Резкое повышение энергетическим гигантом «Газпром» цен на газ вызвало беспрецедентные дебаты в Армении по вопросу о стратегическом партнерстве с Россией.
22 января, когда в результате взрывов были повреждены проходящие через Грузию газопроводы, которые связывают Россию с Арменией, армянский и российский президенты Роберт Кочарян и Владимир Путин встретились в Кремле, чтобы подтвердить верность военному и политическому союзу между двумя странами. Встреча состоялась после обнародования планов российской государственной компании «Газпром» повысить цены на газ для Армении с 56 до 110 долларов за тысячу кубометров. Армянские власти выразили недоумение в связи с тем, что «Газпром» объявил об этом решении, принятом в декабре 2005 г., уже после утверждения госбюджета Армении на 2006 г. Давний союз между двумя странами, казалось, предполагал, что повышение цен не должно коснуться Армении или что, по крайней мере, страна будет предупреждена об этом заранее. Армения получает весь газ из России, которая контролирует также, по оценкам, 70% армянской энергосистемы.
Но хотя, как сообщается, цены на газ и обсуждались на встрече президентов, это не нашло отражения в официальных заявлениях двух лидеров.
Пока что цены на газ заморожены до апреля 2006 г., и переговоры между Арменией и «Газпромом» продолжаются. Однако власти заявляют, что цены на газ будут в лучшем случае ниже, чем у соседей — Грузии и Азербайджана. Ожидается, что окончательно решение будет принято к середине февраля.
Между тем возникшие разногласия привели к дебатам по вопросу о союзе между Арменией и Россией. Выступая 13 января по телеканалу «Кентрон ТВ»,
Официальный представитель армянского президента позднее опроверг сообщение российской ежедневной газеты «Коммерсант» о том, что стремление снизить цены на газ вынудило Кочаряна во время встречи с Путиным предложить последнему 45% акций планируемого газопровода в Иран.
Внимание было обращено также на российскую военную базу в Гюмри, в 100 км от Еревана, куда выводятся российские вооружения из двух недавно закрытых баз в соседней Грузии. Соглашение от декабря 2005 г., подписанное Арменией и Россией, предусматривает расширение базы, аренда которой Россией не оплачивается.
В ходе состоявшейся 20 января публичной дискуссии Тигран Карапетян, лидер Народной партии и владелец популярного телеканала АЛМ, заявил, что российские войска в Армении «не защищают нашей границы [с Турцией]. Им просто нужна здесь военная база, и они ее имеют».
Несколько политиков, включая спикера парламента Артура Багдасаряна, считают, что Армении следует взимать с России арендную плату за базу в ответ на повышение цен на газ. Однако министр обороны Серж Саркисян выступил против таких предложений. «По условиям действующего соглашения, мы получаем больше [от России], чем даем», — сказал он 26 января на
Повреждение 22 января трубопроводов, снабжающих газом Грузию и Армению, придало дебатам новый импульс. Позиция, занятая грузинским президентом Михаилом Саакашвили, а именно что взрывы были устроены для защиты интересов России на Южном Кавказе, была подхвачена некоторыми СМИ. Газета «Айкакан жаманак» написала, что совпадение по времени взрывов с визитом Кочаряна в Москву на открытие в России «Года Армении» не было случайным.
Во время кризиса Армении пришлось задействовать резервные запасы газа. 30 января газ вновь начал поступать по трубопроводу, соединяющему Россию и Армению и проходящему по территории Грузии.
Заявление 16 января представителя «Газпрома» Дениса Игнатьева по Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», что Армении была бы предложена более низкая цена, согласись она на одно из предварительных условий России, лишь усилило впечатление, что Москва хотела извлечь выгоды из повреждения трубопроводов. Предварительные условия, по словам Игнатьева, включали предоставление России пакета акций
Это заявление вызвало негодование высокопоставленного представителя армянского правительства. «Думаю, что решение ‘Газпрома’ наносит ущерб стратегическому партнерству между Арменией и Россией», — заявил 18 января ежедневной газете «Айоц ашхар» советник президента по национальной безопасности Гарник Исагулян. По сообщению газеты, Исагулян сказал, что российская позиция по ценам на газ может привести к смене ориентации Армении — отходу от России и сближению с Западом.
Политики, многие из которых известны своей пророссийской позицией, отреагировали аналогичным образом. Бывший
Хосров Арутюнян, лидер партии
Однако министры кабинета, похоже, не разделяют мнения, что Армения должна отказаться от политического и военного сотрудничества с Россией в случае повышения цен на газ. «Наши отношения с Россией носят стратегический характер», — заявил 16 января репортерам министр иностранных дел Армении Вартан Осканян. «Нет необходимости изменять наши отношения
Однако, несмотря на все заявления России, немногие армянские граждане считают, что повышение цен вызвано экономической необходимостью. Более 75% из 1000 респондентов в пяти армянских городах сообщили, что изменят к худшему свое отношение к России, если «Газпром» поднимет цены на газ для Армении, согласно опросу, проведенному в середине января Центром социальных исследований Yelk и широко освещенному в армянских СМИ. Впрочем, подавляющее большинство опрошенных — почти 80% — заявили, что не верят, что цены на российский газ для Армении будут повышены в два раза.