Соглашение между Россией и Украиной не снижает озабоченности региона вопросами энергетической безопасности

Соглашение между Россией и Украиной не снижает озабоченности региона вопросами энергетической безопасности

Соглашение между Россией и Украиной не снижает озабоченности региона вопросами энергетической безопасности

Несмотря на то, что Россия и Украина урегулировали свои разногласия по цене поставок газа, в Европе сохраняется беспокойство в связи с энергетической безопасностью. Стабильность поставок, возможно, отчасти зависит от непредсказуемого Туркменистана.

В сложном плане ценового урегулирования, выработанном Россией и Украиной, есть по меньшей мере два неясных пункта, считает большинство независимых экспертов. Во-первых, резко повышается роль туманной компании-посредника, которая должна стать единственным поставщиком газа на Украину. Во-вторых, сделка опирается на поставки из Средней Азии, особенно на газ, поступающий из Туркменистана, страны, энергетическая политика которой печально известна своим непостоянством.

По условиям рассчитанного на пять лет соглашения, российская госмонополия «Газпром» будет продавать газ посреднику, «РосУкрЭнерго», по цене 230 долларов за тысячу кубометров, т.е. именно по той цене, на которой ранее и настаивал «Газпром». Украина будет затем покупать газ у «РосУкрЭнерго» по 95 долларов за тысячу кубометров, т.е. почти в два раза дороже, чем она платила «Газпрому». «РосУкрЭнерго», принадлежащая «Газпромбанку» и швейцарской дочерней компании австрийского банка «Райффайзен», заявляет, что может платить за газ и выставлять другие цены, потому что будет также покупать газ по сравнительно низким ценам у среднеазиатских стран — Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. По словам украинского президента Виктора Ющенко, туркменский газ будет стоить примерно 50 долларов за тысячу кубометров.

Сделка вызвала недоумение самых разных людей. Сомнительная структуры и методы компании «РосУкрЭнерго» заставляют многих аналитиков считать, что это всего лишь фасад, за которым скрывается коррупция. Истинными владельцами компании, говорят некоторые хорошо осведомленные источники, являются высшее руководство в «Газпроме» и Кремле. Кроме того, за банком «Райффайзен», как сообщается, стоят не называемые украинские инвесторы. Сделка уже вызвала негативную политическую реакцию в Украине.

Еще один сомнительный аспект заключенной сделки, по словам аналитиков, — это предположение, что среднеазиатские страны будут продолжать служить надежным источником поставок по существующим предельно низким ценам. В то время как Казахстан и Узбекистан производят относительно мало газа, Туркменистан, на территории которого находятся огромные запасы газа, выказывает признаки недовольства существующими ценами на газ.

Туркменский лидер Сапармурат Ниязов, скорее всего, воспользуется диспутом между Россией и Украиной о цене на газ, чтобы выставить более высокую цену на туркменские энергоносители, считают некоторые эксперты. «Туркменистан теперь может привести России довод, что „если вы это делаете, то почему мы не можем“, и в одностороннем порядке повысит цены», — говорит Эдуард Полетаев, редактор казахстанского журнала «Мир Евразии».

В январе прошлого года Туркменистан ненадолго прекратил поставки в Россию и Украину, вступив с ними в спор о цене газа. Недавнее российско-украинское соглашение дает Ашгабату более сильные рычаги. Учитывая условия российско-украинского соглашения, считают аналитики, в следующие пять лет Киев попытается сделать все для сокращения объема российского импорта и увеличения доли более дешевых туркменских энергоносителей. Однако возникает трудный вопрос: как долго непостоянный Ниязов будет терпеть энергетическое статус-кво. Туркменское руководство уже заявило, что в 2007 г. страна может начать продавать газ по ценам мирового рынка.

Если Ниязов сочтет, что не способен добиться цен, которых, по его мнению, заслуживает Туркменистан в отношениях с Украиной и Россией, он всегда сможет отдать приказ о прекращении поставок. Если поставки прекратятся, Украина скорее всего продолжит отбор газа из трубопровода, и вероятно повторится ситуация первых дней 2006 г., когда европейские пострадали от дефицита газа, вызванного прекращением российских поставок.

По мнению многих европейских политических деятелей, газовый спор между Россией и Украиной обнажил глубокую зависимость Европы от России. Чтобы защитить это слабое место, говорят они, Европа должна заняться поиском других поставщиков газа и подумать об альтернативных видах топлива. Представители энергетических структур ЕС призывают к «ясной и более коллективистской политике» в сфере энергетической безопасности.

Турция, кандидат в члены ЕС, находится среди стран, которые в наибольшей степени зависимы от России. Анкара получает около 15 млрд. кубометров российского газа ежегодно, что составляет более 60% всего газопотребления в стране. Газ поступает по двум маршрутам: западному, через Украину, Молдову, Румынию и Болгарию; и проложенному по дну Черного моря трубопроводу «Голубой поток».

Поскольку транспортировка газа по «Голубому потоку» достигнет в ближайшие годы 16 млрд. кубометров, зависимость Турции от России резко возрастет, заявляет целый ряд турецких экспертов. Эта ситуация может создать трудности для внешней политики Анкары, особенно на Южном Кавказе и в Центральной Азии, где российские и турецкие интересы часто сталкиваются друг с другом.

В своем ежегодном обращении генерал Хильми Озкок, глава Генерального штаба Турции, подчеркнул значение энергетической безопасности для стратегических целей страны. Согласно недавнему сообщению ежедневной газеты «Радикал», турецкий Совет национальной безопасности также считает зависимость от российской энергии вопросом стратегической безопасности.

17 ноября, в день введения в эксплуатацию «Голубого потока», президент России Владимир Путин предложил построить второй черноморский трубопровод для транспортировки и газа и нефти. Этот маршрут мог бы повысить нынешнюю мощность с 3,7 млрд. кубометров газа до примерно 30 млрд. кубометров. Многие турецкие аналитики отнеслись к этому предложению с настороженностью. «Турция не может в столь сильной мере зависеть от одного-единственного поставщика энергии», — заявил Суат Киниклиоглу, глава анкарского отделения Фонда Маршалла (США). «Турецким властям следует еще подумать о диверсификации энергопоставок», — добавил он в статье, опубликованной газетой Turkish Daily News.

Игорь Торбаков, независимый журналист и историк, специалист по СНГ. Кандидат исторических наук (МГУ), доктор философских наук (Украинская Академия наук). Работал в Институте российской истории (РАН) в 1988–1997 гг. Приглашенный исследователь в Институте Кеннана (Вашингтон), фулбрайтовский стипендиат Колумбийского университета, приглашенный исследователь Гарвардского университета. В настоящее время живет и работает в Стамбуле (Турция).

Оценить статью
(0)