Европа

Европа

На прошлой неделе на Парламентской Ассамблее Совета Европы в очередной раз обсуждалась ситуация с правами человека в Чечне. В принятых по результатам дискуссии резолюции и рекомендациям к Комитету Министров ПАСЕ констатировала, что грубые нарушения прав человека в республике продолжаются, виновные остаются безнаказанными, а Комитет Министров не достаточно эффективно реагирует на этот серьезнейший вызов для всего европейского сообщества. Ведущие правозащитные организация, включая ПЦ «Мемориал» и Международную Хельсинкскую Федерацию, удовлетворены принятыми на Ассамблее документами, но сомневаются, что они окажут реальное влияние на политику российских властей в регионе конфликта.
25 января 2006 года в первой половине дня на Парламентской Ассамблее Совета Европы состоялась дискуссия о ситуации с правами человека в Чечне. В рамках дискуссии рассматривался доклад Комитета ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека «О нарушениях прав человека в Чечне в аспекте ответственности Комитета Министров Совета Европы перед Ассамблей», а также проект соответствующей резолюции. Вынесенные на заседание Ассамблеи документы были подготовлены Рудольфом Бидингом (Германия), который в течение последних лет выполнял функции докладчика по правам человека в Чечне, регулярно посещал республику и тесно сотрудничал с российскими правозащитными организациями, работающими в регионе конфликта (ПЦ «Мемориал», Центр «Демос», Московская Хельсинкская группа и др.). В конце прошлого года Биндиг вышел на пенсию и остался в Ассамблее исключительно на правах «почетного члена». Таким образом, позицию Комитета по правовым вопросам и правам человека на дискуссии 25 января представлял Эрик Юргенс (Нидерланды).
В Резолюции 1479 (2006), проект которой был принят Ассамблеей с рядом поправок, подчеркивается, что ситуация с правами человека в Чечне остается неудовлетворительной: в республике продолжаются грубые и массовые нарушения прав человека и преобладает климат безнаказанности. Особое внимание уделяется преследованию адвокатов и заявителей в Европейский Суд по правам человека. (Отметим, что совсем недавно, в ночь на 30 декабря 2005 года, был незаконно задержан Мехти Мухаев, уроженец села Зумсой Итумкалинского района ЧР и член семьи заявителей в Европейский суд по правам человека. По информации ПЦ «Мемориал», с момента задержания и вплоть до 25 января он подвергался пыткам и жестокому обращению с целью фабрикации уголовного дела.)
В резолюции указано также на то, что Комитету Министров необходимо занять более активную позицию по Чечне, уделять этому конфликту пристальное внимание. Более того, «Ассамблея опасается, что отсутствие эффективной реакции со стороны исполнительного органа Совета Европы на самую серьезную проблему в области прав человека из всех, вставших на сегодняшний день в государствах-членах Совета Европы, подрывает доверие к самой Организации [к Совету Европы]».
Российская делегация в прениях настаивала, что ситуация в Чечне развивается очень динамично, и ряд изменений к лучшему налицо: недавно избран парламент, число похищений за первые девять месяцев 2005 года составило «всего 65 человек, т.е. по сравнению с предыдущим периодом сократилось вдвое», наблюдается определенное улучшение и в социальной сфере. Российские парламентарии подчеркивали, что в Чечне нет войны, а есть исключительно «терроризм в массовых масштабах» и борьба с этим терроризмом.
В частности, Леонид Слуцкий (ЛДПР) указал, что Биндиг даже не упомянул недавние парламентские выборы, хотя сам на них присутствовал и на тот момент не высказывал критических замечаний, и его общий подход к ситуации неконструктивен. Константин Косачев («Единая Россия», глава Международного Комитета ГД РФ) посетовал, что Бидинга при составлении доклада не консультировался с чеченскими властями и ориентировался только на информацию определенного толка, игнорируя имеющийся позитив. По мнению Косачева, это привело к тому, что доклад, а затем и резолюция «сыграют на руку силам, желающим дестабилизации в Чечне». А у одного из российских делегатов, Ахмара Завгаева (Совет Федерации РФ), даже возникло подозрение, что Биндинг «симпатизирует террористам».
Российская делегация настаивала, что Россия хочет работать в Совете Европы, но, как это определил депутат Гребенников («Единая Россия»), «не в качестве мальчика для битья, а как равноценный партнер». В целом, по сравнению с предыдущими дебатами Ассамблеи по Чечне, состоявшимся в начале октября 2004 года, дискуссия была менее серьезной и напряженной. Тогда российские делегаты пытались внести поправки буквально в каждый параграф проекта резолюции (#1403 (2004)) и жестко отстаивали свою точку зрения. На этот же раз число предлагаемых поправок было не очень велико, а в качестве главного оратора с российской стороны выступал Владимир Жириновский (ЛДПР), способный одним своим словом превратить самое значимое обсуждение в фарс.
Жириновский рассуждал о том, что немец в принципе не может писать доклад о Чечне, так как чеченцы – горцы, а в Германии нет горских народов, и значит докладчик не в курсе горских традиций, к которым «евростандарты» неприменимы. Он настаивал, что проблему Чечни нельзя урегулировать: «Скажите как, дайте рецепт! Это же горский народ. Это проблема еще на 50 лет. Где с горским народом урегулировано? Вон, Турция с курдами уже 50 лет воюет…». Напоследок, Жириновский высказал уверенность, что не было бы гор, не было бы и проблемы, и обратился к Ассамблее с пламенным призывом «заняться географией и темой», где «тема это – терроризм, а география – это Чечня и Ближний Восток». Естественно, на подобные предложения европейские парламентарии даже не считали нужным реагировать.
Пожалуй, самым драматическим событием дебатов по Чечне стало обсуждение поправки №12, предложенной членам Ассамблеи Кристосом Пургуридесом (Греция), Лидии Эрр (Люксембург), Уолтером Ристером (Германия) и другими. Они сочли необходимым внести в параграф резолюции, где говорилось о важной роли правозащитных организаций в продвижении демократических процессов и борьбе с безнаказанностью, следующее ключевое дополнение: «Ассамблея выражает озабоченность тем, что недавно принятый закон о правовом статусе гражданских организаций не удовлетворяет стандартам Совета Европы. Ассамблея также озабочена сообщениями об административном и судебном преследовании некоторых неправительственных организаций».
Российская делегация на этот раз поистине жестко настаивала на неприемлемости такой поправки и даже получила поддержку Андреаса Гросса (Швейцария), бывшего докладчика по политическим вопросам в Чечне, на сегодняшний день отвечающего за организацию круглых столов о политической ситуации в республике под эгидой Ассамблеи. Но, не смотря на все возражения, большинством голосов эта поправка была принята. Таким образом, 25 января Ассамблея официально признала – новый российский закон об общественных организаций не соответствует европейским стандартам. Глава российской делегации Константин Косачев был возмущен таким развитием событий. Он заявил корреспонденту Радио Свобода, что внесение такого пункта в резолюцию по Чечне, особенно в ситуации, когда уже назначено отдельное обсуждение Ассамблеей пресловутого закона, является оскорблением для России и позором для Совета Европы.
В целом, принятая на сессии ПАСЕ Резолюция 1479 (2006) по Чечне удовлетворяет правозащитников. Оценка Ассамблеей современной ситуации в республике взвешена и адекватна, а рекомендации Комитету Министров, в частности, предложение возобновить прекращенный мониторинг прав человека в республике и призвать Российскую Федерацию исполнить меры индивидуального и общего характера, предписанные Европейским Судом в решениях по «чеченским» делам, и без промедления придать гласности доклады Комитета против пыток по России, включая составленные по результатам посещений Чечни – обоснованы и необходимы. В то же время, как охарактеризовал ситуацию Директор Международной Хельсинкской Федерации Аарон Роудс: «Это замечательно, что члены ПАСЕ признают всю серьезность кризиса в Чеченской Республике и его значимость для всего европейского сообщества, но выполнит ли Россия необходимые шаги – это отдельный вопрос, вопрос будущего».
Надежда на то, что эти рекомендации будут реализованы невелика. В прошлом ПАСЕ принимала не менее - и даже более - жесткие резолюции по Чечне, но Комитет Министров не следовал рекомендациям Ассамблеи. И нет оснований полагать, что исполнительный орган Совета Европы прислушается к парламентариям в данном случае. Кроме того, к сожалению, Российская Федерация сегодня отдает себе отчет в том, что вопрос о ее председательстве в Совете Европы – дело решенное, и что бы ни говорила Ассамблея, в мае Россия встанет во главе этого джентльменского клуба, получив, таким образом, дополнительную легитимацию в качестве государства демократического.

Полная версия статьи автора, опубликованной на сайте британского Института по освещению войны и мира (www.iwpr.net

Оценить статью
(0)