В начале февраля мировые цены на нефть и нефтепродукты могут ощутимо взлететь вверх: 31 января в Вене члены ОПЕК, скорее всего, примут решение о снижении уровня добычи нефти. Они мотивируют свое намерение наметившимся понижением спроса на нефтепродукты.
Между тем общий тон большинства последних обзоров неизменен: в ближайшие годы ожидать существенного и долговременного снижения цен на нефть не приходится. Если, конечно, вдруг не грянет глобальный экономический кризис, вероятность наступления которого, впрочем, еще меньше удешевления нефти.
«Пять негритят»
The Wall Street Journal опубликовал крайне любопытную статью «Нефть: дивный новый мир», авторы которой называют «пять основоположников нового исторического максимума цен». Вот имена «злодеев»: политика ОПЕК, стремление нефтяных боссов получать сверхприбыли, не вкладывая средств в разработку нефти, нефтяная зависимость Китая и США и новая роль инвесторов на энергетическом рынке.
Заметим, что подлинной причиной кризиса является глобальная диспропорция, которая длится свыше четверти века: спрос на углеводороды постоянно опережает предложение.
ОПЕК не оставит нас без опеки
Очевидно, что организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) больше всех заинтересована в поддержании высокого уровня цен. Правда, с одной существенной оговоркой: чтобы они не привели к стагнации мировой экономики. На днях президент Венесуэлы (входит в первую десятку стран по добыче нефти) Уго Чавес в своем ежегодном обращении к парламенту страны сказал: «Мы всегда защищали стабильность цен и мы не хотим, чтобы цены поднялись до такого уровня, с которым мир не справится».
Правда, чуть позже венесуэльский министр нефти Рафаэль Рамирес заявил, что официальный Каракас готов поддержать предложение о снижении объемов добычи нефти. По его словам, это может произойти на предстоящей венской встрече стран ОПЕК.
Между тем еще в начале января президент ОПЕК Эдмунд Даукору успокоил мир: в ближайшее время спрос на нефть останется высоким, и потому нет необходимости в снижении объемов добычи нефти для сохранения цен. Напомним, что ранее члены ОПЕК договорились не изменять уровень добычи нефти. Оговорив, однако, что решение может быть пересмотрено на встрече в Вене 31 января 2006 г.
Короли «забурели»: не бурят!
Большинство западных политиков довольно резко обвиняют нефтяных королей в том, что они спровоцировали нынешний кризис, чрезмерно увлекшись краткосрочной выгодой. Дескать, они стригут купоны на росте цен, нисколько не заботясь о развитии своей отрасли.
В качестве яркого примера корпоративной алчности авторы статьи в The Wall Street Journal приводят деятельность генерального директора BP («Бритиш Петролеум») Джона Брауна. Именно он в 1996 году положил начало глобальным слияниям нефтяных компаний, мотивировав этот шаг существенным снижением расходов. К радости инвесторов, так оно и вышло, но зато привело к резкому падению инвестиций в разведку новых месторождений. В итоге добывающая отрасль оказалась неготовой к быстрому освоению нового сырца, когда подскочил спрос.
Как отмечает консалтинговая фирма Wood Mackenzie, раньше нефтяная отрасль регулярно замещала добытую нефть новыми находками, сейчас же, по ее оценкам, для полного замещения расходы отрасли на разведку должны увеличиться на 30 миллиардов долларов в год (более чем на 100 процентов!). К тому же отрасль утратила необходимое количество квалифицированных кадров.
Лорд Браун в свою очередь утверждает, что деньги, потраченные на поиск нефти, — это неадекватная мера, так как современные технологии дают нефтяным компаниям возможность зарабатывать больше другими способами.
«Сегодня это бизнес эффективности, мы должны максимизировать свободный денежный поток», — говорит он. И в доказательство своей правоты приводит тот факт, что ценовой бум вызвал приток инвестиций в BP и другие компании, которые в перспективе увеличат предложение.
Новые спекулянты
Тем временем деятельность крупных инвесторов и спекулянтов действительно стала новым серьезным фактором нефтяного кризиса. Как известно, нефтяные фьючерсные контракты появились в 1983 году
В связи с тем, что запасы углеводородов ограниченны и практически все, как один, аналитики предсказывают неуклонный рост цен на них в будущем, привлекательность инвестиций в этот сектор (особенно в долгосрочном плане) стала котироваться очень высоко. Даже пенсионные фонды, известные своей консервативностью, видят в энергоносителях главную альтернативу низкодоходным облигациям и дорогим акциям.
К примеру, только в этом году инвесторы вложили около 70 млрд. долларов в инструменты, привязанные к индексам товарных рынков (данные Goldman Sachs)! А пять лет назад эта цифра едва достигала 10 млрд. Обратим внимание на следующую знаковую цифру: уже сейчас внеотраслевые игроки занимают 15 процентов финансовых рынков, связанных с мировыми поставками нефти!
Поэтому дополнительный спрос со стороны новых инвесторов может еще выше поднять цены.
«Мы с тобой два берега у одной реки»
В последнее время многие западные аналитики винят в нефтяном кризисе Китай. Дескать, эта страна, бурно развиваясь, вслед за США потребляет все больше нефтепродуктов. Действительно, на долю Китая приходится около 40 процентов увеличения мирового спроса на нефть в последние четыре года. Средний класс нашего южного соседа стал активно покупать автомобили (сегодня по дорогам Поднебесной колесит 27 млн автомашин), превратив КНР во второго после Америки потребителя бензина. По прогнозам китайского правительства, к 2010 году число автомашин удвоится.
Согласно докладу «Состояние
Однако нужно понимать, что обвинять эти две азиатские державы в том, что они, бурно развиваясь, истощают запасы нефти, так же некорректно, как, к примеру, требовать от Штатов снизить свою долю в мировой экономике (около 30 процентов). Суть же проблемы в том, что в условиях высоких цен на энергоносители, без развития энергосберегающих технологий экономика любой страны рано или поздно столкнется с проблемой низкой рентабельности. И как следствие, приведет к системному кризису.
Кстати, не так давно в западной печати появилась сенсационная статья, в которой на полном серьезе утверждалось, что нынешний рост цен на нефть — не что иное, как заговор США против Китая! Объяснение приводилось следующее: в КНР на выпуск единицы продукции тратится в среднем примерно в три раза больше энергии, чем в Штатах. И посему, дескать, поддерживая высокие цены на нефть, Штаты хотят затормозить экономическое развитие своего главного конкурента в мире.
В то же время немало и тех, которые винят сами Штаты за то, что они
Для Казахстана —