Международная организация «Репортеры без границ» опубликовала открытое письмо председателю российского парламента Борису Грызлову, в котором призывают его приостановить рассмотрение репрессивного законопроекта о неправительственных организациях
Ниже приведен текст обращения.
Уважаемый господин спикер!
Организация «Репортеры без границ» обеспокоена внесенным в Думу законопроектом о некоммерческих организациях, который девятого декабря должен рассматриваться во втором чтении.
Проект закона в его нынешнем виде обязывает все общественные правозащитные организации проходить официальную регистрацию, конкретный порядок которой нас весьма тревожит.
Еще серьезнее, однако, то, что документ запрещает российским НПО получать деньги от иностранных доноров и не позволяет иностранным организациям иметь свои представительства в России. В результате ощутимо пострадает независимость НПО, поскольку им придется разъяснять государству характер своей деятельности, источники получения средств и пути их расходования.
Эти ограничительные меры повлекут за собой ослабление гражданского общества в России. Недопустимо, на наш взгляд, подчинять государству целую сферу жизнедеятельности общества под предлогом борьбы с терроризмом и отмыванием денег.
В свете этого «Репортеры без границ» испытывают ныне немалые трудности с аккредитацией своих корреспондентов в России и открытием в стране нашего бюро.
Вместе с тем состояние российских СМИ делает нашу работу крайне актуальной, ибо многие журналисты страдают от цензуры или, по крайней мере, вынужденной самоцензуры. Например, Ольга Романова, лишенная своей аналитической программы, вообще покинула
Глубокую обеспокоенность указанным законопроектом выразили государственный секретарь США Кондолиза Райс, генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис, президент бывшего СССР Михаил Горбачев и многие другие государственные и общественные деятели.
Мы призываем Вас, господин спикер, принять во внимание нашу просьбу и позволить нам и далее отстаивать права человека в России. Надеемся, что Вы сможете повлиять на депутатов, до того, как законопроект вступит в силу и потянет за собой тяжелые и необратимые последствия для гражданского общества в России.
«Соединенные Штаты используют все возможности, чтобы вернуть Россию на путь демократических реформ»
В среду 30 ноября американская Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, иначе называемая Хельсинкская комиссия, обнародовала письмо, направленное 18 ноября спикеру российской Думы по поводу предложенного законопроекта о перерегистрации неправительственных организаций государственной комиссией.
«Голос Америки» обратился к члену Комиссии, конгрессмену Бенджамину Кордину с просьбой поделиться своими мыслями по поводу развивающихся событий.
Инна Озовская:
Президент Путин предложил пакет поправок к законопроекту об НПО. Вам известно об их содержании?
Бенджамин Кордин:
Да, я знаю, что он хочет внести определенные изменения в законопроект. Но, с нашей точки зрения, законопроект настолько серьезно подрывает возможность работы НПО, что никакие изменения не сделают его приемлемым. Мы надеемся, что господин Путин откажется от самой идеи такого закона.
И.О.:
А как вы считаете, сам факт предложения поправок — является ли он реакцией на письмо американской Хельсинской группы?
Б.К.:
Надеюсь, что да. Принятие законопроекта будет рассматриваться международным сообществом, как откат России от процесса реформ. Российская Федерация — одна из ведущих стран мира, и будет крайне прискорбно, если она повернет вспять. Это неминуемо подорвет доверие к России среди демократических государств.
И.О.:
В вашем письме говорится, что принятие закона об НПО в тот момент, когда Россия готовиться стать председателем Большой Восьмерки, пошлет негативный сигнал относительно приверженности России демократии. Если законопроект все же будет принят, повлияет ли это не только на возможность лидерства, но и простого членства Российской Федерации в этом эксклюзивном клубе демократических государств?
Б.К.:
Это неминуемо негативно отразится на престиже и имидже России, поскольку даст понять, что российское правительство свернуло с пути реформ.
И.О.:
Готовы ли будут Соединенные Штаты в таком случае предпринять соответствующие законодательные или иные меры?
Б.К.:
Соединенные Штаты используют все возможности, чтобы вернуть Россию на путь демократических реформ. Принятие этого законопроекта заставит важнейшие НПО покинуть Россию, и мы готовы сделать все, что в наших силах, дабы помочь им вновь получить доступ в Российскую Федерацию.
И.О.:
О каких именно мерах может идти речь?
Б.К.:
В первую очередь, этот вопрос будет поднят на парламентской ассамблее ОБСЕ. Этот способ уже неоднократно доказывал свою эффективность, поскольку никому не хочется стать объектом международной критики. Есть и множество других возможностей высветить эту проблему. К примеру, встречи на высшем уровне. Если судьба российских НПО окажется в центре повестки дня, меньше внимания будет уделено вопросам, в которых Россия остро заинтересована. Таким образом, принятие этого закона отрицательно скажется на интересах России в других областях.
И.О.:
Задолго до того, как нападение на НПО началось в России, в Беларуси была объявлена незаконной любая оппозиционная деятельность. Считаете ли вы, что Россия пойдет по стопам своего соседа?
Б.К.:
Надеюсь, что нет. Мы глубоко надеемся на то, что Российская Федерация сохранила приверженность реформам, и первым доказательством этого станет сохранение свободной и независимой деятельности НПО.
И.О.:
Большое спасибо, господин Кордин
Б.К.:
Спасибо вам.
«Правительства больше озабочены возможностью получить газ и нефть из России, чем состоянием российского гражданского общества в целом».
Тема гражданского общества, неправительственных общественных организаций в России продолжает волновать мировое сообщество. Это не случайно: именно от состояния и жизнеспособности демократических структур зависит развитие демократии в России. Представить общую картину состояния гражданского движения в России «Голос Америки» попросил известного американского аналитика Пола Гобла.
Наталия Абрамова:
Последний закон, который приняла Дума, и который президент Путин дал указание исправить, чем вызван, с вашей точки зрения?
Пол Гобл:
Этот закон, который приняла Дума, появился по распоряжению президента Путина и Кремля. Но я думаю, что в общем смысле этот закон — это как бы некий тест, чтобы понять, как далеко они могут пойти в противостоянии гражданскому обществу, представителем которого являются неправительственные организации. И Путин хотел видеть, насколько он может воздействовать на Думу и на общество, в то же самое время, сохранив для себя пути для отступления. И мы видим попытку — которая, я верю, провалилась — восстановить режим в России, который был еще в Брежневские времена — ужасный, репрессивный, который признает индивидуальные права человека, но не права коллектива и сообщества людей, которые объединены одной задачей.
Н.А.:
Чем объяснить атаку на гражданское общество? Чем гражданское общество опасно для правления Путина?
П.Г.:
С моей точки зрения, гражданское общество — лучший фундамент для государства. Это означает, что у граждан есть голос, который государство слышит и поддерживает его. Но президент Путин имеет другой опыт, где власть и общество отделены от народа. Я не думаю, что он рассматривает своих граждан, как людей, которые имеют право голоса и следят за деятельностью правительства. Я думаю, что он видит только властные структуры и народ, которому не позволено действовать как сообществу.
Н.А.:
С вашей точки зрения, что представляет собой гражданское общество России? За Россией, за Советским Союзом — большая история «либо рабства, либо бунта». Поэтому тема гражданского общества в Росси как никогда остра.
П.Г.:
Мы должны признать, что понятие «общества» в России не эквивалент понятию гражданского общества в мировой практике. Общество в России — это сообщество, которое стоит в некой оппозиции к государству. Гражданское общество в нашем понятии — это не некое противодействие власти, а помощник государству. В нашем представлении, что такое быть гражданином? Это значит иметь влияние на государственные структуры, которые прислушиваются к мнению общества. Это только начинают понимать граждане России. Понятие «гражданин» не было в достаточной степени развито, как до 1917 года, так и в Советской России. И сейчас, в данный момент, мы видим только рождение граждан России. Вот почему принятие закона о неправительственных организациях так опасно, потому что он ставит вопрос о возможности и состоянии России быть современным демократическим государством.
Н.А.:
Как вы считаете, почему Путин не понимает, что развитое гражданское общество выгодно для самого государства в целом?
П.Г.:
Я думаю, тут три причины.