Что касается прогноза результатов президентских выборов, то по официальным данным Александр Лукашенко получит от 75 до 85%. Однако реальную поддержку Лукашенко может оценивать в пределах 58–65%.
Такие результаты вполне устроят власть. Тем более что в ходе нынешней предвыборной кампании акцент делался не столько на рекламе президента, сколько на особой модели развития Белоруссии. Соответственно, итоги выборов официальная власть интерпретирует как свидетельство высокой поддержки режима и существующей системы в целом.
Оппозиция в сумме может набрать около 20%. При этом сложно говорить, как повлияет этот результат на стратегию оппозиционных сил после выборов, поскольку стратегии поведения на самом деле нет. И это вполне объяснимо.
Сейчас нельзя предугадать реакцию власти после 19 марта. Возможны различные сценарии, вплоть до полной информационной блокады и раздробления оппозиции на мелкие диссидентские группы.
Тем более что у власти будет повод для беспокойства. Ведь результат в 20% — выше, чем процент голосов, полученный оппозицией на выборах 2001 года. Кроме того, нужно делать скидку на то, что оппозиционные кандидаты не имели возможности вести масштабную кампанию. С 2003 года власти ограничивают деятельность «третьего» сектора, сокращают число независимых СМИ.
Оппозиция, безусловно, сделает заявление о фальсификации итогов голосования, организует массовые выступления. Но я не думаю, что последние будут иметь отношение к рациональной политической борьбе, скорее это будет эмоциональный выход.
Да и развернуться протесту власти не дадут. Они заранее готовились к возможным уличным протестам, они владеют механизмами нейтрализации наиболее активных и опасных лидеров митингующих.
Что касается реакции мирового сообщества на исход выборов, то очевидна полная поддержка со стороны России. Выбор России в пользу Лукашенко был сделан довольно давно. Примерно четыре месяца назад лидеры двух государств фактически окончательно договорились об этом. Россия отказалась от поддержки
Иную позицию займет Евросоюз. Он отметит факт нарушений, сделает несколько негативных заявлений. Но де факто победа Лукашенко будет признана, поскольку у Евросоюза нет другого выбора.
Европейские структуры не обладают достаточным ресурсом для радикальной перемены ситуации в Белоруссии. В то же время давление на белорусского президента со стороны Европы продолжится, хотя резких действий сразу после выборов ожидать не стоит.
Отмечу, что политика Лукашенко в отношении проекта Союзного государства Белоруссии и России после выборов вряд ли изменится. У него нет резонов
Лукашенко устраивает существующий порядок, когда он позиционируется как отец и гарант новой независимости Белоруссии, а союзная риторика находится на заднем плане, употребляется избирательно.
Андрей Казакевич, главный редактор журнала «Палiтычная сфера» (Минск)