Электоральные позиции основных проходных игроков парламентской кампании в Украине уже более или менее ясны. Вряд ли в ближайшие месяцы стоит ожидать
Лидер Партии Регионов (ПР) Виктор Янукович, долго анонсировавший создание именного блока заявил о самостоятельном (внеблоковом) походе в парламент. Расчет партийных спонсоров (Ринат Ахметов) очевиден — лидер должен провести партию в парламент с максимальным результатом, но при этом он должен оставаться заменяемым (трудно себе представить блок Януковича без Януковича). Второй момент — заменяемость самого Януковича, мало приемлемого и нежелательного «переговорщика» как для Тимошенко, так и для Ющенко, дает больше шансов на участие ПР в правительственной коалиции после выборов. Парадоксально, но нынешнее рейтинговое лидерство ПР не заслуга партии и ее лидера, просто новой власти не удалось выстроить приемлемую политконструкцию для Востока и Юга Украины.
После Меморандума Ющенко и Януковича последний формализовал символический статус оппозиционера, вернулся в круг публичных политиков и даже осуществляет попытки прорыва в центр Украины. В результативность таких шагов не верится. Донецкая идентичность ПР остается ключевым элементом бренда, что не дает шанса выйти на общенациональный уровень, и если на востоке ПР сталкивается в основном с полумаргинальными проектами и игроками второго эшелона, то электоральные ресурсы Центра Украины для регионалов крайне ограничены (про Запад естественно и речи не идет). География поддержки избирателей для ПР и Януковича с 2004 года осталась практически неизменной. Раскол команды Майдана и рост разочарования среди сторонников «оранжевых» не может привести к их оттоку в противоположном направлении, скорее пополнятся ряды неопределившихся (около 20%) и избирателей других майданных субъектов, например, социалистов.
Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) после форсированного рывка в начале сентября существенно сбавил обороты уже спустя несколько недель — компроматный фальстарт очевиден. В ноябре кампания практически не велась, большинство публичных заявлений касалось празднования годовщины Майдана и необходимости воссоединения идущих «параллельным путем» сил оранжевой коалиции. Принимая во внимание узость круга ресурсов, на которые может опереться в данный момент Юлия Владимировна, ее избирательная кампания сейчас находится в «полузамороженном» состоянии и ведется в инфраструктурной плоскости (подготовка штабов в регионах, кадровые партийные перестановки, аккумулирование финансовых ресурсов). Новое наступление Тимошенко может быть успешным в формате блицкрига. В сентябре Тимошенко технологически переигрывала команду Ющенко, но набор ее инструментария (вброс компромата, перманентные обвинения «коррупционного окружения» Ющенко) не дали нужного эффекта и, в конечном итоге, привели к обвалу рейтингов как Ющенко, так и самой Тимошенко.
Основной интригой и в тоже время главной проблемой президентского проекта остается вопрос лидерства. Его не решил съезд «Нашей Украины» (НСНУ) 12 ноября, решение кадровых вопросов перенесено на 3 декабря. Выбор вероятных сценариев остается узким: либо «премьерский», либо «президентский список». Связка
Для игроков второго эшелона — предвыборной пары СПУ/Народный блок Литвина вряд ли приемлема логика парного противостояния и «откусывания» электората друг у друга. Понятно, что максимальные усилия будут прилагаться для того, чтобы выйти из второго эшелона в первый. Так, спикер Владимир Литвин будет позиционироваться как глава и лидер самостоятельного и независимого парламента, отрабатывая тему «силового манипулирования Верховной радой со стороны исполнительной власти», нельзя исключать, что в ближайшее время риторика Литвина наполнится полуоппозиционными нотками. Социалисты на данный момент имеют достаточные шансы для того, чтобы если не переломить, то хотя бы ослабить тенденцию умирания и маргинализации левого движения в Украине. Компартия Украины отрабатывает привычную для себя тему борьбы против всех, в последнее время включившись в острый конфликт с правыми. В этой же нише пытается играть и более радикальная ПСПУ Наталии Витренко. Нельзя исключать того, что раскачка политических «флангов» перед выборами, которую, по сути, инициировали крайне левые при слабом и пока не структурированном центре может иметь внешнеполитическую природу.
Ключевой интригой, безусловно, остается структура власти после выборов. Очевидно, что ни один из блоков и партий не сможет продвигать своего безальтернативного кандидата на пост