Прошедшим 19 марта президентским выборам в Беларуси предшествовала оголтелая пропагандистская кампания, развязанная телевидением и другими государственными СМИ. При достаточно высоком уровне поддержки населения, Лукашенко смог сосредоточить в своих руках все мыслимые и немыслимые административные и финансовые ресурсы. И с помощью КГБ, других силовых структур диктатор плотно контролирует общество. Считается, что при таком раскладе оппозиция сильной быть не может. В отличие от Украины и Грузии, в Беларуси отсутствуют оппозиция в парламенте, независимое телевидение и действенный «третий сектор». Все эти факторы Лукашенко успешно и последовательно устранил за время своего правления. Тем не менее, главный вывод, который делают наблюдатели сегодня: белорусское общество медленно просыпается.
О политике снова стали спорить в самых различных общественных слоях и местах. Безусловно этому способствовали единый кандидат от демократических сил Александр Милинкевич и
А тем временем, Центризбирком, как водится в Беларуси, уже объявил об «оглушительной победе Лукашенко». Но это праздничное настроение, по словам председателя ЦИК госпожи Ермошиной, может испортить встреча с руководителем миссии наблюдателей БДИПЧ, который ей пообещал дать не просто плохую, а «очень плохую оценку» прошедшего голосования. То есть, для мирового сообщества нынешние, впрочем как и все предыдущие выборы в Беларуси за последние 8 лет, не станут ни честными, ни справедливыми.
Наблюдатели отмечают и разгоревшуюся войну
Для полноты происходящего в Минске можно упомянуть, что по информации, распространяемой российскими источниками, приближенными к администрации президента РФ, Владимир Путин в канун выборов звонил лично Александру Лукашенко с тем, чтобы предостеречь его против применения силы в отношении демонстрантов.
Сообщается, что советники В. Путина пояснили ему, что в случае применения силы против несогласных избирателей в Минске, Кремль окажется в чрезвычайно трудном положении: с одной стороны поддержка режима, решившегося на силовое удержание власти позволяет оказывать давление на российское руководство в отношении европейской энергетической политики и, самое главное, стабфонда России, размещенного в иностранных ценных бумагах, с другой стороны — отказ от такой поддержки ставит под удар другие экономические интересы России, непосредственно связанные с Беларусью. Иными словами: в случае осуществления силового сценария в Минске, считают российские эксперты, Кремлю придется активно вмешаться в ситуацию, а именно этого (будто бы) российскому руководству хотелось бы избежать. Не секрет, что Лукашенко, в свою очередь, пытается избежать разговора в ближайшем будущем о создании
Рассуждая о намерениях тех или иных политиков, с определенной уверенностью можно утверждать, что оппозицию и других ждут тяжелые времена. Наблюдатели отмечают, что режим перешел к тотальному подавлению. Если раньше «под раздачу» попадали закоренелые оппозиционеры, то сейчас круг потерпевших резко расширился, затронув тысячи людей. А это может увеличить социальную базу оппозиции, которая, похоже, принимает все больше латентный характер. По мнению белорусского обозревателя Владимира Дорохова, оставшись после 19 марта президентом, Лукашенко заложил мину под свое будущее. При этом, раскручивая маховик репрессий, Лукашенко и сам попадает в капкан — чем позже он уйдет из власти, тем мрачнее видится сама процедура ухода.
Роман Яковлевский для «Главреда»