Карикатурный скандал не только всколыхнул общественное мнение и взбудоражил мусульманское население многих стран. Он побудил экспертов и ученых заговорить о начале глубокого и по сути, неизбежного, цивилизационного конфликта между Исламом и Западом, исходом которого может быть чуть ли не военное противостояние одних стран с другими.
Россия оказалась втянутой в скандал, умудрившись затеять собственное разбирательство, которое, как это часто бывает, выглядело неуклюже и
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к публикации в волгоградской газете «Городские вести» рисунка с изображением Христа, Моисея, Будды и Магомета; как оценивают действия властей по отношению к журналистам газеты; готовы ли поддержать законопроект о введении уголовного наказания за оскорбление религиозных святынь (законопроект Чуева); какую позицию, по их мнению, должна занять Россия в конфликте между Европой и мусульманским миром.
Половина опрошенных россиян (50%) сегодня в курсе происходящего в Волгограде, причем 13% из них внимательно следили за развитием ситуации вокруг газеты. Не вызвала особого интереса общественная дискуссия вокруг данной публикации прежде всего у молодых россиян 18–24 лет (56% ничего о ней не знают).
Общественное мнение России, судя по результатам опроса, скорее осуждает появление рисунков или карикатур, способных оскорбить чувства верующих. Только 15% россиян полагает подобные действия газеты или других СМИ допустимыми, в рамках их права на свободу слова. 37% придерживается противоположной точки зрения, согласно которой оскорбления чувства верующих требуют уголовного и административного наказания тех, кто эти оскорбления совершил. 32% опрошенных считают целесообразной более мягкую форму осуждения авторов карикатур и обнародующих их СМИ, в виде морального осуждения, а не уголовного или административного преследования. Наиболее решительно настроены в данном вопросе российские мусульмане, 58% которых требуют уголовного преследования за оскорбления чувств верующих. Мнение православного большинства близко к мнению неверующих (недопустимым появление карикатур считают, соответственно, 37 и 31%).
Несмотря на то, что большинство россиян осудили публикацию рисунков в волгоградских «Городских вестях», скорее поддерживают решение волгоградских властей о закрытии своей собственной газеты 30% опрошенных, а 39%, напротив, скорее не поддерживают. Почти треть опрошенных затрудняются определить свое отношение к этому. Более всего сторонников решения о закрытии газеты среди российских мусульман (61%). А против этого высказываются, прежде всего,
Аналогично распределяются мнения и в отношении законопроекта о введении уголовной ответственности за надругательство над религиозными святынями («законопроект депутата А. Чуева»). Такой законопроект готовы поддержать 26% опрошенных, а 17% его категорически не приемлют. Наибольшее число респондентов (39%) действия «святотатцев» осуждают, но полагают, что те должны подвергаться лишь моральному осуждению. Среди представителей различных конфессий законопроект о святотатстве поддерживают: 47% опрошенных российских мусульман; 25% православных, 36% других конфессий и 21% неверующих.
Продолжающиеся манифестации и акции насилия в мусульманском мире в связи с «карикатурной войной» россияне также готовы поддержать, но только в моральном плане. 44% считают, что эти манифестации и приведший к ним взрыв негодования оправданы, заслуживают понимания, но связанные с ними акты насилия недопустимы. 16% готовы полностью оправдать действия мусульманских экстремистов, а 27%, напротив, столь же категорично осудить. Причём среди российских мусульман, тех, кто не принимает актов насилия (48%), больше, чем тех, кто их оправдывает (37%).
По мнению 44% респондентов, нашей стране следует занять в начавшейся «войне цивилизаций» позицию «миротворца». Еще 30% полагают, что Россия вообще в возникшем противостоянии должна хранить полный нейтралитет, дистанцируясь от происходящего. Гораздо меньше тех, кто считает целесообразным для России однозначно поддержать ту или иную конфликтующую сторону. При этом 4% хотели бы поддержать европейских журналистов, а 9% их оппонентов из мусульманского мира. Российским мусульманам в целом позиция компромисса между конфликтующими сторонами (43%) кажется более предпочтительной, чем однозначная поддержка мусульманского мира (31%).
Недавно была закрыта волгоградская газета «Городские вести», опубликовавшая рисунок | ||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет | ||||
18–24 |
25–34 |
35–44 |
45–59 |
60 и старше | ||
Да, я хорошо информирован |
13 |
8 |
12 |
13 |
15 |
15 |
Кое-что |
37 |
31 |
40 |
38 |
38 |
37 |
Ничего не знаю об этом |
45 |
56 |
43 |
45 |
42 |
41 |
затрудняюсь ответить |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
Как Вы считаете, допустима ли публикация в российских средствах массовой информации такого рода изображений? | |||||||
|
Всего |
Право-славный |
Мусуль-манин |
Другой веры |
Колеблюсь между верой и неверием |
Нет, я не верующий человек |
Затруднились ответить на вопрос о вере |
Да, допустимо, так как в СМИ имеют право на свободу слова |
14 |
15 |
12 |
18 |
8 |
21 |
4 |
Это нежелательно и требует морального осуждения |
32 |
33 |
24 |
32 |
40 |
31 |
15 |
Нет, не допустимо — это оскорбляет чувства верующих и требует уголовного или административного наказания |
37 |
37 |
58 |
36 |
31 |
31 |
37 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
15 |
6 |
14 |
21 |
17 |
44 |
Как Вы относитесь к решению властей закрыть газету, опубликовавшую этот рисунок? | |||||||
|
Всего |
Право-славный |
Мусуль-манин |
Другой веры |
Колеблюсь между верой и неверием |
Нет, я не верующий человек |
Затруднились ответить на вопрос о вере |
Скорее поддерживаю это решение |
30 |
29 |
61 |
27 |
29 |
20 |
33 |
Скоре не поддерживаю это решение |
39 |
39 |
18 |
52 |
42 |
52 |
15 |
Затрудняюсь ответить |
30 |
31 |
21 |
18 |
28 |
27 |
52 |
В Государственной Думе обсуждается законопроект о введении уголовной ответственности за надругательство над изображениями и печатными изданиями являющимися религиозными святынями. При этом само понятие надругательства остается спорным и трудноопределимым. Как ВЫ относитесь к идее введения уголовной ответственности за такие действия? | |||||||
|
Всего |
Право-славный |
Мусуль-манин |
Другой веры |
Колеблюсь между верой и неверием |
Нет, я не верующий человек |
Затруднились ответить на вопрос о вере |
Поддерживаю, такие действия должны подвергаться уголовному наказанию |
26 |
25 |
47 |
36 |
23 |
21 |
22 |
Осуждаю, такие действия должны подвергаться моральному осуждению, но не уголовному наказанию |
38 |
39 |
33 |
30 |
44 |
38 |
11 |
Осуждаю, так как отношение к религии и религиозным атрибутам — это дело верующих и не требует законодательного регулирования |
17 |
17 |
11 |
14 |
12 |
21 |
15 |
Затрудняюсь ответить |
19 |
18 |
10 |
20 |
20 |
20 |
52 |
В мусульманских странах продолжаются массовые выступления против публикаций карикатур на пророка Мухаммеда, нападения на посольства западных стран, бойкот датских и других товаров. Как Вы к этому относитесь? | |||||||
|
Всего |
Право-славный |
Мусуль-манин |
Другой веры |
Колеблюсь между верой и неверием |
Нет, я не верующий человек |
Затруднились ответить на вопрос о вере |
Это справедливая реакция верующих на оскорбления их чувств |
16 |
15 |
37 |
14 |
12 |
17 |
|
Мирные протесты оправданы, но акты насилия недопустимы |
44 |
45 |
48 |
41 |
47 |
37 |
41 |
Это действия фанатиков, которые невозможно понять и поддержать |
27 |
27 |
12 |
36 |
28 |
31 |
19 |
Затрудняюсь ответить |
13 |
12 |
3 |
9 |
13 |
15 |
41 |
Какую позицию следует занять России в связи с обострившимися отношениями между Европой и мусульманским миром? | |||||||
|
Всего |
Право-славный |
Мусуль-манин |
Другой веры |
Колеблюсь между верой и неверием |
Нет, я не верующий человек |
Затруднились ответить на вопрос о вере |
Поддержать позицию, занятую европейскими странами и их средства массовой информации |
4 |
4 |
1 |
|
2 |
6 |
7 |
Поддержать мусульман в их требовании официальных извинений от глав европейских стран |
9 |
7 |
32 |
9 |
9 |
7 |
4 |
Попытаться найти компромисс, примирить конфликтующие стороны |
44 |
45 |
43 |
45 |
48 |
38 |
30 |
Занять нейтральную позицию, дистанцироваться от конфликта |
30 |
30 |
18 |
39 |
30 |
38 |
22 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
13 |
6 |
7 |
10 |
12 |
37 |