В Минске с однодневным визитом находилась официальная делегация министерства обороны Украины во главе с руководителем военного ведомства Анатолием Гриценко. В числе важнейших пунктов повестки дня данного визита значились: переговоры c министром обороны Беларуси генерал-полковником Леонидом Мальцевым, встречи с госсекретарем Совета Безопасности РБ генерал-лейтенантом Геннадием Невыгласом и с председателем Государственного военно-промышленного комитета РБ Николаем Азаматовым.
2006 г.
В силу специфики предмета, которым занимаются госорганы курирующие оборону, деятельность военной промышленности и общие вопросы национальной безопасности, переговоры А. Гриценко с руководителями соответствующих ведомств проходили в обстановке строгой конфиденциальности и об их истинном содержании можно только догадываться на основании косвенных признаков.
Объекты внимания
Например, по выбору объектов для ознакомления и сделанным при их посещении сообщениям и заявлениям представителей обеих сторон. Так, из информации белорусских СМИ стало известно, что в штабе 61-й истребительной авиабазы дислоцированной в Барановичах с сообщением о задачах ВВС и войск ПВО Беларуси и их структуре перед украинскими военными выступил командующий этим видом Вооруженных сил РБ генерал-лейтенант Олег Паферов. После этого Анатолий Гриценко ознакомился с белорусским вариантом модернизации широко известного фронтового истребителя МиГ, который благодаря глубокой доработке приобрел качества многофункционального боевого самолета и получил индекс МиГ-29БМ (белорусский модернизированный). Более подробную информацию об усовершенствованной машине украинский министр обороны получил на 558-й авиаремонтном заводе в Барановичах, где и проводилась доработка МиГ-29.
Насколько можно судить по ранее опубликованным в прессе высказываниям экспертов, характеристики МиГ-29 белорусских ВВС, прошедших модернизацию по программе МиГ-29БМ, по своим основным параметрам примерно соответствуют российским МиГ-29 СМТ-1/2. Что соответствует уровню боевых самолетов поколения «4+» и даже «4++». За счет обновления радиолокационного прицельного и оптико-электронного прицельно-навигационного комплексов значительно увеличиваются набор бортового вооружения этой машины и эффективность его применения, в том числе и для нанесения ударов по широкой номенклатуре стационарных и движущихся наземных целей. Для этого предназначены высокоточные средства поражения: до 4 УР типа X-29Т (с телевизионным самонаведением) и Х-29Л (с лазерным полуактивным самонаведением), до 4 корректируемых авиабомб КАБ-500Кр или КАБ-500Л, а также противорадиолокационные ракеты типа X-31П.
Продолжительность рейдов на территорию противника может быть увеличена за счет установки на двух съемных пилонах дополнительных топливных баков (что дает возможность добавить к базовому ПТБ с 1.500 кг топлива еще 2.300 кг). Еще более радикальной мерой является оснащение модифицированного МиГ-29 системой дозаправки в воздухе.
При этом его практическая дальность становится заметно больше 3 тыс. км.
Высоко оценив тактико-технические данные МиГ-29БМ, А. Гриценко не исключил того, что истребители МиГ-29 ВВС Украины могут быть отправлены на модернизацию в Беларусь. Сейчас, по его словам наряду с белорусским, украинские военные изучают варианты, предлагаемые также Россией и Израилем. В неофициальной обстановке некоторые эксперты отмечали, что в России модернизировать все же дорого, а с Израилем пока продолжает существовать психологический барьер для сотрудничества, связанный с трагедией над Черным морем пассажирского авиалайнера с израильтянами на борту. Тем не менее, украинцы намерены провести на следующем этапе тендер среди фирм и заводов этих стран на получение заказа на проведение работ по доработке украинских «мигов».
И если о модернизации украинских МиГов пока можно говорить как о событии более или менее вероятном, то поставка из Украины в Беларусь 10 учебно-тренировочных самолетов (УТС) L-39, предназначенных для подготовки военных летчиков, как следует из слов главы украинского военного ведомства, дело уже решенное. По данным информационного центра командования ВВС и войсками ПВО РБ, базироваться эта учебная эскадрилья будет в городе Лида (Гродненская область).
Как следует из заявления министра обороны Украины, еще в текущем году (по некоторым данным, 10 декабря) белорусским вооруженным силам будет поставлено 6 таких самолетов, в следующем году (предположительно, в феврале) еще 4. По словам Анатолия Грищенко, украинская сторона рассчитывает в дальнейшем участвовать в тендере на ремонт и модернизацию передаваемых Беларуси УТС L-39. Здесь очевидно есть необходимость вернуться в недалекое прошлое и более подробно рассмотреть историю вопроса. Прежде всего, о самом самолете.
Совершенный Альбатрос
Аэро L-39 Альбатрос (Aero L-39 Albatros) был спроектирован в 1968 г. на чехословацкой фирме «Аэроиз», как реактивный учебный самолет для ВВС стран Варшавского Договора (исключая Польшу) и некоторых других
государств, входящих в сферу влияния социалистического лагеря. В качестве силовой установки для L-39 был использован советский турбовентиляторный двигатель Ивченко АИ-25. Серийное производство самолета началось в конце 1972 г. К 1989 г. было выпущено более 2.000 машин в трех основных версиях.
Базовый двухместный L-39C предназначался для первоначального обучения и совершенствования летного мастерства опытных пилотов и в больших количествах поставлялся в чешские и советские Военно-воздушные силы, а также в другие страны Варшавского Договора. Несколько позднее на его базе был создан вариант, оборудованный для проведения учебных стрельб, он известен как L-39ZA. Одноместный вооруженный вариант, предназначенный для использования в качестве легкого самолета воздушной поддержки и
штурмовика, был обозначен как L-39ZO.
После распада Варшавского договора производство L-39 было продолжено в уже Чехии, но на территорию бывшего СССР он уже не поставлялся. К 2000 г. было выпущено еще около 800 L-39 различных модификаций.
По мнению белорусских военных специалистов, несмотря на солидный возраст, УТС L-39 отличается совершенной аэродинамикой, высокой тяговооруженностью и достаточно современным радионавигационным оборудованием. Оснащение кабины позволяет на его базе достаточно успешно готовить пилотов военных самолетов, находящихся на вооружении бывших советских республик. Это притом, что первоначальное обучение молодых летчиков на L-39 гораздо безопаснее и выгоднее с экономической точки зрения, чем эксплуатация для этих целей боевых машин. Последнее особенно важно, так как L-39 может использоваться для тренировки с целью поддержания летных навыков строевых пилотов.
Согласно российским данным, при полете на УТС L-39 в течение часа расходуется 700 кг топлива, а за это же время на Су-24 — более 7 т. Поэтому есть смысл отлетать 40–50 часов на L-39, нежели 4 часа на Су-24.
И когда летчик уже имеет багаж 40–50 часов на L-39, то он с меньшим количеством вывозных полетов сможет освоить боевую технику.
Впервые о планах закупки Беларусью реактивных учебно-тренировочных самолетов стало известно в январе текущего года из интервью, которое дал «Белорусской военной газете», командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси Олег Паферов. По его словам, «уже сейчас часть практической подготовки летного и летно-технического состава осуществляется на белорусской территории. Для этой цели используются вертолеты Ми-2 и самолеты Як-52 аэроклубов ДОСААФ Республики Беларусь. И только курсанты-летчики 4-го курса осваивают учебно-тренировочный реактивный самолет L-39 в Вяземском аэроклубе РОСТО Российской Федерации».
Попытки закупить самолеты этого типа за рубежом с тем, чтобы полностью перенести подготовку военных пилотов в Беларусь, предпринимаются на протяжении вот уже ряда лет, однако, все предыдущие попытки заканчивались неудачно. Дело в том, что «не так просто, как кажется, их выбрать. Во-первых, парк самолетов L-39 достаточно стар, содержание их обходится в копеечку. Во-вторых, и поставщики подвели. Мы выработали программу закупки, заключили с предприятием, которое выиграло тендер, договор, но затем выполнить свои обязательства это предприятие не смогло».
Что же касается возможного приобретения новых российских учебных самолетов Як-130, то, по словам командующего объединенных ВВС и войск ПВО, до завершения испытаний и принятия их на вооружение в ВВС Российской Федерации пройдет еще не один год. А готовить летчиков необходимо уже сегодня. (Да и цена Як-130 «обещает» превысить 10 млн. USD).
С 17 по 25 января 2005 г. белорусская делегация, в состав которой входили представители Государственного военно-промышленного комитета и Министерства обороны, побывала в Киеве, Одессе и Харькове, где состоялись переговоры с руководством предприятия «Укрспецсервис» на предмет закупки учебных самолетов.
В Одессе, на предприятии «Одессаавиаремсервис», которое специализируется на ремонте L-39, представители Беларуси осмотрели машины, предлагаемые украинской стороной. И так, как очевидно более приемлемых вариантов не нашлось, покупать УТС решено на Украине. А вот вопрос об их ремонте и
модернизации, как можно было понять со слов украинского военного министра, остается открытым.
На сегодняшний день известно о двух программах глубокой модернизации L-39. Одну из них продвигает на рынок упомянутый выше Одесский авиаремонтный завод вместе с израильской IAI. Установка новой электроники и авионики резко повысила боевые возможности машины. Теперь ее можно применять не только в учебных, разведывательных, но и в ударных целях.
Украино-израильский
проект расценивается экспертами с обеих сторон как
перспективный в долгосрочной перспективе. На сегодняшний день израильская сторона поставила на Украину дорогостоящее оборудование, а опытно-конструкторские работы по модернизации L-39 включены в государственный оборонный заказ Вооруженных сил Украины.
С их точки зрения, проект модернизации L-39 весьма перспективен с коммерческой точки зрения, поскольку на вооружении различных армий мира сегодня имеется порядка 2.000 этих самолетов, и половина из них вполне может быть модернизирована. Однако, для бывших советских республик он дороговат. Даже самые благополучные из них вряд ли смогут «отстегнуть» 1,2 млн. USD на доработку одного самолета.
Требует некоторых уточнений презентуемая программа российским госпредприятием «Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева» (ЭМЗ им. Мясищева) По оценке специалистов, стоимость
предложенного ЭМЗ имени Мясищева варианта модернизации L-39 составляет всего 400–500 тыс. USD за один самолет. За эти деньги доработанный L-39 будет оснащен современным пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием. Информационно-управляющее поле кабины экипажа получит коллиматорный индикатор, который фактически представляет собой аналог многофункционального индикатора на лобовом стекле. Вроде бы предложение весьма выгодное. Однако потенциальных клиентов настораживают постоянные переносы летных испытаний модернизированного на ЭМЗ им. Мясищева учебно-тренировочного самолета L-39.
Несомненно, что одной только летной тематикой переговоры белорусских и украинских военных не ограничились. Украина получила в наследство от бывшего СССР весьма развитый ВПК, на заводах которого может выпускаться самая разнообразная продукция от баллистических ракет до военно-транспортных самолетов и танков. Да и Беларусь в этом отношении не обижена.
Продукция белорусского ВПК
Как следует из интервью от 4 сентября «Белорусской военной газете» первого заместителя председателя Государственного военно-промышленного комитета РБ Петра Рогожевского, производимые и разрабатываемые в Беларуси образцы военной техники и продукции двойного назначения (включая комплектующие, приборы, аппаратуру и оборудование) во многом уникальны, и не только не имеют аналогов в государствах СНГ, но и вполне конкурентоспособны на мировом рынке.
П. Рогожевский также заявил, что основу выпуска белорусского ВПК составляют созданные на основе новейших информационных и телекоммуникационных технологий изделия и продукты. В том числе:
- автоматизированные системы управления войсками и оружием (АСУ ВВС и войсками ПВО, АСУ ракетными войсками, АСУ средствами радиоэлектронной борьбы и разведки), системы проводной, волоконно-оптической и радиосвязи для мобильных и стационарных АСУ;
- аэрокосмическая оптоэлектронная аппаратура и фотограмметрические комплексы для получения цифровых электронных карт поверхности Земли, навигационное обеспечение высокоточного оружия;
- системы управления огнем бронетанковой техники, современные оптико-электронные прицелы для стрелкового оружия, лазерные ИК-прожекторы для танков и БМП;
- прикладные программные комплексы, обеспечивающие управление радиолокационными, лазернооптическими и информационными системами противоракетной обороны, станциями предупреждения ракетного нападения и системами контроля космического пространства.
Однако конкретный перечень того, что будут поставлять друг другу обе стороны, очевидно, содержится в Плане сотрудничества вооруженных сил двух государств на 2006 г., который подписали 16 ноября в Минске министр обороны Беларуси генерал-полковник Леонид Мальцев и министр обороны Украины Анатолий Гриценко по итогам визита украинской делегации.
Прагматичный интерес
Комментируя этот документ на итоговой пресс-конференции, главы оборонных ведомств заявили, что достигнуты договоренности развивать белорусско-украинское сотрудничество почти по 10 направлениям, представляющим взаимный интерес. Среди них взаимодействие в области подготовки кадров, в особенности для ракетных войск и артиллерии; боевой подготовки (участие в учениях, проводимых на территориях сторон); военно-техническое сотрудничество, в частности, ремонт и модернизация техники.
В этом плане украинских военных, по словам Анатолия Гриценко, более всего интересуют создаваемые в Беларуси автоматизированные системы управления войсками и оружием. Есть что предложить и предприятиям Украины. Главное — это то, что сотрудничество наших дух стран в военной сфере строится на принципах дружбы и добрососедства, прагматичного интереса и здравого смысла.
Со своей стороны, Леонид Мальцев с удовлетворением констатировал, что отношения Беларуси и Украины в военной сфере развиваются стабильно. «Мы договорились, что будем развивать сотрудничество в областях, которые
интересны двум сторонам, а таковых очень много». Он особого отметил ценность украинского опыта участия в миротворческих операциях. «Украина постоянно приглашает наших военнослужащих участвовать в учениях на Яворовском полигоне под Львовом. Мы договорились, что белорусские военные будут участвовать не только в многонациональных учениях, проходящих на территории Украины, но и в собственно украинских
учениях, причем не в качестве простых наблюдателей».
В качестве встречного предложения А. Гриценко выразил уверенность, что и украинские военные будут участвовать в учениях на территории Беларуси.
Министры обороны также заявили о планах предоставления возможности для офицеров двух стран отдыхать в лечебных учреждениях Беларуси и Украины. Еще одним направлением сотрудничества может стать «взаимный обмен преподавателями и на следующем этапе, слушателями военных академий».
Как следует из их слов, главы оборонных ведомств поручили в ближайшие 1,5–2 месяца провести ревизию существующих документов и договоренностей между министерствами обороны Беларуси и Украины и создать новую нормативную базу взаимодействия. По словам Анатолия Грищенко: «Мы определим, что не работало и почему, какие документы следует принять.
Дальше состоится обмен экспертными поездками и будет создан эффективный механизм сотрудничества».