Идея «поправить межу» на Кавказе может уже завтра начать воплощаться в жизнь, не организованно сверху, а стихийно снизу, как «гражданская инициатива» в кавказском исполнении…
Не успела российская власть отрапортовать об успешном завершении парламентской избирательной кампании в Чечне, как и.о. председателя республиканского правительства Рамзан Кадыров выступил с новой политической инициативой. Ее практическая реализация способна в очередной раз взорвать весь Северный Кавказ. 5 декабря 2005 года Кадыров-младший заявил о необходимости скорейшего определения границ Чеченской республики. «Решение этой задачи откладывается уже около 15 лет. За это время кто как хотел, двигал межу, и территория Чечни за эти годы значительно сократилась».
В своем выступлении Рамзан Кадыров обозначил еще одну задачу новоизбранного парламента Чечни. Он подчеркнул, что «как и положено, по Конституции Чеченской Республики и действующим законам России, чеченский парламент определит границы Чечни». Таким образом, нынешний de facto руководитель северокавказской республики в очередной раз подтвердил реальное предназначение ее высшего представительного органа власти. Это — законодательное оформление процесса приватизации республиканской власти региональной политической элитой — якобы «пророссийской». Но для того, чтобы проводить приватизацию — необходимо определить границы того имущества, которое предполагается взять в частные руки. И сделать это необходимо не просто «по понятиям», а на основе легитимных процедур. «Вопрос наших исконных территорий волнует весь народ. Однако мы успокаивали людей, заявляя, что решить его нужно исключительно на основании закона. Теперь это время пришло, и парламент должен его рассмотреть», — заявил Рамзан Кадыров.
Последнее высказывание чеченского «кронпринца» интересно по двум причинам. Во-первых, Рамзан без всякого стеснения провозглашает принцип «этнической собственности на землю». Территория Чечни и другие спорные земли (Малгобекский и Сунженский районы Ингушетии, чеченско-дагестанское пограничье) определяются им как «исконные территории», коллективным собственником которых является чеченский этнос. А значит именно представители этого этноса (точнее этноэлита) будут иметь преференции на этой земле. Между тем, на этих территориях помимо чеченцев проживали и проживают другие этнические группы (те же ингуши), считающие эти земли своими. Хотелось бы напомнить, что в том же «спорном» Сунженском районе до начала 1990-х годов проживало порядка 20 тысяч русских. И это население было «традиционным» и «коренным» в той же степени, как и чеченцы, и ингуши, о чем говорят такие типично «вайнахские топонимы», как Нестеровская, Слепцовская, Ассиновская. Подобного рода «вайнахских топонимов» немало на территории всей Чечни (Червленная, Шелковская, Грозный — бывшая русская крепость Грозная и другие). Русское население Чечни небольшими группами проживает на этой территории с 1563 года (первое упоминание в источниках о терских казаках). Здесь немало могил тех, чьи потомки уже никогда не получат извинений со стороны и российского государства, и республиканской власти Чечни за то, что в начале 1990-х гг. были не по своей воле изгнаны за пределы республики, желающей сегодня вместо покаяния за грехи прошлого «расширять» жизненное пространство.
Во-вторых,
заявление Кадырова — это не требование оппозиционеров или
национал-радикалов. Весной этого года политические силы, оппозиционные президенту Ингушетии
Мураду Зязикову выдвинули требования вернуть в состав Ингушетии Пригородный район. Их требования и глава Ингушской республики, и федеральные власти расценили как националистические и экстремистские. Сегодня же
требование изменить карту Кавказа выдвигает политик, ассоциирующийся с Кремлем, позиционирующий себя как последовательный проводник курса президента
Владимира Путина.
Инициатива прозвучала. Ни один представитель федеральной власти никак не отреагировал на нее. Пусть главе государства не досуг разбираться с региональными руководителями. Не царское это дело. Но не праздный вопрос: полпред президента в Южном федеральном округе
Дмитрий Козак разделяет позицию
Рамзана Кадырова? Или у него другое мнение? Российская властная вертикаль снова хранит молчание, как и в случае с бороздиновской зачисткой, хасавюртовской эпопеей
Кадырова-младшего (столкновения его спецназовцев с дагестанскими милиционерами)…
По мнению депутата Госдумы от Чечни Ахмара Завгаева, известного своими взвешенными политическими оценками, «на Кавказе каждый квадратный метр дышит злобой. И территориальные претензии должны решаться очень осторожно». Между тем, чечено-ингушский территориальный спор имеет продолжительную историю. После «ичкерийской революции» и объявления «суверенитета Чеченской Республики» (1 ноября 1991 г.), две части некогда единой автономии избрали два разных пути политического развития — самопровозглашенная и не признанная международным сообществом «Чеченская республика Ичкерия» и Республика Ингушетия в составе РФ. В начале 1992 года граница между двумя республиками условно прошла по административным рубежам районов бывшей Чечено-Ингушской АССР. После выделения Чечни из единой автономии к ней отошли 11 районов (83% территории Чечено-Ингушской АССР), к Ингушетии — 3 района. Части территорий Малгобекского и Сунженского районов стали предметом спора между Чечней и Ингушетией. 24 июля 1993 году в Грозном президентом Ингушетии Русланом Аушевым и президентом непризнанной Чечни Джохаром Дудаевым был подписан договор «О принципах определения границ» между Ингушетией и Чечней. Однако претензии на спорные районы со стороны Чечни сохранились. При этом между сепаратистами и якобы пророссийскими политиками (тем же Доку Завгаевым) существовал консенсус по поводу «жизненного пространства» Чеченской республики.
После ввода российской армии и внутренних войск на территорию Чечни в 1999 году и прибытия в Ингушетию более чем 200 тыс. беженцев из соседней республики понятие границы стало еще более размытым. В марте 2002 года руководство Чечни обвинило ингушей в захвате земель и потребовало вернуть Чечне Малгобекский и Сунженский районы. И вот в декабре 2005 года — новая инициатива по «собиранию Чечни». Помимо Ингушетии территориальные претензии в дудаевские времена предъявлялись к Дагестану и к Грузии. Пойдет ли по стопам Дудаева Рамзан Кадыров — риторический вопрос. Тот факт, что фактический глава Чечни обвиняет дагестанские власти в покровительстве «международным террористам» наводит на мысль, что одной Ингушетией территориальные претензии Рамзана, скорее всего, не ограничатся.
Но даже одного чечено-ингушского спора будет достаточно, чтобы привести к масштабной дестабилизации. Давление со стороны кадыровской Чечни будет воспринято ингушской стороной, как очередное давление российской власти. Ничего не поделаешь, Рамзан Кадыров ассоциируется в массовом сознании жителей Кавказа с Владимиром Путиным и прокремлевской политикой (даже если это далеко от реального положения дел). На фоне не разрешенной проблемы Пригородного района новый территориальный фронт приведет к окончательной радикализации Ингушетии. В перспективе именно ингушское направление может стать главным вызовом российской политике. Или же Москва должна будет «сдать» ингушам Пригородный район в качестве размена за уступки Чечне. Но и это ход будет иметь катастрофические последствия. После бесланской трагедии авторитет федеральной власти в Северной Осетии низок как никогда. Между тем 7 декабря 2005 года на саммите министров иностранных дел ОБСЕ в Любляне Россия официально согласилась на грузинский план грузино-осетинского урегулирования. В переводе на простой язык это означает тихую сдачу Южной Осетии, что не добавит Кремлю лишних очков во Владикавказе. Это станет лишь очередным признанием слабости государства и его неготовности защищать своих союзников. Следовательно, Северная Осетия начнет «сосредотачиваться» впрок, на всякий случай, поскольку теперь от Москвы можно ожидать чего угодно. Даже если кадыровская инициатива будет успешно похоронена, как многочисленные проекты по созданию «Горской республики», сам факт выдвижения такого проекта, не осужденный Кремлем, заставит всех соседей Чечни на всякий случай проверить смазку своего АКМ. До Москвы далеко, а идея «поправить межу» может уже завтра начать воплощаться в жизнь, не организованно сверху, а стихийно снизу, как «гражданская инициатива» в кавказском исполнении…
Сергей Маркедонов, зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук