С 1 января 2006 года в России в полном объеме вступил в силу закон о монетизации льгот. Заключительные нововведения коснулись оплаты населением услуг ЖКХ, или, говоря другими словами, ликвидации «коммунальных» льгот. Вместо них соответствующим категориям граждан государство обещает перечислять субсидии. В декабре 2005 года исследовательский холдинг ROMIR Monitoring (http://www.rmh.ru) задал своим респондентам несколько вопросов о новом этапе реализации закона №122.
Во всероссийском опросе приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, в более чем 100 городах и населенных пунктах России, во всех федеральных округах. Выборка репрезентативна для взрослого населения России. Статистическая ошибка не превышает ±2,5%.
В ходе исследования р
еспондентам был задан вопрос: «Есть ли в Вашей семье человек (люди), получающие льготы?». Утвердительный ответ дали 37% россиян и отрицательный — 63%. Респондентам, в семьях которых есть льготники, был задан вопрос:
Каким образом этот человек (люди) сейчас получают положенные им льготы? (%)
Ответы на него распределились следующим образом (поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то итоговая сумма может быть не равна 100%):
Согласно полученным данным, чуть более половины российских льготников (55%) в 2005 году предпочли получать ежемесячную денежную компенсацию. Несколько чаще, чем по выборке в среднем об этом говорили жители Уральского федерального округа (77%), а также жители малых городов с населением менее 100 тысяч человек (67%).
Каждый второй опрошенный (51%) сказал, что выбор члена его семьи, относящегося к льготным категориям граждан, в прошлом году пал на получение социального пакета (включая льготные лекарства). Такой ответ несколько чаще, чем по выборке в среднем, давали жители Сибирского федерального округа (63%). Выбор в пользу социального пакета более характерен для льготников, проживающих в крупных городах и
В рамках исследования респондентам, в семьях которых есть человек (люди), получающие льготы, был задан вопрос:
Каким образом этот человек (люди) предпочли получать положенные им льготы в 2006 году? (%)
Ответы на него распределились следующим образом (поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то итоговая сумма может быть не равна 100%):
Как показали результаты исследования, год спустя после начала реформирования социальной сферы число льготников, настроенных миролюбиво к закону № 122, выросло. Как результат, две трети соответствующих категорий граждан (65%) предпочли в 2006 году получать ежемесячную денежную компенсацию вместо натуральных льгот. Причем, как и в прошлом году, наибольшее число льготников, выбравших денежные компенсации, было выявлено в Уральском федеральном округе — 84%. Несколько чаще, чем по выборке в целом, о получении денежного эквивалента в 2006 году говорили жители крупных городов с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек (75%). Такой ответ более характерен для обладателей начального образования (72%) и респондентов с низким уровнем дохода (74%).
Чуть более трети россиян (39%) сказали, что в 2006 году члены их семей, относящиеся к льготным категориям граждан, предпочли получать социальный пакет (включая льготные лекарства). Такой ответ несколько чаще, чем по выборке в среднем давали жители Сибирского федерального округа (53%). Таким образом, тенденция прошлого года подтвердилась и в этом году.
И, наконец, всем респондентам, принимавшим участие в опросе, был задан вопрос о новом этапе реализации закона о монетизации:
Знаете ли Вы о новом этапе реализации Закона о монетизации льгот, который в том числе предусматривает ликвидацию льгот по оплате ЖКХ, заменяя их выплатами субсидий?
Ответы на него распределились следующим образом:
Результаты опроса показали, что о новом этапе реализации закона № 122 ничего не знают четверо из десяти россиян (41%). Причем в Уральском федеральном округе две трети (66%) опрошенных ничего не слышали о монетизации льгот на оплату услуг ЖКХ — это самый высокий показатель по выборке. Исследование показало, что чем моложе респонденты, тем они менее информированы о нововведениях, вступивших в силу в 2006 году. Так среди молодых людей ничего не знают о новом этапе реализации закона о монетизации 59% респондентов, а среди пенсионеров — только 35%.
Хорошо информированы о вступивших в силу изменениях только 17% россиян. Причем среди жителей Сибирского федерального округа о своей осведомленности в данном вопросе сказали 26% опрошенных — это самый высокий показатель по выборке. Лучше всего информированы о новом этапе реализации закона № 122 респонденты в возрасте от 45 до 59 лет (21%), обладатели высшего образования (20%) и среднего уровня доходов (21%).
Еще 42% россиян
Если вернуться к опросам, которые ROMIR Monitoring проводил ровно год назад, сразу после вступления в силу закона о монетизации льгот, то мы увидим следующую картину. Более двух третей населения страны (68%) закон о монетизации не ободряли и не поддерживали, обвиняя в ухудшении благосостояния народа правительство (28%) в целом и ответственных чиновников в частности (25%). Противоположного мнения придерживались 28% россиян. Такое отношение к закону о монетизации привело в начале 2005 года к массовым акциям протеста среди льготников. И дело, как показала практика, было вовсе не в том, что закон был плох и непродуман. Непродуманной оказалась кампания по его разъяснению, вернее, ее практически полное отсутствие.
Информированность населения о новом этапе монетизации льгот и в частности об отмене льгот на оплату услуг ЖКХ, согласно данным последних опросов, так же низка, как и в прошлом году. Предположения о возможных народных волнениях напрашиваются сами собой.