Что же нам делать с такой армией?

Что же нам делать с такой армией?

Что же нам делать с такой армией?

С некоторых пор проблема дедовщины в российской армии стала не только поводом для уклонения от службы в ней молодых людей, но и причиной массовых манифестаций различных движений и партий с целью добиться отставки руководства Минобороны. Если генералы не могут навести порядок в подведомственных им воинских подразделениях, если там из-за жесткого обращения гибнут молодые солдаты, о какой боеготовности армии, и ее обороноспособности можно говорить?

10–13 февраля 2006 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Ответы приводятся в процентах вместе с данными аналогичных опросов, проведенных ранее. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.

 

Хотели бы вы, чтобы ваш сын, брат, муж или другой близкий родственник служил сейчас в армии? Если нет, то почему?

                             Варианты ответа

1998г

2000г

2002г.

2004г.

2006г.

Да, хотели бы

  13 

   19 

 22 

 20 

 24 

Не хотели бы

  84 

    75 

72 

77 

69 

 В том числе из-за:(возможен выбор нескольких вариантов ответов тех, кто не хотел, чтобы служили)

-"дедовщины", неуставных

  отношений, насилия в армии

  40 

   34 

35 

 42 

    49 

-гибели/ранения в конфликтах типа чеченского

  30 

   48 

44 

42 

  32 

-бесправности и унижений военнослужащих

   20 

   18 

19 

23 

  24 

-морального разложения, пьянства и наркомании

   19 

   15 

16 

13 

    16 

-развала армии, безответственной политики

  властей по отношению к армии

   25 

   21 

20 

21 

 16 

-тяжелых бытовых условий, плохого питания,

  опасности для здоровья

   21 

   27 

23 

24 

   14 

-криминализации армии, втягивания

  военнослужащих в уголовные дела

   15 

   12 

10 

10 

    10 

-годы, проведенные в армии — потерянное время

   11 

   

  

-по другим причинам

   

   

     

-не хотели бы, но не могут назвать причин

   

   

     

 Не могут сказать, хотели бы или нет

   

  

 

 

Если бы кто-то из членов вашей семьи подлежал призыву в армию, вы бы предпочли, чтобы он прошел службу в армии — или стали бы искать способ избежать службы в армии?

             Варианты ответа

2005год

2006год

 Предпочли бы, чтобы он прошел службу в армии

52 

34        

 Стали бы искать способ избежать службы в армии

39 

53 

 Затруднились ответить

13 

 

С какой из следующих точек зрения по поводу так называемой

«дедовщины» в армии вы бы скорее согласились?

1.Это «болезнь» всей армейской системы, требующая

   скорейшей и кардинальной реформы в армии

49 

2.Подобные случаи издевательств одних людей над

    другими встречаются и в гражданской жизни — и 

   должны таким же образом преследоваться по закону

27 

3.Это неизбежное следствие негативных и разрушительных

   процессов, которые идут в нашем обществе в течение

   последних 20 лет, с которыми бессмысленно бороться

13 

4. Это необходимый инструмент поддержания дисциплины и 

  воинского воспитания, а его негативные последствия

  чрезмерно преувеличены средствами массовой информации

  Затруднились ответить

Как вы считаете, насколько широко распространены сейчас в армии "дедовщина" и издевательства офицеров и старослужащих над молодыми солдатами?

 В большинстве воинских частей

50 

 Повсеместно

32 

 К небольшом количестве воинских частей

12 

 Единичные случаи

Затруднились ответить

 

Кто, прежде всего, виноват в распространении «дедовщины» в армии?

1.Вся армейская система в целом

46 

2.Офицеры и прапорщики

26 

3.Те, кто развалил мораль и военно-патриотическое  воспитание молодежи

14 

 4."Старослужащие" солдаты предыдущих призывов

     Затруднились ответить

   

Какая из следующих точек зрения об отношении большинства офицеров к «дедовщине» наиболее верна?

1.Офицеры не только поддерживают «дедовщину»,

    но и сами чинят произвол и насилие

38 

 2.Офицеры не обращают на «дедовщину» особого внимания

29 

3."Дедовщина" используется офицерами для  поддержания дисциплины

23 

4."Дедовщина" осуждается и преследуется офицерами

      Затруднились ответить

 

Что следует сделать, чтобы искоренить «дедовщину» в армии?

(Возможен выбор нескольких вариантов ответа)

1.Ужесточить наказания за нарушения воинской

дисциплины, вернуть в войска гауптвахту

38 

2.Создать военную полицию, которая бы следила

за соблюдением законности и порядка в армии

33 

 3.Сделать армейскую жизнь более открытой для общества,

обеспечить реальный общественный контроль порядков в 

армии со стороны прессы,  правозащитников, солдатских матерей

32 

 4.Отказаться от призыва на воинскую службу и 

формировать армию только на контрактных началах

28 

5.Улучшить бытовые и жилищные  условия солдат и офицеров

27 

6.Распускать воинские части, в которых существует «дедовщина»,

лишать званий и отдавать под суд их командиров

19 

7.Ввести в армии священнослужителей

12 

8.Ликвидировать российскую армию в ее нынешнем виде и создать заново

9.Отказаться от казарменного способа размещения войск

Другое

 Искоренить «дедовщину» невозможно, поскольку все российское общество опирается на насилие и жестокость

  Затруднились ответить

Кому должна подчиняться военная полиция?

Должна быть полностью независимой

44 

 Должна подчиняться Министерству обороны

  24 

 Должна подчиняться гражданским властям

  15 

 Затруднились ответить

17 

  

В течение последних недель обнародовано множество вопиющих случаев издевательств над солдатами в армии, которые до этого скрывались руководством воинских частей. Кто должен понести ответственность за случившееся?

(Возможен выбор нескольких вариантов ответа)

Офицеры, командование этих частей

78 

«Старослужащие» — организаторы этих издевательств

51 

Министр обороны, руководство вооруженных сил

31 

Президент России (как Верховный главнокомандующий)

10 

Затруднились ответить

Должен ли министр обороны Сергей Иванов в связи с этим подать в отставку — или оставаться на своем посту и постараться насести порядок в армии?

Должен оставаться на своем посту и 

постараться навести порядок в армии

72 

Должен подать в отставку

17 

 Затруднились ответить

11 



Военную полицию вызывали?
К этому вопросу очень скоро привыкнут в гарнизонах российской армии

Уже известно, что в составе Министерства обороны РФ появится военная полиция. Госдума согласилась с таким решением, так что законодательная поддержка ему обеспечена. О необходимости создания военной полиции в стране говорили давно, а в ГД еще с 90-х гг. находится проект специального закона. Вновь вернуться к этой проблеме руководство государства и армии заставила трагедия рядового Андрея Сычева, искалеченного «дедами» — сослуживцами по батальону обеспечения учебного процесса Челябинского высшего командного военного училища. В этом диком случае зверского издевательства над солдатом-первогодком отразились многие нынешние проблемы с воинской дисциплиной. Неслучайно 31 января на пресс-конференции в Кремле президент Владимир Путин счел нужным обратить внимание, что контроль над соблюдением законности в Вооруженных Силах будет ужесточен, планируется качественное улучшение этой работы, включая создание военной полиции.

В мировой практике использование такой специфической структуры, как военная полиция (ВП), достаточно распространено. Во всяком случае, практически все страны — члены НАТО имеют подобную структуру, а кое-где даже в виде отдельного рода войск. Создана она и во многих государствах СНГ. Структура, численность, комплектование личным составом полиции определяют ее роль в системе государственных и военных органов, а также характер заданий.
История свидетельствует, что основателями аналога нынешней ВП стали англичане, создав еще в 1511 г. специальные формирования для поддержания дисциплины среди солдат. Изначально подразделения военных полицейских боролись с мародерством, вылавливали дезертиров и противостояли другим военным преступлениям. Через два столетия опытом британцев воспользовался их противник — армия североамериканских колоний, восставших против английского правления.
В странах бывшего СССР к такому опыту вынудило обратиться реальное состояние дел с соблюдением законности в войсках, количество совершенных правонарушений, а также те ресурсы, которые затрачиваются для противодействия этим негативным явлениям, причем часто в ущерб выполнению основного предназначения.
Уже признано, что и в российской армии действующая система профилактических мероприятий по предотвращению правонарушений остается недостаточно эффективной и неспособной обеспечить достаточный уровень воинской дисциплины и правопорядка в войсках, в том числе в борьбе с «дедовщиной». Актуальными также остаются вопросы сохранности государственного и военного имущества (военные преступления на этой почве достигают 20%), не прекращаются случаи хищения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, нарушения уставных правил несения службы. Проблемой остается предупреждение такого негативного явления, как уклонение от военной службы (10–15%).
С другой стороны, в ВС России фактически уже существуют структуры, которые выполняют функции ВП, — военные комендатуры, гауптвахты, дисциплинарные части, подразделения комендантской и гарнизонной служб, военная автомобильная инспекция и т.п. Помимо штатного личного состава, для выполнения этих задач привлекается много военнослужащих, которые выполняют их не по прямому служебному назначению (дознаватели, патрульные, гарнизонные караулы, нештатные инспекторы ВАИ и т.д.). Но современные реалии требуют появления высокоэффективной, рациональной структуры подразделений военной полиции, которые по уровню своей подготовки, технической оснащенности, имея четко определенный статус, правовые основы и принципы деятельности, права и обязанности, социальную и правовую защиту военнослужащих, будут способны содействовать решению проблем правопорядка и дисциплины.

Мировой опыт

Несмотря на важность решаемых задач, численность ВП обычно является незначительной к общему составу военнослужащих. Так, в Вооруженных Силах Украины (ВСУ) она составляет 1,5%, в Великобритании и Канаде — 2%; в США — 3–4%, во Франции — до 10%. Военная полиция, как правило, имеет следующие основные направления деятельности:
- обеспечение правопорядка и поддержание воинской дисциплины, расследование и предотвращение преступлений;
- охрана объектов и несение патрульной службы;
- обеспечение безопасности дорожного движения военных транспортных средств;
- противодействие терроризму;
- обеспечение миротворческой деятельности войск.
В военное время ВП также осуществляет охрану и оборону командных пунктов, ведет разведку и охрану тылового района, регулирует движение, выполняет контроль за перемещением беженцев, выявляет дезертиров, проводит интернирование гражданских лиц и т.д. Одна из задач военно-полицейского обеспечения войск в ходе боевых действий — оказание помощи командирам в рамках своей компетенции в принятии решений в боевой обстановке. Подразделения ВП обычно располагаются как в зоне боевых действий, так и в тыловых районах. Их численность и размещение на ТВД зависят от факторов, определяющих характер конфликта, например от того, ведутся боевые действия коалиционной группировкой или одной стороной. Кроме того, подразделения ВП могут выполнять отдельные боевые задачи тактического характера. В этой связи многие эксперты отмечают значительно возросшую роль ВП в качестве одного из действенных и эффективных компонентов воинских контингентов, предназначенных для выполнения миротворческих задач.

Еще раз отметим, что ВП играет значительную роль в поддержании правопорядка в армиях ведущих стран НАТО, совместно с другими правоохранительными органами активно участвует в борьбе с преступностью и в профилактике правонарушений. Анализ мирового опыта создания и деятельности ВП позволяет выделить три основных существующих подхода, или три модели военной полиции.
Первая — традиционно-классическая модель, которая определяет статус ВП в составе вооруженных сил, основной задачей которой является обеспечение правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих как в местах дислокации воинских частей, так и во время выполнения заданий военными контингентами. Военной полиции предоставлены максимально большие юридические полномочия. Характерной особенностью является децентрализованное (или двойное) управление, однако в рамках органов военного управления. ВП организационно представлена отдельными подразделениями в составе частей, соединений и объединений. Основной организационной тактической единицей является рота. Эта модель свойственна Великобритании, США, Германии, Канаде, Японии, Израилю, Польше.
Вторая — докториальная модель военной полиции, которая организационно и функционально максимально ориентирована на обеспечение как правопорядка в вооруженных силах, так и общественной безопасности, выполняет широкий спектр разнообразных задач как гражданского, так и военного характера. Она формируется в рамках ведомств, органов власти, построена по принципам смешанных сил и подчиняется не только военным руководителям, но и руководителям гражданских ведомств и органов, в интересах которых она выполняет задачи. Как правило, в этом случае ВП представлена как отдельный род ВС. Зона деятельности — как вооруженные силы, так и само государство. Эта модель военной полиции свойственна Италии, Франции, Китаю, Нидерландам.
Третья — инкорпоративная модель военной полиции, которая включила и объединила в свой состав подразделения, раньше выполнявшие обязанности ВП, без существенных изменений содержания их деятельности, в ограниченном диапазоне применения ее подразделений, при отсутствии полнокровных органов досудового следствия и правосудия, специальных учебных заведений. Не предусматривается применение военной полиции для поддержки войск, развернутых в зоне конфликта. Эта модель свойственна Ирану, Турции, Индии, Пакистану, Болгарии.
Необходимо остановиться и на вопросах совместной деятельности военных правоохранительных органов государств, участвующих в миротворческих операциях. Связано это с тем, что нормативно-правовая база миротворческой деятельности требует своего совершенствования, прежде всего в части создания механизма обеспечения законности в районе действия миротворческих сил, в состав которых входят контингенты от разных стран. Как показывает практика, перед подразделениями ВП в местах дислокации воинских контингентов за рубежом достаточно остро стоят проблемы разграничения юрисдикции, проведения следственных действий, особенно по фактам преступлений, совершенных военнослужащими воинских формирований двух и более государств, а также с участием граждан страны пребывания или против них и т. д. 

Страны СНГ

Сегодня в мире наблюдается четкая тенденция дальнейшего развития военной полиции, всестороннего обеспечения ее жизнедеятельности. По пути создания структур военной полиции пошли ряд республик бывшего Советского Союза.
Так, Государственной программой реформирования и развития Вооруженных Сил Украины была создана Военная служба правопорядка (ВСП). Сейчас ВСП способна обеспечить правопорядок и воинскую дисциплину среди военнослужащих ВСУ в местах дислокации воинских частей и в общественных местах; предотвратить преступления, административные и дисциплинарные правонарушения в ВСУ, а также раскрыть их. Защитить жизнь, здоровье, права и законные интересы военнослужащих от противоправных посягательств и даже противодействовать диверсионным проявлениям и террористическим актам на военных объектах. Подразделения ВСП представлены в большинстве областных центров Украины и в крупных гарнизонах, причем руководство этих подразделений остается независимым от местного военного командования.
Военная полиция Казахстана была создана одной из первых в СНГ и на сегодня является самостоятельным правоохранительным органом. Она была образована Указом президента Н. Назарбаева от 22 апреля 1997 г. «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов РК». Приказом министра обороны Казахстана №181 от 29 августа 1997 г. было введено в действие Положение о ВП, где определены ее предназначение, задачи, правовая основа организации, обязанности и полномочия должностных лиц.
Жизнь показала недостаточность правовой регламентации статуса, полномочий и деятельности военной полиции только ведомственными нормативными актами. Поэтому в начале 2005 г. в Казахстане принят закон «Об органах военной полиции». В соответствии с этим документом полномочия органов ВП в части проведения дознания распространяются на военнослужащих республиканской гвардии, органов управления и частей гражданской обороны за пределами территории воинских частей. При этом на территории воинских частей указанных формирований полномочия органов военной полиции осуществляют командиры и начальники. Кроме того, ВП получила право применять любые средства, «вплоть до стрельбы», при остановке военного транспорта, если считает, что движущееся средство может нанести вред окружающим.
Грузинский Генеральный штаб также работает над законопроектом о ВП, хотя сами подразделения военной полиции в Грузии есть. Предполагается, что по закону в функции этой службы будет входить обеспечение порядка и дисциплины в армейских частях и местах общественного скопления, где будут находиться военнослужащие. Как сообщили в оборонном ведомстве Грузии, необходимость военной полиции продиктована не только стандартами НАТО, но и низким уровнем дисциплины в грузинских военных формированиях.

«Спецназ» правопорядка

Характерно, что в структуре ВП многих стран созданы и активно развиваются подразделения специального назначения. В отличие от привычного для многих армейского спецназа, предназначенного преимущественно для ведения разведки и специальных операций в тылу противника, формирования специального назначения ВП уже в мирное время должны быть готовы к выполнению различных силовых задач правоохранительного характера. К ним эксперты относят участие в проведении антитеррористических операций на военных объектах, силовое прекращение преступлений и других правонарушений, обеспечение безопасности представителей высшего военного руководства и т.д.

Скажем, подразделения спецназа широко представлены в украинском аналоге военной полиции — Военной службе правопорядка. Они предназначены для выполнения вышеперечисленных задач, а в случае введения правового режима военного положения — для борьбы в своем тылу с диверсионно-разведывательными формированиями противника. Территориально они представлены во всех регионах Украины, что позволяет оперативно реагировать на различные кризисные ситуации. Спецназ ВСП полностью укомплектован контрактниками, его подготовка проводится совместно с другими украинскими элитными подразделениями, такими как «Альфа», «Сокол» и др.
В данном контексте из армий стран-членов НАТО можно упомянуть Чехию, где в составе ВП есть свое спецподразделение — SOG (Special Operations Group). Оно было основано сравнительно недавно, в 2002 г., на базе одной из частей специального назначения. SOG предназначено для выполнения контртеррористических задач; освобождения заложников, захваченных преступниками; обеспечения безопасности VIP-персон и т.д. Подразделение подчинено непосредственно начальнику ВП и через него — министру обороны. Организационно SOG включает командование, группу управления и логистики, три боевых подразделения (по 12 человек каждое) и группу обеспечения безопасности руководства военного ведомства. Личный состав подразделения набирается из числа ворэнт-офицеров в возрасте не старше 31 года из подразделений армейского спецназа, разведки и аэромобильных войск, а также спецподразделений полиции. Руководству удалось создать настолько привлекательные условия для службы в SOG, что сюда с удовольствием переводятся военнослужащие из других элитных структур. Членство Чехии в НАТО во многом способствовало оснащению подразделения современными образцами вооружения и техники — карабинами M4, пистолетами-пулеметами MP5SD6, пистолетами Glock 17, снайперскими винтовками 7,62x51 Sako, приборами ночного видения и связи, бронированными автомобилями Toyota Land Cruiser с турельной установкой 7,62-мм пулемета, внедоржниками Land Rover Defender и Land Rover Discovery. Спецназ ВП отвечал за безопасность визита чешского руководства в Афганистан зимой 2002–2003 гг., обеспечивал охрану посольства Чехии в Кувейте летом 2003 г., выполнял боевые задачи в Ираке. Летом 2005 г. подразделение из SOG убыло в Косово для выполнения задач по поддержке действий чешского миротворческого контингента.
Как видим, военная полиция в большинстве государств мира имеет статус правоохранительного органа и является важным компонентом осуществления эффективной системы поддерживания и обеспечения правопорядка в ВС. Причем можно утверждать, что ее роль как в армии, так и в обществе имеет тенденцию к возрастанию.

Оценить статью
(0)