считается, что мэрия может распоряжаться придомовой территорией по своему усмотрению, если только при этом не нарушает строительных и прочих норм.

Есть ли какие-то особые требования к управляющим кампаниям?

Нет. Это может быть любая частная фирма с уставным капиталом, скажем, в 10.000 рублей. Если такая фирма будет «обслуживать» 50 домов, то в год она будет собирать около 100 млн. руб. Платить за воду, электроэнергию, отопление и газ мы будем обязаны ей: ст. 155 Жилищного Кодекса — «собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации». Никаких гарантий, что, собрав деньги за воду, отопление и газ, эти частные фирмы не смоются куда-нибудь на Мальдивские острова, нет.

Не будем далеко ходить: муниципальные ЖЭКи Астрахани в июне-июле, собрав с жителей высоток деньги за лифты, отдали лифтовой кампании всего 1% от выручки. А 99% оставили себе! В итоге лифтовики едва не забастовали и добились права на прямой сбор. Теперь же речь идет не о муниципальных ЖЭКах, подчиненных власти, а о частниках.

Сколько стоит переход в ТСЖ?

Давайте считать на примере Астрахани: регистрация в регистрационной палате 2.000 рублей, оформление земельного участка 6.000 руб., оформление паспорта дома около 12.000 руб. По мнению городской власти, это есть обязательное условие оформления ТСЖ. В федеральном законодательстве толком ничего не сказано, но сказано следующее: после 1 марта 2006 года обслуживание дома выставляется на конкурс между управляющими кампаниями в случае, если жители дома не приняли решения о самоуправлении, либо это решение не реализовали.

Как копить деньги на капитальный ремонт при непосредственном управлении?

Это главная проблема непосредственного управления. При непосредственном управлении нет юридического лица и трудно оформить расчетный счет. Варианты возможны следующие — (а) хранить деньги у уполномоченного (бухгалтера) дома; (б) хранить деньги у уполномоченного (бухгалтера) на лицевом счете в банке, то есть на сберкнижке; (в) хранить деньги на расчетном счете обслуживающей дом организации (то есть фирмы, с которой вы заключили договор на обслуживание дома). Во всех трех случаях главная проблема заключается в том, что деньги в любой момент могут быть потеряны, скажем, при смерти уполномоченного лица или при разорении фирмы. Мне кажется, что лучший вариант, — создать некоммерческое партнерство, то есть что-то типа общественной организации, в которую вошли бы все собственники квартир дома, которая бы открыла счет в банке и все расходы вела только на содержание дома.

Мы изберем уполномоченного, а потом никогда его не снимем, если окажется непорядочным человеком…

Это-то как раз не проблема. В соответствии с Жилищным Кодексом собрание может быть проведено как в очной форме, так и в заочной. Проще говоря, можно собраться на улице или в помещении, но обычно не бывает явки. Но можно взять опросный листочек и пройти по квартирам, как бывает во время выборов. Такое решение тоже будет законным.

Зачем вообще вся эта реформа?

Реформа была бы хороша, если бы не два принципиальных «но». Первое: обязаловка, то есть принудительное проведение конкурсов по передаче домов под контроль управляющих кампаний без права жителей квартир потом от этих управляющих кампаний уйти. Второе «но» — введение с 1 января 2006 года коллективной ответственности по коммунальным платежам в ТСЖ и кооперативах. За истекшие 7 месяцев в ТСЖ преобразовалось 14 домов, еще несколько домов принимают решение о переходе в непосредственное управление. А в городе находится 1800 многоквартирных домов. То же самое происходит по всей стране. То есть, 98–99% муниципальных домов с 1 марта 2006 года будут обязаны платить за услуги ЖКХ частным фирмам. По Астрахани речь идет о суммах в 5–6 млрд. руб. ежегодно, по стране — 1,1 трлн. руб. Это Клондайк, Эльдорадо, золотое дно.

Оценить статью
(0)