9 марта известные российские правозащитники: Людмила Алексеева (Председатель Московской Хельсинкской группы), Елена Боннэр, Светлана Ганнушкина (Комитет «Гражданское содействие»), Лев Пономарев (Движение «За права человека»), Юрий Самодуров (директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова), Эрнст Черный, (секретарь Общественного комитета в защиту ученых) и священник Глеб Якунин (Комитет защиты свободы совести) выступили с открытым обращением к Послам Большой Семерки в Москве.
Правозащитники призывают дипломатов вмешаться и потребовать от российских властей, чтобы в отношении Михаила Трепашкина «были выполнены нормы российского законодательства (статья 73
В обращении говорится: "Мы потеряли надежду добиться положительного ответа от российских властей. Мы стали свидетелем того, как безуспешны обращения организации «Международная Амнистия» в его защиту, как руководство системы исполнения наказания отказало Уполномоченному по правам человека Свердловской области региона России, как отбывает наказание Трепашкин. Поэтому мы обращаемся к вам, как представителям держав, ставших наиболее близкими партнерами Российской Федерации по «большой восьмерке».
Приводим полный текст обращения:
"Чрезвычайному и Полномочному Послу
Королевства Великобритании
в Российской Федерации
Господину Энтони Расселлу Брентону
Чрезвычайному и Полномочному Послу Италии
в Российской Федерации
господину Джанфранко Факко Бонетти
Чрезвычайному и Полномочному Послу Канады
в Российской Федерации
господину Кристоферу Вэстдалу
Чрезвычайному и Полномочному Послу
Федеративной Республики Германии
в Российской Федерации
Господину Вальтеру Юргену Шмиду
Чрезвычайному и Полномочному Послу
Соединенных Штатов Америки
в Российской Федерации
Господину Уильяму Джозефу Бернсу
Чрезвычайному и Полномочному Послу
Французской Республики
в Российской Федерации
Господину Жану Каде
Чрезвычайному и Полномочному Послу Японии
в Российской Федерации
Господину Иссэю Номура
Открытое обращение к Послам стран Семерки в Российской Федерации по поводу положения угрожающего жизни политического заключенного Михаилу Трепашкина
Ваши Превосходительства!
Мы обращаемся к вам потому, что жизнь российского политического заключенного Михаила Ивановича Трепашкина находится сейчас под непосредственной угрозой. Ему угрожает резкое обострение его болезней, а также расправа со стороны уголовников, которых настраивают против него. Мы потеряли надежду добиться положительного ответа от российских властей. Мы стали свидетелем того, как безуспешны обращения организации «Международная Амнистия» в его защиту, как руководство системы исполнения наказания отказало Уполномоченному по правам человека Свердловской области региона России, как отбывает наказание Трепашкин. Поэтому мы обращаемся к вам, как представителям держав, ставших наиболее близкими партнерами Российской Федерации по «большой восьмерке».
Мы призываем Вас незамедлительно выразить свою и Ваших Правительств обеспокоенность судьбой и преследованиями М. И. Трепашкина. Более того, мы считаем это Вашим и Ваших Правительств моральным и правовым долгом, поскольку после подписания Хельсинкских соглашений и в последовавших затем целом ряде саммитов ОБСЕ, и на иных международных конференциях с участием полномочных представителей Ваших стран, равно как и СССР и Российской Федерации, было достигнуто общепринятое понимание того, что соблюдение прав личности не есть только лишь внутреннее дело государств.
На наших глазах нарушаются права Михаила Трепашкина. В первую очередь это право на жизнь, которое гарантируется и российской конституцией, и 2 статьей Европейской конвенции о защите прав человека, и 6 и 7 статьями Международного Пакта о гражданских и политических правах, и 3 статьей Всеобщей Декларации прав человека. И мы просим вас немедленно выступить в его защиту, пока он, на время рассмотрения его кассационной жалобы, переведен в следственный изолятор Екатеринбурга.
Еще 20 октября 2005 г.
Не меньшую озабоченность вызывают и сообщения о том, что администрация колонии настраивает против Трепашкина других заключенных, в том числе, намекая, что
Мы убеждены, что преследования Трепашкина носят сугубо политические мотивы, что это месть за то, что он стал защитником пострадавших от терактов в Москве в сентябре 1999 года и поставил под вопрос официальную версию властей. Арест Трепашкина в октябре 2003 года был вызван исключительно ложным обвинением в хранении оружия ему подбросили в автомобиль пистолет. Через два года эти обвинения были сняты судом, но к этому времени подобрали иное обвинение в разглашении тайн КГБ.
Мы просим вас обратить внимание руководства Российской Федерации на необходимость того, чтобы в отношении Михаила Трепашкина были выполнены нормы российского законодательства (статья 73
С уважением,
Людмила Алексеева, Председатель Московской Хельсинкской группы.
Елена Боннэр, правозащитник.
Светлана Ганнушкина, Комитет «Гражданское содействие».
Лев Пономарев, Движение «За права человека».
Юрий Самодуров, директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова.
Эрнст Черный, секретарь Общественного комитета в защиту ученых.
Священник Глеб Якунин, Комитет защиты свободы совести.
9 марта 2006 г.