Евгений Ихлов:

Евгений Ихлов:

Евгений Ихлов:

За последние дни статусные российские либералы получили возможность выразить свое отношение к проблеме прав человека. Это особенно важно, с учетом того, что российский МИД на днях очень четко выразился насчет «выпячивания права человека». Забавно наблюдать, как отечественные власти повторяют ошибки брежневско-сусловского агитпропа, в его парировании политики президента Картера, сделавшего защиту прав человека «американской идеологией». Тогда на обвинения в однопартийной системе, арестах инакомыслящих и цензуре, советские отвечали: у вас — негров вешают,, безработица и народ нищает, пока жиреют миллиардеры. Поскольку негров вешают (т.е. режут) — как раз у нас, и у нас же растет расслоение между богачами и придавленным монетизацией народом, то ненавистному Западу поставили лыком в строку — свободу оскорблять чувства верующих. Да еще, конечно, Западу поставили на вид двойные стандарты — они не выдают нам «террориста» Закаева, при этом, мешая поддерживать демократически избранный Хамас.  Это было смешно, если бы не было так грустно.

Но в этих условиях особенно важное значение приобретает позиция российских либералов и правозащитников. И здесь мы видим отступление статусных либералов без боя и сопротивления. Еще над несколькими бастионами спущен флаг.

 

1. Вчера лидеры Всероссийского Гражданского конгресса (Алексеева, Каспаров, Сатаров) распространили текст «Обращения…  к парламентам стран „большой семерки“. Это обращение содержит детальное перечисление злодеяний путинизма (своеобразный отсыл к старой пьесе Юрия Олеши „Список благодеяний“). Но, как гласит первый принцип пробельной информатики, главный смысл  - это, что скрыто. В „списке злодеяний“ нет войны в Чечне! Самое поразительное, что буквально накануне выхода обращения „конгрессистов“ было опубликовано заявление „Молчанию о Чечне должен быть положен конец“, которое поддержали главные в современном мире „борцы за мир“: Вацлав Гавел (Vаclav Havel, бывший президент Чехии и лауреат Нобелевской премии), Андре Глюксман (Andre Glucksmann), принц Хасан бин Талал (Prince Hassan bin Talal), Фредерик Виллем де Клерк (Frederik Willem de Klerk), Мэри Робинсон (Mary Robinson), Йохеи Сасакава (Yohei Sasakawa), Карел Шварценберг (Karel Schwarzenberg), Джордж Сорос (George Soros), и Десмонд Туту (Desmond Tutu). В этом заявлении четко указывается: „Под прикрытием чеченской войны в России происходит восстановление централизованной власти; война подводит под нее некую мотивационную основу. А централизация власти — это восстановление государственного контроля над СМИ, это проведение законов против общественных организаций, это усиление ’властной вертикали’, после которого институтов и органов, способных противостоять Кремлю или ограничить его власть, просто не остается. Фактически война скрывает возвращение к авторитаризму“. Почему »краса и гордость\" российской гражданской оппозиции не заметила главного инструмента авторитарного реванша и самое страшное его проявление — карательно-геноцидную войну на Кавказе, сказать не берусь. Может быть, потому, что «большое видится только на расстоянии»? 

2. Следующий белый флаг поднял главный официальный правозащитник нашего многострадального отечества - многоуважаемый Владимир Петрович Лукин. 28 февраля он почтил свои присутствием президиум  конференции «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд» (Слушания проводились в рамках работы Всемирного Русского Народного Собора). Выслушав выступление митрополита Кирилла (Гундяева) [прилагается],  омбдусман Всея Руси высказал свое отношение к проблеме [прилагается]. В частности, он поставил под сомнение краеугольный камень современного (гуманистического) понимания доктрины прав человека. Цитирую: «монополии на провозглашение свободы нет ни у кого, в том числе „у либерального антропоцентрического направления — скорее, наоборот“. Это было сказано, в том числе, и в ответ на следующий пассаж владыки Отдела внешнецерковных связей (ОВЦС) Моспатриархии:  »основополагающие нравственные принципы все традиционные мировые религии совпадают, их нравственные принципы не позволяют принять уничтожение жизни (эвтаназию, аборты), гомосексуализм, издевательства над святынями, азартные игры. Все эти пороки сегодня пропагандируются с позиции защиты прав человека. «Православные люди готовы воспринимать идею прав человека и трудиться для ее развития, но при условии, что эти нормы будут содействовать совершенствованию человека, а не закреплению его в состоянии греховного помрачения», — сказал владыка Кирилл. Митрополит Кирилл также отметил, что «диктат гуманистического подхода» поддерживается небольшим кругом людей, которые находятся у власти и контролируют СМИ". «Митрополит Кирилл подверг критике важную для западной системы мышления мысль Руссо о том, что „человеческая личность сама выберет добро, если дать ей свободу“. Подобная идея нравственной автономии человека противоречит христианству, которое „абсолютно признает свободу выбора“, но не идеализирует выбор человека, утерявшего в своем падшем состоянии способность ясно различать добро и зло».

Давайте скажем честно две «упрямые вещи». Во-первых, современная доктрина прав и основных свобод имеет не просто исключительно западный, но исключительно гуманистический (иными словами, антропроцентрический) характер. Она — порождение эпохи Просвещения, с которой идеологи нашей новой правой (иначе — консервативной революции), включая, теоретиков ОВЦС, ведут «последний и решительный бой». У истоков современного гуманизма и демократии стоят энциклопедисты (Вольтер, Дидро, Монтескье), а также их ярый оппонент Руссо. "Священные тексты" правозащиты — Декларация независимости Соединенных Штатов и французская Декларация прав человека и гражданина — писались масонами, ярыми врагами господствующей церкви (Раздавить гадину!). Так, исторически случилось, что именно масонско-рационалитсическая идеология прав человека легла в основу всех международно-правовых норм, а также соответствующего раздела нашей — почти бездействующей — Конституции. Ни православная, ни арабская, ни индийская, ни китайская, ни японская цивилизации концепции индивидуальных прав не имели. Права человека — это защита не только от деспотизма государства. Право выступить против власть имущих, вооружившись не только острым словом, но и острым мечом, кинжалом или шпагой, вполне легитимировано, по меньшей мере, трехтысячелетней традицией. Права человека — это и защита от деспотизма общества, и поэтому первой фундаментальной либеральной свободой стала свобода совести.  Впрочем, у церкви (у всех мировых церквей) есть богатый опыт борьбы с «греховным помрачением ума»: инквизиция (на Западе), монастырские тюрьмы и сжигание в срубах (на православном Востоке), преследование Уриэля да Косты и изгнание Баруха Спинозы (надо же бросить камень в иудаизм), смертный приговор Салману Рушди и террор талибов…

Во-вторых, ни одна религиозная традиция не знает доктринального закрепления индивидуальных прав. Ни 10 заповедей Старого Завета, ни евангельские заповеди блаженства не являются источником прав человека. Это — кодификация «божественного права». Библия и Коран признают только «коллективные права» единоверцев. Даже античные Греция и Рим, открывшие политическое право и создавшие модели демократии, не знали личных свобод (горестная судьба Сократа общеизвестна). Современные гражданские права имеют в своей основе совершенно языческие права древних германцев, впоследствии облагороженные в форме «исконных» феодальных вольностей («Магна Карта» и т.п.). Христианство внесло в духовную традицию Запада персонализм — личную ответственность верующего. «Гуманистические» права человека — это диалектический синтез ранее конфликтовавших доктрин западных языческих (античных и варварских) прав, и тех понятий о свободе, которые выработала западное христианство — католического приоритета народа над монархией и евангелической свободы теологического поиска.    

       

Приложения:

а) Владимир Лукин приветствует внимание Православной Церкви к проблеме прав человека

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин выразил удовлетворение пристальным вниманием со стороны Русской Православной Церкви к проработке вопросов, связанных с правами человека.

«Я рад, что Русская Православная Церковь все более активно разворачивается к проблемам прав человека, которые действительно являются проблемой номер один и в современной России, и в мире», — цитирует «Интерфакс» заявление Лукина, сделанное во вторник в Москве на конференции «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд».

По его мнению, «в России далеко не все благополучно с этим, и здесь открывается очень широкое поле для единства и сотрудничества Церкви и общества».

«Необходимо обсуждать эту серьезную проблему с таким расчетом, чтобы Русская православная церковь с ее великими традициями глубокого духовного размышления привнесла свой вклад в этот процесс», — считает В. Лукин.

«Свобода имеет прямое отношение к самым глубоким основам православного мировоззрения, что хорошо показано, в частности, в трудах митрополита Антония Сурожского», — подчеркнул уполномоченный по правам человека.

В связи с этим, по его словам, монополии на провозглашение свободы нет ни у кого, в том числе «у либерального антропоцентрического направления — скорее, наоборот».

«Возлюби ближнего своего, как самого себя — в этой простой формуле есть все: и научение людей, и проблема равенства и человеческого достоинства, понимаемого через добро — больше ничего и не надо», — полагает В. Лукин.

Теоретические рассуждения о проблеме прав человека, по его мнению, должны сопровождаться реализацией необходимых вещей на практике. «Надо спешить делать добро, и в процессе этого умные мысли придут к нам в голову обязательно», — приводит агентство слова российского омбудсмена.

 б) На соборных слушаниях «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд» была подвергнута критике западная концепция прав человека

Церковно-общественная позиция по правам человека и достоинству личности стала предметом рассмотрения на Соборных слушаниях, которые состоялись 28 февраля в конференц-зале гостиничном комплексе «Даниловский» под председательством заместителя главы Всемирного русского народного собора, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

На расширенном заседании рабочей группы по подготовке новой концепции присутствовали уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, депутаты Госдумы, юристы, религиоведы, известные общественные деятели, правозащитники, эксперты, журналисты. Заседание посетила делегация Сербской Православной Церкви во главе с митрополитом Черногорским Амфилохием.

Слушания проводились в рамках работы Всемирного Русского Народного Собора. Их целью стало углубленное обсуждение вопросов, связанных с православным пониманием идеи прав человека и достоинства личности.

С основным докладом выступил владыка Кирилл. Он охарактеризовал основные положения разрабатываемой концепции Русской Православной Церкви по вопросам прав человека. Обсуждение этого документа станет одним из центральных вопросов очередного Всемирного русского народного собора, который состоится в апреле в Москве. «Концепция прав человека родилась и развилась в западных странах с их особой исторической и культурной судьбой. Следует признать, что в данных условиях она имела свои успехи, но обнаружила и недостатки».

«Концепция прав человека родилась и развилась в западных странах с их особой исторической и культурной судьбой. Следует признать, что в данных условиях она имела свои успехи, но обнаружила и недостатки», — отметил митрополит Кирилл. По его словам тема прав человека чрезвычайно важна для России, но в современных условиях необходимо по-новому осмыслить общепринятую в западном мире концепцию прав человека. Он напомнил, что в свое время СССР подписал международные документы по этой проблематике формально, из дипломатических соображений, однако «все эти стандарты оказались инкорпорированными в нашу правовую систему» без должного их согласования с «нашими духовными и культурными ценностями».

Владыка подчеркнул, что западные стандарты устроения общественного и индивидуального бытия не могут одинаково подходить для всех стран, народов и культур, «другие цивилизации также имеют собственный исторический позитивный опыт организации общественной жизни и создания благоприятных условий для развития личности», — сказал председатель ОВЦС МП.

Усомниться в универсальности гуманистических секулярных ценностей заставляют также «новые явления, которые настораживают верующих людей». Владыка назвал в этом ряду и «карикатурный скандал», и выставку «Осторожно, религия!», и принятие ряда резолюций Евросоюза, свидетельствующих о значительном различии секулярной и религиозной систем ценностей. Европейская секулярная система ценностей, ведущая свое происхождение от рационалистов Просвещения, не может быть навязана современному человечеству как универсальная модель. Митрополит Кирилл отметил, что «диктат гуманистического подхода» поддерживается небольшим кругом людей, которые находятся у власти и контролируют СМИ.

В своем докладе владыка уделил особое внимание богословскому обоснованию православного понимания идей прав человека и достоинства личности. Митрополит Кирилл подверг критике важную для западной системы мышления мысль Руссо о том, что «человеческая личность сама выберет добро, если дать ей свободу». Подобная идея нравственной автономии человека противоречит христианству, которое «абсолютно признает свободу выбора», но не идеализирует выбор человека, утерявшего в своем падшем состоянии способность ясно различать добро и зло.

Владыка Кирилл напомнил, что основополагающие нравственные принципы все традиционные мировые религии совпадают, их нравственные принципы не позволяют принять уничтожение жизни (эвтаназию, аборты), гомосексуализм, издевательства над святынями, азартные игры. Все эти пороки сегодня пропагандируются с позиции защиты прав человека.

«Православные люди готовы воспринимать идею прав человека и трудиться для ее развития, но при условии, что эти нормы будут содействовать совершенствованию человека, а не закреплению его в состоянии греховного помрачения», — сказал владыка Кирилл.

Во время слушаний выступили также  председатель комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике А. К. Исаев, уполномоченный по правам человека в РФ. В. П.Лукин, член Совета по содействию развитию интересов гражданского общества и правам человека при Президенте России А. И. Подберезкин и другие.

В своем докладе уполномоченный по правам человека в РФ. В. П.Лукин выразил свое полное согласие с позицией митрополита Кирилла и удовлетворение по поводу того, что Русская Православная Церковь уделяет такое внимание проблеме прав человека. Он призвал сочетать разработку теоретической концепции РПЦ с практическими делами в области правозащиты.

Итоги слушаний будут учтены при работе над церковно-общественной концепцией прав человека, которая возможно будет представлена для обсуждения на заседании Всемирного Русского Народного Собора в апреле этого года в Москве.

Оценить статью
(0)