Операция

Операция

Уже на днях может быть сформировано новое правительство Казахстана. Гадать, кто войдет в новый состав, задача несложная: президент страны не раз подчеркивал, что доволен работой кабинета и не намерен делать глобальные кадровые перестановки.

Но из аппарата президента стали поступать сигналы, что, дескать, правительство ждут нешуточные перемены: будут и ротации, и новые назначения.

Шансов на то, что будет сменен глава правительства, практически нет, даже учитывая тот факт, что Даниалу Ахметову давно уже наступают на пятки молодые и продвинутые чиновники, с отличным образованием и, самое главное, имеющие хорошее представление, в каком направлении должна развиваться страна.

Причин для такой уверенности несколько. Во-первых, г-н Ахметов является своеобразным барьером для молодых и прытких, которым, впрочем, еще нужно набираться практического опыта. Он неплохо справляется с ролью «остужателя пыла» благодаря своей старорежимной закваске. Если убрать Ахметова, то есть некоторая вероятность того, что новые назначенцы будут мало просчитывать экономический и политический эффект своих шагов.

Во-вторых, при отставке Ахметова та же участь, по логике вещей, ожидает еще ряд чиновников первого звена, которые в силу небезграничного своего потенциала служат уже не более чем как клерки средней руки. Отправлять их на пенсию рано, понижать в должности поздно, а потому приходится учитывать их прежние заслуги. Конечно, их можно наделить дипломатическим статусом и отправить в почетную ссылку в какую-нибудь европейскую страну, но опыт показывает, что и там польза от них не такая уж большая.

Между тем правительство Ахметова — далеко не самое успешное из всех существовавших. Прежние кабинеты постоянно стояли перед непростым выбором. Проводить ту или иную реформу (пенсионную, жилищную и т.д.) или нет? Отбирать социальные льготы у населения или оставить? Брать ли деньги у международных доноров на погашение пенсионных и бюджетных долгов?.. Еще несколько лет назад таких дилемм перед прежними правительствами было немало. И каждый раз, принимая решение, исполнительная власть рисковала бесславно уйти в небытие, поскольку затрагивались социальные интересы миллионов граждан.

Благоприятная конъюнктура цен на углеводороды постепенно вывела казахстанскую экономику из коллапса, стал развиваться малый и средний бизнес, вернулось доверие к банковской системе. В стране появились деньги, и это самое главное. Для любого правительства любой страны это открывает прекрасные возможности для новых маневров. И вместо секвестирования социальных программ исполнительная власть может расширять их. 

«Доахметовский» период характерен тем, что в основном уже были завершены структурные реформы, которые проходили болезненно и прежним правительствам не добавляли лишних рейтинговых очков. При этом главы правительств не роптали, а когда начался экономический подъем, открыто признавали, что в этом нет их особых заслуг: все обусловлено благоприятной мировой конъюнктурой. «Ахметовский» же период запомнился тем, что именно на него пришлась основная масса популистских решений. Именно при нем возвращены многие утраченные гражданами социальные льготы, значительно повышены пенсии, зарплата бюджетников сдвинулась с мертвой точки. И его же кабинету досталась роль локомотива, двигающегося в стратегически важном направлении.

В портфеле правительства находится с десяток отраслевых программ, носящих долгосрочный характер. Но уже сегодня можно судить о качестве их выполнения. С точки зрения самого правительства, одна из главных программ — Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003–2015 годы - выполняется успешно.

Первый из трех этапов уже завершен, и правительство излучает оптимизм относительно достигнутых успехов. Как было заявлено на расширенном заседании правительства, состоявшемся в конце ноября прошлого года, темпы роста инвестиций в обрабатывающую промышленность уверенно опережают аналогичный показатель горнодобывающей промышленности.

Однако итоги 2005 года свидетельствуют о том, что рост обрабатывающей промышленности в прошлом году значительно замедлился. Это дает основания говорить о том, что обрабатывающий сектор пока не стал полноценным объектом для инвестиций. А без них вряд ли вторая часть инновационной стратегии выполнима, поскольку она прямо нацелена на увеличение несырьевого экспорта.

Трехлетняя программа развития агропромышленного комплекса, на которую ушло около 150 миллиардов тенге, закончилась, при этом ни одна из системных проблем АПК не решена: сельское хозяйство развивается преимущественно экстенсивным способом, низка диверсификация растениеводства, перерабатывающий сектор сельского хозяйства находится на низком уровне, парк сельхозтехники находится в плачевном состоянии.

А потому экспорт сельскохозяйственной продукции по-прежнему превышает импорт. Для страны, половина населения которого является сельским, данный уровень развития сельского хозяйства является критическим. Но вот что интересно — правительство не считает агропродовольственную программу провальной.

Еще одна болезненная точка — госпрограмма жилищного строительства. Рапорты чиновников довольно оптимистичны: столько-то тысяч квадратных метров сдано, план выполнен/перевыполнен.

На самом деле положение едва ли не драматичное. Государство обязалось построить дешевое жилье для малоимущих слоев населения, в том числе и бюджетников. Но эти категории граждан, как оказалось, не имеют возможности приобрести недвижимость даже по социальным ценам: они просто неплатежеспособны. Тем не менее, стройплощадки растут и расширяются, и государство вносит свой вклад в и без того стремительно развивающийся рынок жилья. Подобная непредусмотрительность может привести к перегреву рынка и, как следствие, к обвалу цен на недвижимость и банкротству строительных компаний, которые являются крупными налогоплательщиками.

Даже несмотря на эти уязвимые места, считают аналитики, Даниал Ахметов может вновь возглавить правительство. Его кабинет не раз был объектом острой критики, но за все время работы он предпочитал не ввязываться в публичную дискуссию и потому не стал объектом политического скандала (с некоторыми прежними премьерами это случалось). И хотя понятно, что ахметовское правительство не святое, но все же оно обладает серьезным козырем — в политическом плане считается благонадежным.

Но даже если Ахметов снова получит столь высокое назначение, оно вряд ли окажется долговременным. Дело в том, что последнее правительство зарекомендовало себя преимущественно как «порученческое». Г-н Ахметов на заседаниях правительства лишь раздавал задания, очень часто забывая позже спросить о результатах. Исполнительская дисциплина при этом оставляла желать лучшего.

Операция «Преемник» уже началась, и Даниалу Кенжетаевичу, вероятно, уже в 2006 году придется уступить свое кресло. Это может произойти в июне или в октябре (месяцы политической активности).

В качестве преемников в настоящее время аналитики называют несколько лиц: Келимбетова, Какимжанова, Мынбаева, Кушербаева, Марченко.

Возникает логичный вопрос: для чего требуется эта временная фора? Прямого ответа на него нет и, наверное, быть не может. Вероятно, главе государства в предвыборный период было не до решения судьбы правительства, а потому необходимо время, чтобы взвесить все «за» и «против» по каждому потенциальному претенденту на пост премьер-министра. Но то, что второй подобный срок правительства вряд ли пойдет на пользу государству, очевидно.

Казахстану явно требуется руководитель исполнительной власти с более жестким стилем управления и четким представлением стоящих перед ним задач.

Оценить статью
(0)