Как известно, во второй декаде февраля в Баку прибудет с официальным визитом президент России Владимир Путин. В ходе этого визита предполагается подписание ряда важных двусторонних документов по широкому спектру двустороннего сотрудничества.
В повестке дня визита значится много вопросов. В частности, предполагается проведение национальной выставки, заседание российско-азербайджанского экономического форума. 20 февраля намечено проведение заседания межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.
Напомним, еще 19 января заведующий отделом внешних связей исполнительного аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов заявил СМИ, что объявление 2006 года Годом России в Азербайджане можно оценить как один из этапов сотрудничества между двумя странами. И тогда же он сказал, что в связи с началом Года России в Азербайджане президент РФ Владимир Путин совершит визит в Баку и примет участие в открытии мероприятий.
А 24 января находившийся на тот момент в Баку вице-премьер министр обороны РФ Сергей Иванов в ходе встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым заявил, что в России начата подготовка к визиту в Азербайджан президента РФ Владимира Путина. Он отметил, что визит российского президента планируется на третью декаду февраля текущего года, когда в Баку состоится торжественная церемония открытия Дней России в Азербайджане (РИА «Новости»).
Безусловно, все эти нюансы приезда Путина абсолютно понятны с точки зрения поступательно развивающихся отношений между соседними странами. Однако вызывают законные сомнения некоторые моменты, на фоне которых этот визит готовится. Вспомним, 19 января со срочным визитом в Москве побывал президент Армении Роберт Кочарян. И, судя по сообщениям российских СМИ, основной темой его переговоров с В.Путиным было именно состояние переговорного процесса вокруг Нагорного Карабаха. Известно, что после 10 февраля в Париже состоятся непосредственно переговоры между Ильхамом Алиевым и Робертом Кочаряном. А уже ближе к 20 февраля в Баку прибудет Путин. Являются ли все эти события случайными совпадениями, или все-таки верны догадки некоторых наблюдателей о том, что в последнее время Москва, опасаясь растущего западного влияния на Южном Кавказе, стремится играть гораздо большую роль в вопросе решения нагорно-карабахского конфликта, несмотря даже на то, что она и без того обладает сопредседательством в МГ ОБСЕ?
Ответ на этот вопрос «Эхо» попыталось получить с помощью независимых отечественных политологов.
Лидер Гуманистической партии, политолог Октай Атахан полагает очень маловероятным то, что обсуждение карабахского вопроса между Алиевым и Путиным станет главной причиной визита президента РФ в Азербайджан. «Карабахский вопрос будет скорее проходным во время встречи, каким-то косвенным. Да и затронут эту проблему, по-моему, скорее ради проформы. На самом деле более важными вопросами для президента России сейчас являются проблема ядерного комплекса Ирана, отношения ИРИ с Израилем и с США. Я думаю, что Россию в нашем регионе сегодня больше волнует возможность проникновения войск США на территорию Азербайджана, и, соответственно, создания угрозы Ирану с наших территорий. Что же касается Карабаха, то у России последние 15 лет сохраняется в этом вопросе устойчивая позиция, которую они неоднократно озвучивали и прямо, и косвенно. Так что мне кажется, что ничего нового Путин в этом вопросе Азербайджану предложить не может, потому что с его стороны это стало бы отходом от каких- то своих национальных интересов. У Москвы есть большой интерес к тому, чтобы наконец разрешился нагорно-карабахский конфликт, но, конечно же, не в нашу пользу. Потому что такой вариант предполагает однозначный вывод армянских войск со всех оккупированных территорий».
«Для нас решение вопроса Карабаха — это, конечно, первостепенный приоритет, — говорит известный политолог Расим Мусабеков. — Во всяком случае хочется думать, что этот момент полностью занимает помыслы руководства Азербайджана. Это очень важно для нашего общества. Но я не думаю, что это такая уж важная проблема для Путина, чтобы он выстраивал свой визит только из расчета на то, чтобы как-то повлиять на решение или нерешение карабахского конфликта. То есть этот вопрос более важен для нас, чем для России. Скорее всего для России это один из вопросов, которые, безусловно, будут обсуждаться в ходе визита, но более важными для этой страны, на мой взгляд, являются вопросы взаимодействия на Каспии, аспекты, связанные с напряженностью вокруг Ирана, развитие двусторонних экономических отношений. Так что думать, что Путин подгадал свой визит в Азербайджан именно в связи с проблемой карабахского конфликта, я думаю, было бы большим преувеличением».
Политолог Зардушт Ализаде считает, что позиция России по отношению к армяно-азербайджанскому конфликту абсолютно ясна, «и она доказана многолетней практикой — это консервация конфликта и управление регионом через управляемый конфликт. И Армения, и Азербайджан висят на веревочке Карабаха. Менять тактику Россия не собирается. Москва сейчас пытается добиться в Баку каких-то экономических льгот для своего бизнеса. А в России крупный бизнес в основном близок к президенту. В Азербайджане им есть что брать. И наверняка русские приходят сюда для того, чтобы застолбить за собой какой-то участок, может быть, „впарить“ какое-то оружие, которое нам не нужно, забрать под свой контроль какую-то прибыльную сферу экономики. И это нормально. Любое демократическое государство заботится о своем бизнесе, и Путин тоже начал это. Россия уже поставила на колени Армению и Азербайджан через карабахский конфликт, а теперь Путин приезжает, чтобы создать здесь для своих людей условия для получения прибыли. А то, что Кочарян ездил в январе в Москву, — его вызвали для того, чтобы сказать, мол, держись, ни шагу назад от своей неконструктивной позиции, на Запад не реагируй, шаг назад — шаг вперед и мы тебя расстреляем как тех, кто захотел действовать в Армении самостоятельно».