Таблетка глюкозы для успокоения Кремля

Таблетка глюкозы для успокоения Кремля

Таблетка глюкозы для успокоения Кремля

Оформление рамочного договора между Грузией и Россией снова затягивается. В Тбилиси заявляют, что договор, в основном, подготовлен, но проблемы создает российская сторона. Москва требует внести в договор пункт, по которому ни одна из сторон не вправе размещать на своей территории вооруженные силы какой-либо третьей страны или сотрудничать с ними, если такое решение вызовет опасения другой стороны. Чтобы утихомирить российскую сторону, Грузия предлагает создать совместный грузинско-российский антитеррористический центр. Но эта идея не особенно успокаивает Кремль. Он всё так же настойчиво требует включить в рамочный договор указанный пункт, как требовал перед достижением соглашения о выводе военных баз с территории Грузии.
После того, как соглашение было достигнуто, в Москве об этом пункте как будто забыли, а вспомнили тогда, когда законодательный орган Грузии дал российским миротворцам в зонах грузинско-абхазского и грузинско-осетинского конфликтов конкретные сроки, чтобы «исправиться», и стал рассматривать вопрос о замене их другими силами.
Обычно главной целью оформления рамочного договора является обеспечение безопасности сторон и сотрудничество стран-партнеров по этому вопросу. Обязательства, которые берут на себя договаривающиеся стороны, бывают разные — это зависит от того, являются ли они союзниками, просто соседями или стратегическими партнерами. Грузия оформила рамочные договоры со всеми соседними странами, кроме России — с Турцией, Арменией и Азербайджаном. Такие же договоры оформила с рядом соседних постсоветских стран и сама Россия. Такое соглашение подразумевает, что стороны обязуются сделать всё для того, чтобы их территории не использовались другими государствами для военной угрозы или размещения военных сил.
Тбилиси и Москва работали над этим соглашением еще до знаменитого Стамбульского соглашения ОБСЕ 1999 г., по которому российские военные базы должны были покинуть территорию Грузии. Правда, первый вариант рамочного соглашения российская сторона тоже не ратифицировала, но до Стамбульского саммита она и не требовала внести в соглашение указанный пункт.
Ираклий Менагаришвили, экс-министр иностранных дел Грузии, эксперт: «После 2000 г., когда стороны начали работу над новым, предложенным грузинской стороной проектом соглашения, Россия добавила к своим требованиям новый пункт, сформулированный примерно так: ни одна из сторон не может располагать на своей территории вооруженные силы третьей страны или сотрудничать с ними, если это ее решение вызовет опасения другой стороны. Факт, что Грузия не будет иметь никаких оснований для протеста против действий России. А российская сторона, исходя из собственного понимания безопасности страны, может иметь основания для такого протеста. Таким образом, закладывая в рамочный договор такой пункт, российская сторона практически получает право вето на международное сотрудничество Грузии в военной сфере».
Тбилиси неоднократно фиксировал свою позицию, заявляя, что он и сам не заинтересован в размещении на своей территории войск других стран после вывода российских военных баз из Грузии. Это не раз говорил в своих выступлениях и президент Грузии, а вот лидер правой оппозиции Давид Гамкрелидзе заявил в свое время, что будет всегда выступать за размещение военных баз НАТО на территории Грузии.
Получит ли Кремль гарантии, что на территории Грузии не будут расположены военные силы или базы какой-либо третьей страны, выяснится, наверное, после того, как стороны закончат работу над этим вариантом соглашения.
«Формула, которую предлагает Россия, абсолютно неприемлема для грузинской стороны. Если Россия будет настаивать на внесении этого или ему подобных пунктов в соглашение, оно попросту не будет заключено. Так что, мяч теперь на российском поле, и она сама должна решить, какой формат гарантий безопасности для нее наиболее приемлем. Грузинская сторона не может допустить, чтобы Россия получила эксклюзивное право решать, с кем может сотрудничать Грузия в сфере безопасности. Когда российские власти поймут, что Грузия приняла такое решение и в силах его выполнить, то в конце концов признают суверенитет Грузии в деле формирования собственной политики. С этого момента цивилизованным сторонам будет несложно принять решение», — заявил Ираклий Менагаришвили.
«Требования такого рода несправедливы и неправомерны, так как означают прямое или косвенное вмешательство во внутренние дела Грузии. Грузия никогда не скрывала, что не собирается расположить на своей территории военные базы какой-либо страны, в том числе и Америки. Если даже заложить в соглашение такой пункт, гарантий для России он не даст, ибо соглашение можно заключить, а затем и нарушить. Кроме того, внесение подобного пункта в соглашение вступает в противоречие с целью Грузии — вхождением в НАТО. Если она станет членом Североатлантического альянса, она должна будет сама решать, какая военная база ей нужна на ее собственной территории. Хотя, по правде сказать, я не вижу, чтоб НАТО было заинтересовано разместить свои силы на территории Грузии. Времена, когда размещение баз происходило в той форме, как это было в Германии, еще не прошли. Если США понадобится где-нибудь размещать свои базы, то, наверное, скорее, в Азербайджане, чем в Грузии. Так что это требование неправомерное и несправедливое, очень далекое от здравого смысла. Разговоры о том, что это исторический шанс для Грузии — подброшенная Россией провокация. Она не имеет права предъявлять нам такие требования, удовлетворение такого требования далеко отодвинет нас от процесса интеграции в НАТО. Так что внесение этого пункта в соглашение исключено, но даже если он и будет включен, Россия от этого ничего реально не получит. С ее стороны это скорее упрямство, нежели серьезное требование. Хорошо было бы, если бы она имела к Грузии более серьезные требования, иначе будет труднее достигнуть консенсуса по более важным вопросам», — заявляет Темур Якобашвили, эксперт Фонда исследования стратегии и международных отношений Грузии.
Естественно, Россия не сдаст своих позиций так легко и будет дальше торговаться с Тбилиси — точнее, с Западом. Грузия уже попыталась расположить к себе Россию несколькими «добрососедскими» жестами: сперва передала «Внешторгбанку» контрольный пакет акций Объединенного банка Грузии, затем неожиданно для всех предпочла украинскому инвестору российского и передала ему Чиатурмарганец, а недавно уступила Москве и центральный газопровод. Так что многое будет зависеть от того, что еще, кроме совместного антитеррористического центра, мы предложим Кремлю.

Оценить статью
(0)